Новость политики

За несколько месяцев до начала Олимпиада в Пекине оказалась в эпицентре геополитического противостояния

За несколько месяцев до начала Олимпиада в Пекине оказалась в эпицентре геополитического противостояния

Фото © «Московская газета»

22.11.2021 в 08:58:00
2563

Зимняя Олимпиада в Пекине, которая должна пройти с 4 по 20 февраля 2022 года, оборачивается колоссальной головной болью для китайских властей. За несколько месяцев до её начала появляется всё больше проблем, бьющих по репутации страны-организатора и имиджу самих игр

О том, что праздник спорта пройдёт на фоне продолжающегося всемирного ковида, не стоит и напоминать. Но на пути к своей второй Олимпиаде Китай сталкивается уже и с политическими сложностями. У КНР в последнее время репутация в развитом мире и так далеко не кристальная, но накануне ОИ проблемы посыпались, как из рога изобилия. Во многих из них Пекин и сам виноват, но западные страны, найдя новый рычаг давления, стали более остро реагировать на многие инциденты, которые в другое время не вызвали бы таких последствий.

Так, сегодня глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан пригрозил Китаю дипломатическими мерами из-за скандала вокруг судьбы теннисистки Пэн Шуай. Именитая 35-летняя спортсменка в начале ноября опубликовала в соцсетях сообщение, в котором обвинила в домогательствах бывшего премьер-министра КНР. После этого Шуай перестала выходить на связь, долгое время о ней ничего не было известно. Беспокойство за безопасность девушки выразили многие зарубежные спортсмены и общественные деятели, а также Международная федерация тенниса. Недавно теннисистка появилась на публике и кратко пояснила, что с ней всё в порядке. Получилось не слишком убедительно. В партократиях, подобных Китаю, было бы удивительно, если бы подобные обвинения в адрес руководителя высшего ранга остались без последствий для жалобщика, поэтому реальная судьба теннисистки сейчас вряд ли станет достоянием общественности. Так или иначе, даже этот случай стал поводом для дипломатической реакции Запада.

«Конечно, отсутствие посла на открытии олимпийских игр в Пекине не станет демонстрацией силы перед Китаем. Но это символ. Очевидно, что если от этой прекрасной теннисистки не будет больше новостей, то следует ждать дипломатических последствий», — заявил глава французского дипведомства. И мишенью для этих самых последствий, естественно, с наибольшей вероятностью станет как раз Олимпиада.

Здесь нужно пояснить, что для режимов, подобных китайскому, Олимпиада, как и любое крупное международное событие, значит больше, чем просто спортивное мероприятие. Это возможность показать остальному миру своё превосходство, эффективность коммунистической системы, высочайший уровень организации и т.д. Как когда-то в СССР, в Китае большое значение придают демонстрации своего могущества, будь то экономика, армия или спорт. Поэтому любые неприятности, затрагивающие любимое детище товарища Си, в Пекине воспринимают достаточно болезненно. И страны, стремящиеся сдержать разнообразные амбиции Поднебесной, охотно пользуются этой слабостью китайского истеблишмента. А сейчас к Китаю накопилась целая россыпь претензии, которые самое время предъявить перед играми.

Недавно президент США Джо Байден и его представители не исключили дипломатического бойкота пекинской Олимпиады. В Белом доме и Конгрессе вновь напомнили о нарушениях прав уйгуров и других нацменьшинств в КНР.

Ряд стран уже не первый год обвиняет Китай в создании концлагерей и других видах дискриминации уйгуров и других мусульманских тюркских народов, которых якобы принуждают к ассимиляции и полному растворении в китайской нации с её атеистической идеологией. И хотя в Пекине все обвинения отвергают, эта тема продолжает «подливать масла в огонь» отношений с Западом. Летом несколько конгрессменов, включая председателя палаты представителей Нэнси Пелоси, призывали другие страны присоединиться к бойкоту Олимпиады в Китае, а МОК – перенести игры в другое место. Перенос игр уже практически невозможен, да и не пошли бы в МОК на такой шаг. Китай – слишком серьёзный игрок, чтобы спортивные чиновники могли пойти с ним на такое обострение. Но вот немного пополнить ряды бойкотирующих, возможно, ещё удастся.

На днях появилась информация о том, что к дипломатическому бойкоту игр может присоединиться Великобритания. Как пишет Times, такую меру сейчас обдумывают в правительстве Соединённого королевства. Причины те же – нарушение прав уйгуров. Речь идёт лишь об игнорировании игр со стороны официальных делегаций этих стран, отзывать своих спортсменов пока никто не планирует. Однако, как поясняют эксперты, это тоже достаточно серьёзная мера, показывающая степень напряжённости взаимоотношений Запада и Китая.

Помимо уйгурского вопроса и отдельных инцидентов, вроде предполагаемого исчезновения китайской теннисистки, свою роль, безусловно, играет и тайваньский фактор.

Вокруг частично признанной Китайской республики на Тайване нешуточные страсти кипят уже не первый месяц. Накануне, к примеру, представительство острова открылось в Литве, и Пекин тут же понизил уровень дипломатических сношений с этой страной до временных поверенных в делах. Китай даёт понять, что в тайваньском вопросе актуален лишь один принцип: «кто не с нами, тот против нас». Вкупе с военной активностью близ Тайваня и заявлениями в прессе, предполагающими возможность силового возвращения острова под власть Пекина, ситуация складывается опасная. Во время прошедших 15 ноября переговоров Джо Байдена и председателя КНР Си Цзиньпина прогресса, по сути, достигнуто не было. Си всё также настаивал на принципиальности возвращения Тайваня под китайскую юрисдикцию, а президент США говорил о неприемлемости военного решения. Если не будет военного решения, то всё останется по-прежнему, потому что сами тайваньцы заново возвращаться в состав континентального Китая не хотят категорически. Но Пекин, как видно, настроился тайваньскую проблему решать в ближайшие годы. Для урезонивания китайских амбиций хороши любые мирные средства – решили на Западе, и, возможно, продемонстрируют свою позицию в том числе и через частичное неучастие в Олимпиаде.

России же в этой ситуации важно другое. Хотя основные демарши и ответные возмущения сейчас сосредоточены вокруг пекинской Олимпиады, в вопросе роста военной напряжённости у берегов Китая, не обошлось и без участия РФ. В частности, накануне МИД Японии выразил обеспокоенность совместным патрулированием Азиатско-тихоокеанского региона российскими и китайскими самолётами. Дальняя стратегическая авиация РФ вместе с китайскими коллегами провела полёты близ японской территории над Японским и Восточно-Китайским морями.

Понятно, что таким образом Москва демонстрирует свой союзнический статус с китайскими партнёрами. Но именно сейчас ввязываться в противостояние Пекина с западными государствами нашей стране совершенно ни к чему. Пока Россия находится на периферии зоны напряжённости в Восточной Азии, но складывается впечатление, что российское руководство само стремится оказаться поближе к эпицентру. Может из солидарности с Китаем, может ради повышения собственной значимости, но Россия проводит «демонстрацию флага» там, где это никак не обусловлено нашими национальными интересами.

Остаётся надеяться, что хотя бы в этом вопросе конфронтация Китая и Запада нашу страну значительно не затронет. В конце концов, отсутствие британских министров на открытии Олимпийских игр – совсем небольшая цена за предотвращение большой войны из-за Тайваня или просто случайного боестолкновения различных военных кораблей и самолётов, столь активно действующих в этом регионе.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
пекин,олимпиада, репутация, китай
Поделиться
Похожие новости