Новость культуры

«Интеллигенция – это социальный парадокс». Елена Вышинская о культуре, бескультурье и обществе

«Интеллигенция – это социальный парадокс». Елена Вышинская о культуре, бескультурье и обществе

Фото © «Московская газета»

09.02.2023 в 13:19:00
7635

Создавая в 2005 году один из первых женских журналов в Сети, журналист Елена Вышинская посчитала, что любому человеку прежде всего должен быть интересен он сам и его жизнь. Своими мыслями о культурно ценном, о «стильности» и социальной прагматике эксперт поделилась с корреспондентом «Московской газеты»

Приметы времени

– Я не умею говорить об этом в общих терминах. Мне проще привести пример из той области, в которой я хорошо ориентируюсь. Это мода. Кому-то это может показаться парадоксальным, а может даже бессмысленным, но я вижу определенную связь между социальным и информационным «безумием», которое происходит сейчас, и тем, что ныне делают швы наружу и принято носить мятую одежду.

Это перепутанность стандартов. Точнее, их размытость, неопределенность, когда можно все, и это «можно все» делает неактуальным естественное для прежней культуры различение «хорошо – плохо», «качество – ширпотреб».

Это время без компаса. Но это нормальная черта эпохи становления. Мы куда-то движемся, но куда – нам, современникам этого становления, уловить сложно. Действительно ли то, что мы наблюдаем, так плохо?

Но, с другой стороны, при таком размывании границ и ослаблении контроля возможно то, что раньше было немыслимо. Простой пример. Когда я была ребенком, детей без слуха в музыкальную школу не брали. Сейчас, если у тебя есть желание, ты можешь попробовать все. Неважно, будет ли результат. Мои дети учатся в музыкалке не потому, что мы метим в звезды.

Наше время отличается установкой на процесс.

Масскульт и элитарность: конфликт, симбиоз, диалог?

– Сам факт конфликта – это всегда плохо. По крайней мере, воспитывать такую поляризацию. Конечно, на глубинном уровне этот конфликт существует, но меня больше интересует прагматика. Опять же пример. Мои дочери смотрели сериал «Ранетки». Потому что они дети, потому что многие девочки смотрят, потому что запреты бессмысленны… И вот есть в этом телевизионном шедевре песня со словами: «Не ангелы, живем мы на земле». Когда мы общались, между делом я предлагала им, например, самим сочинить слова на этот же мотив: «Не крокодилы мы, живем мы не в воде» или «Не амадины, не в клетке мы живем».

Так можно наглядно показать ребенку, какое качество у этого текста. И необязательно по делу и без дела потрясать статуей Лаокоона или брюзжать из своего угла, какие все вокруг нехорошие, прививая тем самым своим детям не вкус, а высокомерие.

Если говорить о социальной прагматике, то симбиоз – это самое продуктивное состояние. В конце концов, такие явления, как стиль гранж, статуя Лаокоона и косметика масс-маркет, – это составляющие нашего жизненного пространства даже в том случае, если мы ничего, кроме Лаокоона, не признаем в качестве культурно ценного.

И тут ничего не надо поляризовать и усугублять. Критерий различения прост – это время. Ценность культурного деяния измеряется тем, вспоминаем ли мы, соприкасаясь с ним, о том времени, о той эпохе, которая его породила. Истинное произведение искусства – это эликсир бессмертия для того, что давно кануло в Лету, точнее, для его образа, обессмерченного культурной памятью.

Что такое интеллигенция

– Интеллигенция – это социальный парадокс. С одной стороны, ее неотъемлемый атрибут – это отстраненность, крайне низкая социальная активность. И в то же время, с другой стороны, именно в этом заключается ее сила, потому что, когда начинает высказываться интеллигент, – это значит, что молчать уже просто невозможно, что мы уже дошли до предела.

И еще интеллигентность не совместима с категоричностью.

Этакая нахрапистость «сейчас я вас научу!» – признак, чего угодно, но только не интеллигентности.

Сплав знаний с деликатными человеческими качествами, которые и являются критерием отбора знаний. Я так определила.

О журнале и журналистах

– Как и в любой профессии, журналисты могут быть и интеллигентными, и совершенно неинтеллигентными людьми. Здесь я вряд ли способна предложить самобытный комментарий.

Гораздо интересней мне рассказать, как я делала свой журнал. Рецепт прост – душевный журнал для стильных женщин. Важно отметить, что журнал – авторский. А под стильными я подразумеваю тех, кто сам имеет о себе такое представление. Это определенный уровень самосознания.

Конечно, как любое массовое издание, журнал не мог существовать без «горячих» тем вроде секса. Но мы подавали эту тему так, чтобы не травмировать участников процесса «автор – читатель». Можно ведь прочитать и сделать оригинальный салат или макраме, завести птиц или рыбок, поехать в неожиданное место – за тысячи км или за 20 минут на электричке! Главное, верить – что то, что происходит сейчас, – интересно и важно и будет – еще лучше.

Чтобы сделать идеальный журнал, мне достаточно было бы работать с интересными лично мне авторами. А в остальном я делала бы все так же.

Социальный проект

– Направленное глобальное воздействие – всегда опасно. Ничего нельзя навязывать, иначе результаты могут быть самыми непредсказуемыми. Но если бы была возможность что-то изменить, то мне бы хотелось, чтобы люди лучше слышали друг друга. И еще – решить проблему по оси провинция – столица. Не понимаю, почему нельзя перенести часть предприятий из Москвы в регионы – дать людям работу и вернуть Москве ее человечный облик.

Автор: Елена Янушевская
ТеГИ
Интеллигенция, культура, общество
Поделиться
Похожие новости