Новость экономики

14 триллионов «под подушкой»: бояться пока нечего?

14 триллионов «под подушкой»: бояться пока нечего?

Фото © «Московская газета»

11.11.2022 в 19:22:00
2550

Эксперты «Московской газеты» рассказали, почему россияне снимают деньги со счётов и влияет ли это на инфляцию

После объявленной частичной мобилизации за месяц на руках у россиян оказалось 694 млрд рублей — в итоге, впервые с 2015 года объём наличности у физических лиц, бизнеса и ИП превысил рекорд 2015 года и составил к сентябрю 14,2 трлн рублей.

О чём говорит такое количество денег на руках и как влияет на российскую экономику и банковскую систему?

Дело в другом, говорят банкиры

В Ассоциации банков России говорят, что причины роста объема наличности могут быть разными и не связанными с движением средств по вкладам населения. «Возросший объем наличности может быть и на руках населения, и в кассах магазинов и фирм, и в банках, которые, к примеру, загрузили в банкоматы купюры большего номинала», — сообщили «Московской газете» в АБР.

Обналиченные средства не участвуют в российской экономике (пока)

В теории, такое количество наличности на руках у населения должно ускорять инфляцию, но этого не происходит, сказал в беседе с журналистом издания экономист Игорь Николаев.

«То, что в сентябре россияне сняли со своих счетов так много денег — это естественно: неопределённость ситуации люди оценивают как риск и поэтому снимают деньги, — отметил экономист. — Но касательно инфляции есть следующие данные: показатель оборота продуктов питания в российской розничной торговле сократился в сентябре на 3,5%. А оборот непродовольственных товаров — на 15%. Это означает, что снятая наличность не вылилась на рынок и на инфляцию не повлияла. Это в большей степени те деньги, которые люди снимают для того, чтобы релоцироваться за пределы страны или для того, чтобы иметь в доступности сумму, которая может срочно на что-то понадобиться. На это явление стоит обратить внимание, но какого-то резкого влияния на инфляцию, экономику, на банковскую систему, пока обладающую большим запасом прочности, оно не оказало».

Стоит ли ожидать возвращения этих денежных средств на банковские счета в ближайшем будущем?

«Сейчас инфляция всё-таки ускорилась, а ноябрь и декабрь — традиционно самые инфляционноёмкие месяцы. К тому же, декабрь — это Новый год, повышенные траты, какие уж тут вклады. В целом, в ближайшем будущем ожидать возобновления россиянами банковских вкладов не стоит», — сказал Игорь Николаев.

Потребители боятся

Снятие денег со счетов — это типичная реакция страха, сказал «Московской газете» экономист Сергей Хестанов.

«Когда потребитель чего-то боится: так было в 98-м, в 2008-м, в 2015-м, — напомнил эксперт. — Опасность это явление представляет тогда, когда происходит неожиданно: это создает трудности с обеспечением ликвидности банков, как в 1998 году. Но к настоящему моменту эта потребительская реакция хорошо изучена. ЦБ и крупные банки были к этому готовы, большого дефицита ликвидности банковской системы не случилось. Конечно, теоретически, эти 14 триллионов рублей исключены из хозяйственного оборота страны, но у ЦБ есть большие ресурсы, чтобы их легко возместить».

Действительно ли эти обналиченные денежные средства не влияют на уровень инфляции в стране?

Инфляция определяется не только наличием денег на руках, но и поведением потребителя. А он перешёл к сберегательной модели поведения, и инфляцию это никак не ускоряет. Один-два квартала отсутствия потрясений — и заметна часть этих денег вернётся обратно в банковскую систему, считает Сергей Хестанов.

«Если, конечно, длительное время не будет происходит ничего пугающего для потребителя, — отметил экономист. — Но с февраля у нас регулярно случаются негативные новости. Будем надеяться, что их поток через какое-то время ослабнет».

О чём говорит сентябрьское снижение товарооборота в российской рознице?

«Это сезонные колебания, выводы делать рано, — считает Сергей Хестанов. — Сейчас заканчивается сезон сбора урожая, то, что не хотели долго хранить, усиленно распродаётся, где-то это снизило инфляцию. Как будет развиваться ситуация, станет ясно хотя бы через квартал».

270 малых банков

В АБР состоят в основном не слишком большие банки, заметил собеседник «Московской газеты».

«Для крупных банков от тех 14 триллионов, о которых мы говорим, проблемы нет. 30 крупных банков — это примерно 90% нашей банковской системы. Плюс ещё 270 маленьких банков. Какие-то из них вполне могут испытывать трудности в связи с оттоком вкладов. Но, при всём уважении к малым банкам, для российской банковской системы в целом они не особенно значимы. У нас давно шёл процесс концентрации банковского капитала, и сложившаяся система — не равномерна», — заключил экономист.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
наличка, деньги, счет, инфляция
Поделиться
Похожие новости