Новость общества

Члены СПЧ доложат президенту о ситуации в саратовской УФСИН после сообщений о вывозе заключенных

Члены СПЧ доложат президенту о ситуации в саратовской УФСИН после сообщений о вывозе заключенных

Фото © «Московская газета»

02.12.2021 в 13:22:00
2541

Визит членов Совета по развитию гражданского общества и правам человека Евы Меркачёвой и Андрея Бабушкина в Саратов 1 декабря, похоже, снова обнажил проблемы российской тюремной системы и крайнюю неопределённость её будущего. При этом основатель «Гулагу.нет» Владимир Осечкин считает, что правозащитники в той или иной степени могут сглаживать «острые углы», чтобы не пришлось менять не только «полы», но и сам фундамент системы

Накануне визита правозащитников из Саратовской областной туберкулёзной больницы вывезли более 50 человек. Об этом основатель «Гулагу.нет» Владимир Осечкин сообщил на своей странице в Facebook. По его мнению, это могло быть сделано по приказу врио начальника УФСИН по Саратовской области Антона Ефаркина, чтобы возможно скрыть таким образом свидетелей пыток, истязаний и вымогательств, которым «активисты», сотрудничающие с администрацией колоний, могли подвергать на территории больницы других заключённых.

Член Саратовской коллегии адвокатов Снежана Мунтян рассказала «Московской газете», что не смогла посетить ОТБ вместе с правозащитниками, но передала им список заключённых, с которыми нужно побеседовать в первую очередь. «Эта информация может быть правдой, но подтвердить её я не могу», — прокомментировала юрист вероятный вывоз заключённых из ОТБ.

«Мне об этом неизвестно, – прокомментировал сообщение Владимира Осечкина член СПЧ при президенте РФ Игорь Каляпин. – Но такое бывает очень часто. Все эти хитрости практикуют десятилетиями. Перед тем, как приезжает какая-нибудь комиссия, заключённых, которых не удалось уговорить или запугать, увозят в другое учреждение. Поэтому перед приездом мы обычно запрашиваем справку о том, кого вывезли в течение недели перед нашим визитом. Закажем эту справку и сейчас. Будем благодарны за любую информацию, поступающую перед нашими посещениями или после. Когда мы уехали из колонии №6 Кировской области нам сразу после проверки сообщили, что несколько заключённых были избиты. На это тоже надо реагировать, и это тоже будет учтено в нашем докладе руководству ФСИН и президенту: вот такая была реакция в учреждении на наш визит».

На вопрос, какой ресурс СПЧ может противопоставить такому сопротивлению со стороны ФСИН, Игорь Каляпин сообщил о намерении поставить в известность соответствующих должностных лиц.

«На самом деле, арсенал у нас не такой уж широкий. Мы проинформируем должностных лиц, которых должны информировать. 5 числа будет встреча с президентом РФ, у Андрея Бабушкина (члена СПЧ) запланирован доклад, в котором будет описано, как ведет себя руководство федерального и регионального ФСИН. Ситуация везде своя, а в Саратове, судя по тому, что вы рассказали – особая. Об этом будет доложено. Плюс, информирование общественности. Других ресурсов и инструментов у нас нет, принимать кадровые решения мы не можем».

«Мы были только в Саратовской областной туберкулёзной больнице, очень много времени заняла проверка – рассказала «Московской газете» член СПЧ, журналист Ева Меркачёва. – Сотрудники ФСИН нам никак не препятствовали, провели, всё показали. Многие осуждённые подтвердили нам факты пыток. Некоторые люди рассказывали то, что не говорили больше никому. Список Снежаны Мунтян очень пригодился, все люди из этого списка дали показания о пытках. Собственно, на территории больницы ведутся следственные действия. С сегодняшнего дня начальником больницы является военный врач. Он нормальный адекватный хирург. По крайней мере, это первый случай, когда больницей руководит человек с медицинским образованием, что логично. Он пока ничего не понимает и вместе с нами все это проходил. Ощущение, что там еще много предстоит работы, много непонятного, никто не понимает, что будет и чем все это закончится».

В регионе тоже сложилась очень неопределенная ситуация, отмечает Меркачёва: «Ситуацию пытаются использовать, в том числе криминальные силы: происходят бунты в колониях. Но есть и обоснованные бунты: некоторые пытаются привлечь внимание с помощью этой истории к тем нарушениям, которые были в их колониях. Я не позавидую тем людям, которые пытаются во всём этом разобраться».

Обнародование данных о пытках в колониях привело к таким системным проблемам, которые могут оказаться неразрешимыми: куда теперь девать осуществлявших пытки «активистов», если весь этот неформальный «институт» стал невыгоден администрации?

«Нам рассказали об одном из этих бунтов, в 13-й колонии. Там бунтовал «актив» колонии – люди понимали, что если их сейчас сольют в общую массу, то их растерзают. Понятно, что эти люди сотрудничали с администрацией, выполняли ее требования, в том числе незаконные, и мучали других людей. Сейчас все изменилось, и они сами нуждаются в помощи и защите. Сейчас их отряд в количестве порядка 50 человек. Не знаю, что с ними будут делать дальше, как будет выкручиваться ФСИН. Может, расселят их по колониям других регионов? Не знаю. Это уникальная ситуация», — рассказала Ева Меркачёва.

Проходил ли осмотр 8-го отделения саратовской ОТБ, остается под вопросом. Там, как утверждает Владимир Осечкин, якобы выламывали бетонный пол, чтобы избавиться от следов истязаний.

«Мы были в 8-ом отделении, заходили в каждую палату, – подтвердила изданию правозащитница. – Следов пыток там сейчас нет, всё подтёрли, подмыли. Да, нам говорили, что в каких-то камерах меняли пол. И я знаю, что СК ведет отдельное дело по сокрытию фактов пыток».

А вот на каком основании произошло «сокрытие» более 50 человек, вывезенных из областной больницы, как утверждает Владимир Осечкин, накануне визита правозащитников? Как сообщил Осечкин «Московской газете», это видели своими глазами адвокаты заключённых, и подтвердил один из заключённых по телефону-автомату.

«Вывезли 60 с чем-то человек. Не похоже, что это люди, которые были готовы дать показания. Возможно, что это был плановый вывоз людей, которые закончили свое лечение. Большую часть отвезли в Саратовский СИЗО. У меня этот список на руках, и для меня это новые люди. Насколько я могу судить, их фамилии нигде не фигурировали», – отметила Ева Меркачёва.

Владимир Осечкин сомневается в объективности оценки ситуации представителями СПЧ. По его мнению, возможно, правозащитники стараются «срезать углы» в истории с вывозом заключенных, чтобы избежать скандала. По его мнению, сложилось такое впечатление, что накануне приезда членов СПЧ вывезли более 50 тех, кто хотел жаловаться и давать показания о систематических пытках и унижениях.

«Изначально вчера 83 заключённым объявили о вывозе. Половина из них – инвалиды, у которых «капо» отбирали пенсии. И речь идёт не о чудесном исцелении, а о воспрепятствовании проверке. Хотя, если члены проверяющей Комиссии СПЧ на стороне ФСИН, то и препятствовать видимо нечему и некому», — добавил основатель «Гулагу.нет».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
УФСИН, Саратов, заключенные, пытки, СПЧ при президенте
Поделиться
Похожие новости