Новость общества

«Червячок для ребёнка»: психолог Ивановский о первых деньгах ребёнка и о том, как это может повлиять на его взрослую жизнь

«Червячок для ребёнка»: психолог Ивановский о первых деньгах ребёнка и о том, как это может повлиять на его взрослую жизнь

Фото © «Московская газета»

16.10.2022 в 15:30:00
3696

Такое происходит часто: ребёнку подарили деньги, а потом под каким-то предлогом лишили его первых в жизни сбережений. Как это отразится на ребенке? Клинический психолог, основатель академии психологии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский в интервью «Московской газете» разложил по полочкам, пожалуй, одну из самых щепетильных для родителей тем: ребёнок и деньги. Публикуем первую часть беседы

С собеседником издания рассматриваем классический пример из жизни: допустим, что ребёнок получил на день рождения определённую сумму, но родители забрали её (под каким-то предлогом) и не возвращают.

«Часто бывает, что говорят: «Возьмут на сохранение, а когда они понадобятся — вернут, как только попросит, — приводит пример Валерий Ивановский. — И, когда ребенок придумал, что хочет купить, надеется получить свои сбережения обратно, то слышит такой ответ: «А мы купили тебе на эти деньги куртку, шапку, помнишь? Все, денег нет».

Эксперт считает, что когда дело касается человека и его жизни, его поступков, мотивов, вреда и пользы тех или иных действий, ответ всегда находится как минимум на стыке двух явлений: в данном случае биологического и социального.

«Ведь, с одной стороны, мы являемся частью эволюционного природного процесса, мы такие же биологические организмы как собаки, кошки, инфузории туфельки и так далее. То есть подчинены общем биологическим законам эволюционного развития, — продолжает клинический психолог. — С другой стороны, в этом процессе мы в какой момент свернули на удивительную дорогу социальной эволюции, пошли по какому-то особенному пути, который на данный момент привел нас к очень интересным местам бытия».

Эксперт опирается на свою версию, приводя в пример животных. Он объясняет, что именно взрослые особи, передавая ребенку первичные представления о мире и о способах взаимодействия с этим миром, учат его обмениваться с этим миром веществом и энергией.

«Например, добывать еду в виде червячков, злаков и так далее, — рассказывает собеседник «Московской газеты». — И в этой связи взрослые особи всегда помогают детям не просто охотиться (например, в каких-то облегченных условиях, когда взрослые особи загоняют добычу— дают ребенку в игре поймать и съесть её), а, к примеру, птицы дают своим птенцам различного рода злаки и червячков для того, чтобы с одной стороны, они могли понять, что съедобно, а что нет. А с другой — манипулировать этими вещами. Но во всех случаях животные, будь то ради того, чтобы научиться или же для продолжения рода, в основном первоначально дают пищу птенцам, порой жертвуя собой и своим оптимальным состоянием, голодая и испытывая определенные лишения».

По мнению Валерия Ивановского, в человеческом обществе деньги являются не просто универсальной меной, благодаря которой можно получить практически любое вещество и энергию, которые находятся внутри данной культурной системы. И даже не только консервированная энергия как некий консервант труда, который позволяет затем менять его на какие-то продукты.

«Деньги — это как раз то зерно, тот червячок для ребенка. Это, с одной стороны, позволяет выжить, с другой, осуществить первые свои желания, удовлетворить потребности, — говорит Валерий Ивановский. — В связи с нашим примером психологически процесс выглядит таким образом: один родитель, например взрослая птица, даёт ребенку-птенцу червячка, а другой, при этом выдергивает изо рта этого червячка и съедает сам».

Собеседник «Московской газеты» назвал это противоестественным. По его словам, это как минимум противоречит базовым путям эволюционного развития.

«Если перейти от уровня биологического на уровень социальный, то мы можем констатировать следующее: с одной стороны, этот денежный подарок является мощнейшим символом социального. Потому что это некий знак того, что человек как особь биологическая преодолевает свой эгоизм, и, если основной девиз биологического «ты должен выжить любой ценой», то основной девиз социального — «общество должно выжить любой ценой», — рассуждает Валерий Ивановский. — В этой связи этот дар — это символ того, что человек может преодолевать свой эгоизм и передать часть необходимой энергии другому безвозмездно. Обеспечивая заботу другому и выживание каждого в конечном счёте. С другой стороны, это первые манипуляции ребенка с предметами внешнего мира, когда он получает некий ресурс, который он потом может потратить на своё выживание или развитие, начиная с покупки какой-то сладости, заканчивая тем, что он может купить игрушку или книгу».

Клинический психолог объясняет, что в любом случае нужно понимать: в этом возрасте любой такой поведенческий акт, помимо преследования утилитарной цели, является мощнейшей попыткой адаптироваться к среде: узнать её, понять её свойства, осознать, как адаптироваться к ней наилучшим образом.

«Здесь, с одной стороны, проводниками являются родители, а с другой — желание самого ребенка, — считает специалист. — В этой связи, раз мы заговорили о роли пап и мам, получается следующее: пока ребенок маленький (говорим о возрасте от 0 до 16-18 лет) родители являются буквально некими светосилами, которые дают ребёнку жизнь и обеспечивают его выживание физически. Одновременно с этим они являются первичными акторами, которые социализируют ребенка, дают ему основное представление о мире и о самом ребенке. То есть на основании того, как родители ведут себя, ребёнок делает выводы, что такое мир. Это место наполненное теплотой и любовью или же, наоборот, место наполненное ненавистью, несправедливостью».

Валерий Ивановский говорит, что через любовь или равнодушие (или агрессию, — прим. Ивановский) родители дают ребёнку базовое представление о самом себе: хорош ли он, достоин ли он любви, желанный ли он, есть ли ему место в этой жизни?

«Поэтому, когда ребёнок получает первый дар, с помощью которого он может полноценно взаимодействовать со своей средой обитания, когда он получает первую возможность заявить о себе и проявить свою волю, родители, которые субъективно в глазах ребенка — сверхлюди, которые дают ему в этой жизни всё, они вдруг проявляют вот такой прикрытый акт агрессии: берут и лишают ребёнка этого дара. Это как птица вырывает из клювика птенчика червячка», — поясняет клинический психолог.

Рассказывая о том, какие последствия могут иметь такие действия, эксперт делает неутешительный вывод: «весьма продленные».

«Это может зародить у ребёнка мысль о том, что мир жесток и несправедлив, полон насилия, и что он может быть в любой момент обманут. Или же ребёнок будет думать, что он ничтожен и малосилен, что не сможет противостоять такому давлению извне, — объясняет Валерий Ивановский. — Может развиться некий невротический характер. А это уже риск возникновения проблем, которые касаются взаимодействия с окружающей действительностью. Результат: ребёнок станет испытывать страх, недоверие, отчуждение, находясь в обществе среди других людей».

Ранее «Московская газета» рассказывала о том, могут ли быть игрушки и компьютерные персонажи опасны для детской психики.

Продолжение следует...

Автор: Виталий Папилкин
ТеГИ
дети, психолог, валерий ивановский
Поделиться
Похожие новости