Новость общества

Будет ли укрепившийся рубль мешать российскому животноводству?

Будет ли укрепившийся рубль мешать российскому животноводству?

коллаж «Московской газеты»

28.06.2022 в 16:56:00
2295

Российские фермеры-производители крупного рогатого скота столкнулись с проблемой в реализации своей продукции, пишет «Ъ». Из-за укрепления курса рубля и введённого до конца 2022 года беспошлинного импорта мяса, российские мясоперерабатывающие предприятия стали предлагать фермерам-производителям более низкую закупочную цену: импортная говядина подешевела, и мясопереработчики намерены закупать отечественную по ценам такого же уровня. Для фермеров это невыгодно — особенно, учитывая увеличившиеся затраты на выращивание рогатого скота. Некоторые фермеры стали отказываться продавать скот на убой, сообщают источники «Коммерсанта»

«Московская газета» поговорила с фермерами в регионах, Национальным союзом производителей говядины и экспертом-экономистом.

«Проблем с реализацией мясной продукции сейчас нет, тем более, что говядина — дефицитная продукция, — рассказал «Московской газете» фермер из Новгородской области Олег Бондарев. — Возможно, та часть, которая идёт на производство колбас и других мясных изделий, подешевеет и будет закрываться за счёт импорта. Но переизбытка мясной продукции в стране нет. А в случае с импортным мясом есть логистические сложности с поставками. К тому же, большая часть импортной говядины, которая приходит — это замороженное мясо, и качество у него соответствующее. Издержки на произодство мясной продукции с начала года серьёзно выросли и не окупаются. Запчасти, упаковочные материалы, какие-то текущие расходы — в среднем, все эти издержки выросли на 20-30%».

В ряде случаев издержки увеличились и на 40%, сказали изданию в фирме-производителе мясной продукции, находящейся в Рязани.

Затраты на выращивание рогатого скота выросли в разы, сообщили «Московской газете» в СПК «Кинобол» во Владимирской области.

«Мы специализируемся в основном на зерне и молочной продукции. Но, отвечая на ваш вопрос: подорожало всё, что связано с выращиванием крупного рогатого скота и производством мясной продукции, — сказал председатель сельскохозяйственного производственного кооператива. — Заготавливаем силос — подорожали силосные закваски, топливо, электричество. Проблемы есть. В нашем районе мало кто занимается выращиванием бычков, все стараются продать их в месячном возрасте большими объёмами на какое-нибудь специализированное откормочное предприятие».

Похожие комментарии дали производители из Тверской, Кировской, Калининградской областей. Фермеры пока не сталкиваются с проблемами в реализации мясной продукции, но подтверждают выросшие издержки производства.

Как влияет укрепившийся рубль на российских мясопроизводителей, «Московской газете» объяснил генеральный директор Национального союза производителей говядины Роман Костюк.

«Если на уровне 70 рублей за доллар вопросы соотнесения стоимости говядины в России и за её пределами были относительно сбалансированными, то  при таком усилении рубля за рубежом всё осталось, как было, а вот российское мясо стало дешевле: по ряду мясных продуктов падение цены составило от 26 до 40%, — рассказал эксперт. — В прошлом году правительство, опасаясь резкого повышения стоимости говядины, приняло превентивные меры по завозу без пошлины 200 000 тонн говядины. Мы не знаем, сколько говядины завезено, но факт возможности завоза этого мяса — и завоза по квоте, которая в нынешних условиях курса рубля и доллара не является препятствием, — приводит к тому, что для производителей говядины изменение курса доллара не поменяло себестоимость мяса. Торгуя в рублях, они остались в цифрах прошлого года, а российские переработчики мяса имеют возможность взять его гораздо дешевле, чем в России. И появилась конкретная ситуация «ничего личного, только бизнес». Перед производителями говядины встаёт выбор: либо продавать свой скот по себестоимости, подстраиваясь под конъюнктурную стоимость доллара — либо российские мясопереработчики не будут у них ничего покупать. Зачем, если можно привезти говядину из Парагвая или Бразилии по очень интересной цене».

«Теоретически, предприятия мясной отрасли могут потерпеть — не продавать свой живой скот, а выгнать его на пастбища и подождать осени», — отметил Роман Костюк.

«Но не все это могут сделать: нужны оборотные средства, нужно гасить набранные ранее кредиты, — объяснил эксперт. — Поэтому возникла непростая ситуация в отрасли, которая может привести к следующему. Говядины на рынке России меньше не будет, и, может быть, она даже подешевеет. Но осенью или зимой мы можем получить откат в развитии отрасли и её уход в спячку. Если птицеводство и свиноводство — это довольно быстрый оборот средств, то мясное животноводство появляется во вменяемом виде только на третий год после начала инвестиций. Поэтому если сейчас какие-то предприятия уйдут из этой сферы, то быстро набрать темпы вряд ли получится. Выбор: либо Россия в нынешних условиях получает много дешёвой говядины, пользуясь конъюнктурой, но отрасль скотоводства остаётся ограниченным сегментом для «особо упрямых» — либо отрасль, которая является серьёзным источником рабочих мест и введения земли в оборот, будет существовать полноценно, но тогда нужны срочные протекционистские меры со стороны государства».

Региональные производители говядины говорят, что не испытывают проблем с реализацией своей продукции, потому что ситуация только-только набирает обороты, сказал «Московской газете» Роман Костюк.

«Россия не обеспечивает себя производством говядины. Последние годы мы ежегодно завозили порядка 300 000 тонн бескостной говядины. При стабильно высоком курсе доллара по отношению к рублю, когда импорт недоступен или неинтересен, эти условия гарантируют сбыт говядины без ограничений. В условиях дефицита. Но потом, как мы видим, падает баланс ситуации, и на дефицитный рынок выходит импортная брикетированная говядина в готовом виде. С одной стороны, проблем с реализацией нет, потому что дефицит — но большая часть переработчиков будет последовательно понижать цену скупки скота в России, сравнивая её со стоимостью импортной брикетированной говядины. А у фермеров себестоимость их продукции растёт, потому что отрасль молодая и слабая, инвестиции в покупку скота в последнее время из-за высокого курса доллара были высокие, а чтобы войти в трёхлетний цикл производства, брались кредиты высоких масштабов, которые пока никто не списывает. Плюс, корма не дешевеют, бензин не дешевеет. И вот теперь производителям предлагают продавать скот процентов на 40 дешевле, чем было по бизнес-плану. Сейчас пошли только первые поставки импортной говядины, и зафиксированная в этих поставках цена показала крупным импортёрам разницу, которую они начали транслировать вокруг себя. Что будет происходить дальше, не сможет предсказать никто. Это зависит от физического количества импортной говядины, которая попадёт на рынок», — пояснил генеральный директор Национального союза производителей говядины.

Получается, что отрасли может помочь ослабление рубля?

«В какой-то степени. Но это лишь внесёт коррекцию. Если фермеры потеряют надежду и начнут, с целью фиксации своих убытков и ухода от потерь, резать свой скот, то, в случае усиления курса доллара, это всего лишь зафиксирует, что и скота может не быть, и говядина подорожает: люди могут потерять или темп деятельности, или интерес к ней, и всё придется начинать сначала», — сказал Роман Костюк.

Фермеры-производителя мяса из каких регионов сильнее ощутят на себе нестабильность валютного курса?

«Россия разделена на благополучные и неблагополучные, с точки зрения Мирового эпизоологичсекого бюро, зоны. Благополучные зоны имеют право на экспорт своей продукции за пределы РФ. А существуют зоны, где есть необходимость вакцинации от особо опасных заболеваний скота в качестве защиты. Эти зоны не могут поставлять скот даже на территорию России в «чистые» регионы. На эти субъекты, замкнутые сами в себе, ситуация никак не повлияла. Также не затронутыми остались районы вроде Дальнего Востока, потребляющие, в основном, импортную мясную продукцию и не производящие свою. При этом, все крупные переработчики находятся в «чистых регионах» — в первую очередь, в Центральной России. И вот в этих регионах фермеры-производители оказались зависимыми от текущей ситуации», — добавил Роман Костюк.

По его мнению эксперта, укрепившийся рубль уже к осени может внести изменения в развитие мясной промышленности в России.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
рубль, животноводство, убой, мясо
Поделиться
Похожие новости