Евросоюз прорабатывает конфискацию российских активов: чем эта мера грозит обеим сторонам
Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политики безопасности Жозеп Боррель в интервью изданию Financial Times заявил, что он выступает за конфискацию замороженных российских активов и их дальнейшее использование для восстановления Украины. Глава европейской дипломатии отметил, что поиск источников финансирования будущего восстановления украинской экономики и инфраструктуры сейчас является одним из важнейших политических вопросов для ЕС
Брюссель с марта обсуждает возможные юридические механизмы реализации такой меры, однако официальных заявлений от лица Евросоюза на этот счёт пока не было.
На инициативу Борреля отреагировали в Москве. Замминистра иностранных дел РФ Александр Грушко назвал такое предложение беззаконием и выразил уверенность, что подобные действия подрывают доверие мирового сообщества к финансовой системе ЕС и Запада в целом. «Из-за таких заявлений вместе с Россией «огромное количество стран» будут защищать мировой порядок, основанный на международном праве», — уверен Грушко.
Учитывая, что только резервов Центробанка заморожено на сумму около 300 миллиардов долларов, не считая активов тысяч попавших под санкции бизнесменов и компаний, судьба таких сумм не может не беспокоить российское руководство. Заморозка – временная мера, которая действует на время санкционного режима, и в этом случае была надежда когда-нибудь вернуть эти деньги. Но если их изымут и направят на любые другие цели – это уже навсегда.
В конце апреля президент США Джозеф Байден направил в Конгресс пакет законопроектов, в котором, среди прочего, предусмотрена возможность продавать активы российских бизнесменов в США и передавать вырученные средства на помощь Украине. Проект уже одобрен нижней палатой американского парламента. Уточняется, что перед конфискацией правоохранители должны будут доказать, что средства на приобретение этого имущества добыты незаконным путём. Госсекретарь Энтони Блинкен добавил, что таким же образом могут быть использованы и государственные активы РФ, арестованные в Соединённых Штатах. Для этого, по словам госсекретаря, сейчас прорабатывается юридическая база.
Подобные прецеденты в недавней мировой истории уже были. После прихода к власти в Афганистане движения Талибан (запрещённая в РФ террористическая организация, — прим.ред.) США заморозили на счетах в американских банках около 7 млрд долларов ЦБ Афганистана. А в феврале нынешнего года стало известно, что американская сторона распорядится средствами по-своему. Часть денег, к примеру, пойдёт на компенсации семьям жертв теракта 11 сентября 2001 года. Также в 2018 году американская ConocoPhillips получила в своё распоряжение почти $700 млн, принадлежавших венесуэльской нефтяной госкомпании PDVSA. Эта конфискация произошла в результате решения международного арбитража, признавшего незаконной национализацию нефтедобывающей инфраструктуры в Венесуэле в середине 2000-х. Кампанию по национализации иностранных активов тогда проводил президент республики Уго Чавес.
Как видно, конфискация имущества иностранного государства или компаний из-за политического курса этих стран периодически происходят, но эти случаи немногочисленны.
Если учесть реакцию мирового сообщества на события в Украине, вполне возможен сценарий с изъятием российских активов. Юридический механизм для этого только создаётся, но эксперты сходятся во мнении, что при наличии политической воли такой шаг вполне вероятен. Кандидат экономических наук Юрий Юденков называет такой исход ожидаемым, особенно в том случае, если геополитическая ситуация будет развиваться не в пользу России. Он подчеркнул, что первыми, скорее всего, подобное решение примут США, а за ними могут последовать и другие страны мира.
Власти РФ уже заявляют о том, что в случае изъятия российских активов последуют зеркальные меры для западного имущества на территории РФ. Так, спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил в ответ конфисковывать активы западных бизнесменов в России. Он добавил, что средств европейских и американских предпринимателей в РФ гораздо больше, чем российских средств на Западе, поэтому для инициаторов этой кампании проблем якобы будет больше, чем для россиян. Однако директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков заметил, что взаимное конфискационное противостояние может принести Москве ещё больше проблем.
Доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин отмечает, что Евросоюз на изъятие активов ЦБ РФ пойти может, а вот российской стороне ответить будет особенно нечем.
«Если рассматривать ситуацию по факту, то технически европейцы это сделать смогут, поскольку наши деньги в долларах и евро находятся на счетах их Центральных банков. А вот западные страны не держат свои деньги в российских банках. Поэтому, если российские резервы все-таки будут переданы Украине, адекватно заместить эти деньги за счет средств США и европейских стран РФ не удастся. Вероятных зеркальных мер со стороны России ждать не стоит», — считает эксперт.
Наконец, остаётся один вопрос: действительно ли западная финансовая система при таком развитии событий потеряет доверие всего остального мира? Эксперты указывают, что страны с откровенно антизападной политикой, глядя на пример России и заморозку её резервов, действительно задумываются о переводе своих активов из юрисдикций западных стран в другие места и формы хранения. Но у любых альтернатив немало минусов. Содержание резервов в виде наличной валюты или золота сильно затрудняет любые международные расчёты, а криптовалюты на сегодняшний день доказали свою ненадёжность для хранения больших объёмов средств, тем более государственных. К тому же те страны, которым реально угрожают блокирующие санкции, аналогичные антироссийским, занимают незначительную долю мировой экономики. Такие страны, как Венесуэла, Сирия или КНДР не могут любыми своими действиями существенно повлиять на стабильность общепринятой финансовой системы.
Есть и крупные игроки, декларирующие свою независимость от западной геополитической модели, такие как Индия или Китай. Но для них жизненно важны торговые связи с Западом. К примеру, первое место по экспорту для Китая и Индии занимают США, у Бразилии экспорт в США – на втором месте. Торговля ведётся в долларах.
«На опыте России видно, что вместо западных инвесторов никто не приходит. Вместо западных кредитных рейтингов ничего нет. А вместо кредитов МВФ, выдаваемых по политическим мотивам, есть только опора на силу собственной экономики», — констатировал исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «УНИВЕР Капитал» Артем Тузов.
-
Эксперты рассказали о самочувствии бизнеса в эпоху «жесткой линии» Центробанка11.05.2024 в 11:22:001675
-
Руководитель госкорпорации «Ростех», по утверждению ряда СМИ, может быть причастен к финансированию либераль...28.12.2019 в 15:36:0010874
-
Международный валютный фонд (МВФ) подтвердил рост российской экономики в 2017 году на 1,4 процента.24.07.2017 в 12:26:004331
-
В преддверии предстоящего в среду отчета о работе правительства в 2016 году, премьер-министр Дмитрий Медведев встретился...17.04.2017 в 16:10:004049
-
В этом месяце исполняется 15 лет с того момента когда Евгений Максимович Примаков возглавил Торгово-промышленную палату....15.12.2016 в 10:22:004108
-
Соответствующее распоряжение о финансировании расходных обязательств по поддержке семей ...07.10.2016 в 12:22:002755