Новость общества

Баланс сил российского кинематографа против западного сильно сместился

Баланс сил российского кинематографа против западного сильно сместился

Фото © «Московская газета»

17.07.2024 в 18:05:00
1982

Эксперты рассказали об интересе зрителей к отечественному кинематографу и качестве современных фильмов

Большинство западных кинопрокатчиков и стриминговых сервисов покинули Россию, в результате у отечественной киноиндустрии появилась возможность заполнить освободившуюся нишу. По данным Фонда кино, ещё с середины 2010-х годов отечественные картины стали регулярно попадать в топы по популярности среди посетителей кинотеатров, а за последние два года это преимущество стало тотальным. В 2022 году общие кассовые сборы российских фильмов впервые оказались больше, чем у иностранных. Эту тенденцию оценили и власти. Премьер-министр Михаил Мишустин в начале текущего года рассказывал, что только за новогодние праздники в кинотеатры на отечественные премьеры пришли 14 млн человек, а число проданных билетов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросло на 10,5%.

О том, что из себя представляет сегодня отечественный кинематограф «Московская газета» побеседовала с режиссером, экспертом факультета кино и телевидения университета «Синергия» Дмитрием Хахузой и сценаристом, продюсером, преподавателем факультета кино и телевидения университета «Синергия» Евгенией Шевченко.

«Индустрия кино в России находится на высоком уровне, — отметил Дмитрий Хахуза. — Сериалы всегда снимались в большом количестве, независимо от западных трендов. В России всегда были темы, которые хочется обсуждать в рамках сериалов, а с появлением стриминговых платформ эта тенденция стала еще более заметной. Сейчас все больше новых авторов поднимают большие социальные и философские вопросы. Многие свежие авторы показывают, что рассказывать можно по-разному, в разных ключах и жанрах, что значительно укрепляет нашу индустрию».

По мнению режиссера, баланс сил российского кинематографа против западных произведений сильно сместился в сторону отечественных фильмов: «С уходом западных фильмов освободилось много окон для показа, которые заполняются яркими и сильными отечественными произведениями. Это дает всё больше возможностей для новых авторов и привлекает зрителей. И, судя по сборам, это успешный подход».

«Благодаря Фонду кино, Институту развития интернета и другим платформам, которые вкладываются в производство, находятся больше качественных авторов, что приводит к росту качества и количества производимых картин. Уровень продакшна в России всегда был на высоком уровне, что также способствует росту качества фильмов. Пример успешного фильма — «Майор Гром: Игра» режиссера Олега Трофима, который отличается проработкой, вниманием к деталям и отличной сценарной работой», — добавил Дмитрий Хахуза.

На вопрос издания о том, показало бы российское кино такой же рост популярности без ухода большей части западных участников рынка сценарист, продюсер Евгения Шевченко, отметила, что, говоря о каком-то невероятном росте, мы говорим по большей части о крупнобюджетном кино, у которого просто практически не осталось в прокате легальных конкурентов после ухода голливудских мэйджеров.

«Если мы посмотрим на так называемый «авторский» кинематограф, мы с вами не увидим сказочного взлета цифр. Люди не стали больше ходить в кино и не воспылали особой любовью к отечественному производству. Пиковые даты и сезонности полностью сохранились, но скудность выбора всегда способствует появлению консолидированных лидеров проката».

Кинопроизводство – это не завод с железобетонными стандартами, по которым мы можем оценить, выросло качество или упало. Кинематограф, в том числе отечественный, не монолитен. Есть удачные примеры, где мы можем порадоваться техническим совершенствам или глубине мысли фильма, а есть чудовищные картины, снятые за большие деньги, которые ничего не прибавляют. Были 10 лет назад, есть сейчас и будут в будущем в нашей стране и любой другой. Но отсутствие конкуренции не идет на пользу никакой области искусства или науки, и кино в том числе, это надо иметь в виду. А доля и прибыль российских картин в прокате, разумеется, связаны с конкуренцией. Я бы не стала «гадать на кофейной гуще», делая предположения о том, собрали бы наши фильмы-миллиардеры такие деньги, если бы в соседнем зале шел фильм условного Marvel», — подчеркнула Евгения Шевченко.

Автор: Матвей Ивановский
ТеГИ
кино, кинематограф, качество
Поделиться
Похожие новости