Новость экономики

Аналитики спрогнозировали ключевую ставку по итогам заседания ЦБ в феврале

Аналитики спрогнозировали ключевую ставку по итогам заседания ЦБ в феврале

Фото © «Московская газета»

23.01.2024 в 11:07:00
2159

Несмотря на то, что инфляция замедлилась на протяжении двух недель подряд с начала января (с 10 по 15 января рост цен упал вдвое — с 0,26 до 0,13%), не стоит надеяться на чудо, да и по методике инфляцию стоит рассчитывать за год. Поэтому сохраняем прагматизм и избегаем чересчур оптимистических прогнозов, поскольку год только начался, и риски никуда не делись. Об это сообщила «Московской газете» доцент Финансового университета при правительстве РФ Ольга Дмитриева

С чем связано наблюдающееся замедление роста цен — посленовогодним синдромом или долгосрочной тенденцией, в частности, связанной с ужесточением денежно-кредитной политики (ДКП) Центробанком? В прошлом году продукты питания, медикаменты, топливо и услуги внесли основной вклад в раскрутку инфляции. Следует ли ожидать, что в 2024 г. все будет дорожать не так быстро, и по итогам года удастся выйти на целевые 4%?

«Во-первых, в январе всегда покупательская способность очень низкая, так как все тратятся очень сильно перед Новым годом на продукты и подарки. Поэтому многие коммерсанты снижают цены на свои товары, чтобы распродать остатки. Во-вторых, может уменьшиться цена на ежедневную продуктовую корзину, но часто не учитывается изменение качества ее состава, т.е. умышленное удешевление от производителя. Например, уход от акциза на сахаросодержащие напитки и добавление сахарозаменителя. В-третьих, в наступившем 2024 году ожидается повышение цен на некоторые виды продуктов, в том числе алкоголь и табак, кофе и кондитерские изделия, рис и некоторые виды мяса. Основными причинами являются неурожай, рост стоимости логистики, в том числе из-за кризиса в Красном море, изменение курса валют. На смену циклическому росту инфляции приходит замедление, но это временный эффект. Рост будет наблюдаться в конце весны и начале лета», — отметила Ольга Дмитриева.

Риски разгона инфляции пока заставляют Центробанк держать экономику в «ежовых рукавицах» высокой процентной ставки.

«Замедление инфляции проявилось еще в декабре прошлого года и продолжилось в первые две недели текущего года (Росстат публиковал данные за 1-9 января и 10-15 января). Это вызывает определенный оптимизм, хотя в значительной мере в динамике инфляции сейчас проявляется вклад волатильных компонент. Так, за первые 15 дней с начала года сильнее всего подорожала плодоовощная продукция (огурцы +16,8%, помидоры +11,9%), при этом происходит замедление роста или даже некоторый откат цен в наиболее подорожавших в прошлом году продуктах (курица за первые две недели января подешевела на 1,4%, а с 10 по 15 января незначительно (-0,2%) снизились цены на яйца – лидер роста цен 2023 года (+61%)). На замедление инфляции влияет и сезонное снижение цен на авиаперелеты (-10% за 2 недели 2024 года). Если оценивать эффект от жесткой монетарной политики Банка России, то он проявляется, в частности, в укреплении курса рубля, что способствует замедлению роста цен на товары и услуги, зависящие от импорта. Кроме того, высокие процентные ставки способствуют повышению привлекательности сберегательного поведения домохозяйств: идет приток вкладов в банки, а рост потребительского кредитования замедляется (этому способствует и ужесточение макропруденциального регулирования). Все это способствует определенному замедлению и устойчивых компонент инфляции, в частности, роста цен на непродовольственные товары. Однако большой объем бюджетных расходов в декабре прошлого года, возможность ускоренного расходования бюджетных средств в I квартале 2024 года (предвыборный период), кадровый дефицит и гонка зарплат, все еще высокие темпы роста корпоративного кредитования пока не позволяют Банку России «расслабляться». С учетом замедления инфляции на заседании 16 февраля Банк России, скорее всего, не станет повышать ключевую ставку и в зависимости от тех данных, которые станут доступны до этого времени, может сделать сигнал несколько мягче, однако о снижении «ключа» речи пока не идет», — сказала «Московской газете» руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

Нельзя сбрасывать со счетов и сезонный фактор.

«Ничего странного или необычного в наблюдающемся после Нового года снижение цен нет. Во-первых, январь — это априори месяц с очень скромным уровнем роста цен, потому что сначала у людей куча выходных, к которым они закупаются, как правило, в конце декабря, затем население пытается из этих выходных выйти. Отсюда снижение спроса и легкая стагнация цен. Во-вторых, индексация цен все равно начнется немного позже и будет постепенной. Да, где-то некоторые товарные группы уже начинают дорожать, но здесь будет уместна аналогия с техникой — если компания привезла или произвела ее по одной себестоимости, то как-то резко задирать цену из-за изменившихся условий она не будет, чего нельзя сказать о других партиях, которые уже будут стоить дороже. В-третьих, ЦБ никак не влияет на инфляцию. Увеличение ставки — это не аргумент для того, чтобы люди меньше тратили. Да, растет интерес для более сберегательной модели поведения, если прятать деньги во вклады или облигации. Но вместе с этим растет стоимость кредитования, в том числе для юрлиц. Будут ли предприниматели работать в минус? Конечно нет — цена заемных денег за прошлый год выросла втрое. Теоретически с учетом относительно высокой базы инфляция в этом году может спуститься куда-то в район 4% годовых. Но таковой по итогу года она, скорее всего, не окажется, а будет чуть выше, около 5-5,5%. Но проблема в том, что расходы на производство в России растут сильнее, чем эти же 4%. Плюс есть разница между инфляцией по Росстату и потребительской инфляцией, которая обычно выше раза в два. Вторая точно ниже 6-7% в этом году не опустится», — предположил в беседе с изданием автор проекта про финансы «Экономизм» Алексей Кричевский.

«Об общей динамике инфляции судить только по недельным данным не вполне верно — слишком велико влияние разовых и случайных факторов; однако в целом при сохранении тенденции, можно будет говорить о том, что усилия ЦБ постепенно приводят к желаемому результату. Важнейший момент здесь – инфляция на внешних рынках (откуда идёт импорт соответствующей продукции и её компонентов) и динамика курса рубля – сейчас он умеренно крепкий, если сравнивать с концом прошлого года, что является контринфляционным фактором. При сочетании умеренно жёсткой ДКП, высоких сырьевых цен и умеренном внешнем политическом фоне замедление инфляции приобретёт устойчивый характер. Тем не менее о точном достижении цели в 4% уже к концу года говорить можно только осторожно – слишком много есть неэкономических факторов, способных повлиять на результат», — сказал «Московской газете» руководитель управления аналитических исследований «ИВА Партнерс» Дмитрий Александров.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
инфляция, ЦБ, ключевая ставка
Поделиться
Похожие новости