Новость общества

Атаки на российских журналистов продолжаются, обращения к Путину не помогают

Атаки на российских журналистов продолжаются, и обращения к Путину не помогают

Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова

11.04.2021 в 18:10:00
3620

Последний случай преследований — главред интернет-издания «Важные истории» Роман Анин

«Человек погиб. Славина, да, ее фамилия? Против нее что, возбудили уголовное дело? (…) Я просто не понимаю, что было тогда причиной для суицида, если против нее не возбудили даже уголовное дело (…) Понятно, ну, вы сказали, что она была неуравновешенным человеком», — такими словами три месяца назад президент Владимир Путин комментировал прогремевший на весь мир гибель нижегородской журналистки Ирины Славиной. В конце обсуждения глава государства сделал «успокоительный» вывод, что напрямую трагедия «никак не связана со злоупотреблением со стороны следствия».

Как считают коллеги Ирины Славиной, на такой поступок перед зданием ГУ МВД России по Нижегородской области ее толкнули регулярные притеснения со стороны властей. Однако после комментария Путина об этой трагедии почти перестали говорить. Тема как бы «закрыта».

Список преследуемых независимых журналистов на днях пополнился Романом Аниным, один из ведущих российских журналистов-расследователей, главным редактором интернет-издания «Важные истории». Анин в свое время едва не стал главным редактором «Новой газеты», в качестве представителя нашей страны в Organized Crime and Corruption Reporting Project — крупнейшей международной журналистской организации — 5 лет назад раскручивал нашумевшую коррупционную историю с «панамскими бумагами». 

9 апреля вечером к нему домой пришли следователи ФСБ и в течение семи часов проводили обыск. У главного редактора «Важных историй» изъяли все гаджеты. Обыск, как потом выяснилось, прошел в рамках уголовного дела по статье о нарушении неприкосновенности частной жизни с использованием служебного положения (часть 2 статьи 137 УК РФ). Во время обыска силовиков в первую очередь интересовали документы на английском, банковские карты и фотографии Романа с учебы в США, говорится на сайте «Важных историй». После обыска Романа отвезли на ночной допрос в Следственный комитет. Он отказался давать показания, после чего его отпустили.

Роман Анин проходит свидетелем по делу о неприкосновенности частной жизни. По данным самого издания, следственные действия могут быть связаны с публикацией еще 2016 года, которая касалась руководителя «Роснефти» Игоря Сечина. Текст назывался «Секрет «Принцессы Ольги». Публиковавшая его «Новая газета» потом по решению суда напечатала опровержение. Однако следствие по делу возобновили 24 марта 2021 года, а 7 апреля Басманный суд выдал разрешение на обыск у Анина.

По другим предположениям причиной могла быть еще одна, уже свежая публикация, которая вышла 11 марта, месяц назад. В статье «Генералы. Кровавая братва» Анин рассказывал о новом первом замдиректора ФСБ человека Сергее Королеве, сообщил политический обозреватель Сергей Пархоменко.

Названия двух вышеуказанных публикаций как возможных причин для следственных действий приводятся и на сайте Союза журналистов России. Председатель организации Владимир Соловьев пообещал Роману Анину помощь: «Если журналиста незаконно преследуют за профессиональную деятельность, то стоит обращаться в центр правовой помощи Союза журналистов России. Наши юристы бесплатно проконсультируют, помогут, окажут помощь даже в суде».

До сих пор находится в самом закрытом изоляторе России — «Лефортово» — бывший корреспондент «Коммерсанта» и «Ведомостей» Иван Сафронов, сообщается на посвященном его делу сайте «Свободу Сафронову». 7 июля сотрудники ФСБ задержали его на выходе из дома. Его обвинили в измене Родине.

Президент России Владимир Путин четыре месяца назад комментировал преследование и этого журналиста, отвечая на вопрос его бывшего коллеги из «Коммерсанта» Андрея Колесникова, прямо на президентской пресс-конференции поручившегося за Сафронова.

«Суд в конечном итоге должен будет определить степень общественной опасности и принять решение. Можно ли его потом простить и помиловать, это вопрос следующего этапа. Пока об этом говорить преждевременно (...), как ни странно, могу ему посочувствовать, если он действительно оступился. Но если в течение длительного времени сознательно собирал информацию и сам сознательно сдавал ее представителям спецслужб за вознаграждение, то все-таки это говорит о его внутреннем содержании», — сказал Путин.

Он заявил, что обвинения в отношении Сафронова не связаны с его журналистской деятельностью. «Из открытых источников он брал информацию или из закрытых, в этом следствие должно разобраться. Ведь его судят не за журналистскую деятельность, в этом весь «цимес», весь смысл того, что происходит», — сказал глава государства.

Летом 2020 года суд признал виновной в оправдании терроризма псковскую журналистку Светлану Прокопьеву, назначив ей штраф в размере 500 тыс. рублей. 6 апреля она направилакассационную жалобу на этот вердикт в Верховный суд России.

Эксперты также критикуют это дело. Прокопьева «была обвинена в оправдании терроризма после того, как опубликовала текст, в котором она попыталась разобраться в политических причинах того глобального масштабного характера, которые существуют в России и которые толкают людей на то, чтобы совершать тяжелые трагические поступки, в том числе, что-то, что похожее на теракты. Она пыталась разобраться в этом, но ее обвинили в том, что она поддерживает это», — утверждает Сергей Пархоменко.

Широкий резонанс получил случай, когда полицейские сломали руку корреспонденту «Медиазоны» Давиду Френкелю на избирательном участке в Санкт-Петербурге. А журналиста из Хабаровска Сергея Плотникова, по данным ОВД-Инфо, якобы похитили люди в масках, вывезли в лес, избили и инсценировали его казнь. 

Также одним из самых резонансных остается история с участием корреспондента «Медузы» Ивана Голунова. Журналиста задержали летом 2019 года по подозрению в сбыте наркотиков. В итоге удалось доказать, что наркотики Голунову подбросили, и обвинение с него было снято за недоказанностью. Итогом разбирательства стало увольнение двух генералов: уже Юрия Девяткина и начальника УВД по ЗАО Андрея Пучкова.

В конце января этого года стало известно, что Юрий Девяткин назначен на должность главы Контрольно-счетной палаты Брянской области. В Кремле ответили, что не в курсе происходящего и добавили, что такие кадровые перестановки не относятся к «номенклатуре президента».

Судя по всему, таких случаев будет еще много. То есть атака на медиа, на журналистов разворачивается уголовно-следственными методами. И озвучивание проблемы на уровне президента уже, кажется, не помогает. Более того, иногда после комментариев из уст Путина острота вопроса спадает, и общественность в каком-то смысле успокаивается. Как бы способ «закрытия темы» с помощью эпитета «неуравновешенный» не стал для власти универсальным применительно к проблеме давления на журналистов.

Представители СМИ – люди творческие, а значит все немного «не того», так что...

Автор: Борис Куркин
ТеГИ
журналисты, силовики, уголовные дела, Кремль
Поделиться
Похожие новости