Новость общества

Член СПЧ Каляпин: «Общественное возмущение пытками в тюрьмах должно быть долгим, иначе всё останется как есть»

Член СПЧ Каляпин: «Общественное возмущение пытками в тюрьмах должно быть долгим, иначе всё останется как есть»

Фото © «Московская газета»

10.12.2021 в 19:33:00
2771

После громкой встречи членов СПЧ с президентом Владимиром Путиным наступил холодный зимний День прав человека – 10 декабря. Какова реальная ситуация с правами человека в России и перспективы её улучшения? Правозащитники вступили в невольную дискуссию по этому поводу на страницах «Московской газеты». При этом радужного оптимизма от прошедшей накануне встречи, похоже, не испытывает ни бывший директор Центра имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров, ни председатель «Комитета по предотвращению пыток», член СПЧ Игорь Каляпин

«В этом году по решению ООН темой Дня прав человека стали равенство, сокращение неравенства среди людей и отсутствие дискриминации. Вопиющее неравенство в жизни людей лежит в основе российской социально-экономической системы», — отметил в интервью «Московской газете» правозащитник Юрий Самодуров.

«С моей точки зрения, это началось в 95-96 году, во время неваучерной приватизации, которую объявили Ельцин и Гайдар при осуществлении залоговых аукционов. Когда несколько сотен человек получили «в кормление» от Кремля немыслимые производственные ресурсы и богатства, которые создавались трудом нескольких поколений миллионов людей. Это оправдывалось переходом к рыночной экономике. Хотя рыночная экономика – это конкуренция, и, прежде всего, честная. А здесь скорее антирыночная экономика. И она определяет нашу жизнь. Госдума и Совет Федерации во многих своих решениях сохраняют эту систему», – сказал Ю.Самодуров.

Но самые вопиющие проявления неравенства как нечеловеческого отношения к людям, в частности, к заключённым – это пытки в учреждениях ФСИН, добавил правозащитник.

«На встрече с президентом об этом говорилось. Глава государства сказал, что это нехорошо и надо что-то с этим делать. О пытках в Ангарской, Иркутской и других колониях правозащитники говорят много лет. Просто сейчас это вызвало огромный общественный резонанс, и Владимир Путин уже не мог на это не отреагировать. Но насколько серьёзна эта реакция? Да, в последнее время удаётся привлекать к ответственности людей, виновных в пытках заключенных, но руководители колоний, которые за это отвечают, остаются на своих местах. Да, двух-трёх человек отправят в отставку. А изменится ли сама система? В неё должны прийти другие люди, для которых пытки неприемлемы. А при тех людях, которые знали о пытках и молчали о них, система не может измениться», – считает эксперт.

Если власть и общество не нашли, по мнению Юрия Самодурова, общего языка даже в этом вопросе, то что говорить о судьбе «Мемориала»*.

«Президент не сказал, что иск Генпрокуратуры по «Мемориалу»* абсурден, так что вопрос остается открытым. Хотя около 60 членов академии наук обращались в защиту «Мемориала»*, собрано коло 200 00 подписей на сайте «Change.org», множество общественных организаций выступили в его защиту. Это последняя независимая общественная организация, возникшая в общественную перестройку времен Горбачева, — отметил правозащитник. — Добавлю к этому, что буквально позавчера Верховный суд фактически признал невозможным открытый доступ к документам о преступлениях, не имеющим срока давности: расстрельным спискам, подписывавшимся Ворошиловым, Молотовым, Сталиным. Так завершилось известное дело по иску Сергея Прудовского, которому не дали познакомиться с фамилиями тех, кто исполнял массовые расстрелы. Обнародовать эти списки отныне нельзя».

Собеседник издания также отметил выступление на встрече с президентом члена СПЧ, режиссёра Александра Сокурова, затронувшего крайне проблемную тему отношений Чеченской Республики с Москвой.

«Кадровые чистки во ФСИН ни к чему не приведут, необходимо менять правила игры, — сказал «Московской газете» член СПЧ Игорь Каляпин. По мнению правозащитника, изменений не произойдёт без конструктивной работы, а также долгоиграющего общественно-информационного воздействия на чиновников.

«Сами по себе работают только законы физики. Если кто-то приложит усилия, чтобы использовать энергию общественного возмущения для каких-то конструктивных изменений, то ситуация может измениться. Иначе народ еще какое-то время повозмущается, организация «Гулагу.нет» пособирает очки своей популярности, и через месяц-два все об этом забудут. Скажу больше: после вчерашней встречи ситуация может отчасти и ухудшиться – осуждённые, которые в колониях Саратовской области не только сейчас написали заявления о пытках, могут пострадать. Чтобы возмущения тысяч людей превратились в перемены к лучшему, нужно крепко на этом фоне поработать. Вчера я совершенно четко считал с мимики и поведения Владимира Владимировича, что он ситуацией обеспокоен гораздо больше, чем хочет показать. Наверняка силовики и новый начальник ФСИН тоже обеспокоены и считывают общественную реакцию, на этом фоне можно что-то предпринимать. СМИ и гражданское общество, такие организации, как «Гулагу.нет» должны показать, что это возмущение – надолго, что граждане намерены требовать от власти реальные перемен», – подчеркнул правозащитник.

Менять «начальника Иванова» на «начальника Петрова», – только к худшему, считает Игорь Каляпин.

«Мы с Юрием Самодуровым – люди немолодые, в нашем возрасте пора расстаться с иллюзиями, что якобы придет новый начальник, и будет лучше. При мне сменилось столько прокуроров области, руководителей СК, колоний, региональных ФСИН. Ожидать в этом смысле нужно только ухудшения. Улучшение может наступить только в случае изменения правил игры. Если у нас восстановится общественный контроль хотя бы на том уровне, который у нас был 10 лет назад, ситуация начнет меняться к лучшему; если у нас наконец-то заработает надзорная прокуратура. Следственный комитет должен проводить нормальные проверки и расследования по каждой жалобе осуждённого», – рассказал собеседник издания.

По словам Игоря Каляпина, таких учреждений, как саратовская ОТБ, на всю страну – десятка полтора.

«Есть много учреждений, где насилие применяется время от времени, от случая к случаю. Есть учреждения, где все нормально, я за это ручаюсь. Но с неблагополучными надо что-то делать. И от того, что мы поменяем «начальника Петрова» на «начальника Иванова», ничего не изменится. Почему у «Иванова» может быть другое правовое сознание – он что, из другой страны приедет, с Марса? Он разве не видит, что «Ивановых» на «Петровых» меняют систематически, и это ни к чему не приводит? Людям, которые пишут в соцсетях, что надо весь ФСИН разогнать, я могу сказать, что на должность младших инспекторов во ФСИН недобор 50%. Кто мечтает работать тюремщиком? Зарплата 23 000 рублей. И полжизни надо проводить в тюрьме. Туда идёт специфический контингент. Престижней эта профессия не становится, и новые люди в такую систему не пойдут. Надо, повторюсь, менять правила игры», – заключил член СПЧ.

С мнением правозащитника трудно поспорить. Дело действительно не в «Иванове» или «Петрове», а в том, что у обоих должны возникнуть проблемы с карьерой в случае обнаружения фактов пыток в управляемых ими учреждениях. Может быть, к этому и должно приводить длительное общественное возмущение?

*— внесен Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранных агентов.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
спч, каляпин, тюрьмы, пытки
Поделиться
Похожие новости