Новость общества

Для леса, руды и удобрений за рубеж не хватает мощностей железной дороги?

Для леса, руды и удобрений за рубеж не хватает мощностей железной дороги?

Фото © «Московская газета»

09.11.2022 в 11:23:00
2962

«Московская газета» попыталась разобраться, какие отрасли российского экспорта наименее представлены в российских ж/д перевозках в 2022 году

Что говорят цифры

Информацию из официальных источников о положении дел в российском экспорте изучили для «Московской газеты» аналитики маркетингового агентства Megaresearch.

Согласно официальной отчетности и оценкам аналитиков, наименьшую долю в структуре железнодорожных перевозок в 2022 году занимают зерно — 1,7%, — и сахар — менее 1%. В то время, как каменный уголь и нефть занимают около 40% в экспортном сообщении и 35% — во внутрироссийском.

Безусловно, на фоне ослабления ограничений, связанных с пандемией коронавируса в 2021-2022 гг. наблюдается восстановление активности, увеличение показателей грузовых перевозок, отмечают в Megaresearch. Однако в связи с санкциями, введенными против России в 2022 году, ожидается стагнация показателей перевозок в экспортном сообщении, в то время как внутрироссийское сообщение, по экспертным оценкам, будет планомерно расти.

В первом полугодии 2022 года общая погрузка грузов составила 97% к уровню аналогичного периода 2021 года (ниже на 3%). За 6 месяцев 2022 г. по большинству важнейших грузов погрузка к аналогичному периоду прошлого года снизилась. В частности, погрузка каменного угля упала на 5% (или на 9,3 млн тонн), руды железной и марганцевой — на 1,9% (или на 1,2 млн тонн), лесных грузов — на 17,8 % (или на 3,8 млн тонн), химических и минеральных удобрений — на 6,1% или почти на 2,0 млн тонн, зерна — на 14,1% или на 1,7 млн тонн, лома чёрных металлов – на 18,2% (или на 1,5 млн тонн).

При этом немного выросла погрузка строительных грузов — на 1,3% или на почти 0,8 млн тонн, погрузка нефти и нефтепродуктов — на 0,4% (или на 0,4 млн тонн), погрузка чёрных металлов – на 1,2% (или на 0,4 млн тонн). Также сильно выросла позиция «импортные грузы» – на 18,2% или на 1,3 млн тонн.

Погрузка на экспорт упала сильнее, чем погрузка в целом, отмечают в маркетинговом агентстве. Экспорт угля снизился на 9,1% (или на 9,9 млн тонн), экспорт нефти и нефтепродуктов — на 3,6% (или на 1,6 млн тонн), экспорт руды железной и марганцевой упал на 25,9 % или на 3,4 млн тонн, экспорт чёрных металлов — на 8,6% (или на 1,3 млн тонн), экспорт лесных грузов — на 43,5% или на 4,3 млн тонн, экспорт химических и минеральных удобрений снизился на 21,8% (или на 4,2 млн тонн), экспорт зерна — на 26,1% или на 1,7 млн тонн соответственно.

В общей погрузке грузов железными дорогами важнейшими номенклатурами по-прежнему являются каменный уголь, нефть и нефтепродукты. Доля каменного угля несколько сократилась: если за 6 месяцев 2021 г. она составляла 29,3 %, то по итогам первого полугодия 2022 снизилась до 28,7 %. А доля нефти и нефтепродуктов выросла с 16,9 % до 17,4 %, заключили аналитики Megaresearch.

Что говорят экспортёры

Из данных Megaresearch следует, что наиболее пострадавшие от сокращения отгрузок отрасли российского экспорта — это лесные грузы, железная руда и удобрения. Журналист «Московской газеты» связался по этому поводу с представителями данных сфер деятельности.

Неизменным приоритетом для отечественных производителей минеральных удобрений был и остаётся внутренний рынок, сказали «Московской газете» в Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ).

«За последние 7 лет российские аграрии удвоили закупки минеральных удобрений, до 5 млн тонн д.в. в прошлом году. К 2030 году Минсельхоз России прогнозирует увеличение этого показатели до 8,8 млн тонн», — прогнозируют представители отрасли.

Производство ключевых видов минеральных удобрений в России растет, сообщили в ассоциации.

«С 2013 года, когда в отрасли начался новый инвестиционный цикл, объём производства вырос на 43% до 26,3 млн тонн (в пересчете на 100% питательных элементов – д.в.). Россия по этому показателю обошла США и по итогам 2021 года уверенно занимает второе место в мире (после Китая). По данным Росстата, в январе-сентябре 2022 года производство фосфорных удобрений выросло на 1,2%, азотных – на 4,2%. А общая динамика по отрасли, как следует из статистики, сдерживается падением производства хлористого калия – наименее потребляемого вида удобрений на внутреннем рынке», — рассказали в РАПУ, добавив, что на этом фоне вполне ожидаемо, что в этом году темпы закупок минеральных удобрений в АПК превысят прогнозные.

По словам представителей ассоциации, уже в октябре предприятия отрасли на 100% обеспечили потребность российского АПК в минеральных удобрениях на весь 2022 г. В ряде регионов уже начались заблаговременные поставки минеральных удобрений под весеннюю посевную кампанию 2023 года.

Главным каналом доставки минеральных удобрений в регионы были и остаются железные дороги, подчеркнули в РАПУ.

«По данным РАПУ, дефицита вагонов на железных дорогах в 2022 не наблюдалось, а все вопросы, связанные с перевозками своей продукции, производители успешно решают в рабочем режиме. Что касается экспорта минеральных удобрений, то по данным ФТС России, с 2013 года данные показатели выросли на 38% – до 38 млн тонн в 2021 году. При этом, главным образом экспорт российской продукции осуществляется морским путём», — сообщили в ассоциации.

В то же время, по состоянию на сентябрь 2022 года, по экспертной оценке, наблюдается снижение экспорта год к году (2021 к 2022) на 18% за счет сокращения поставок за пределы РФ хлористого калия вследствие нарушения традиционных логистических цепочек, отметили в РАПУ.

Ремарка от эксперта

Но так ли приоритетен для производителей удобрений внутренний рынок?

Достигнутые к 2022 объёмы выпуска удобрений в России намного превышают потребности внутреннего рынка страны, рассказал «Московской газете» аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачёв.

«Производство удобрений изначально во многом ориентировано на экспорт. Все последние годы растущий мировой спрос на минеральные удобрения только стимулировал эту ситуацию. Стратегически внутренний рынок, конечно, остаётся приоритетным: это и политика, за этим следят. В прошлом году производители удобрений замораживали цены, гарантировали определённый объём поставок», — отметил Алексей Калачёв.

Пострадало ли от сокращения экспорта российское производство минеральных удобрений?

«Производство фосфорных и азотных удобрений в целом демонстрирует положительную динамику. Пострадали только калийные удобрения. Это началось ещё с введения санкций против Белоруссии: российский и белорусский рынки связаны, а у российских поставщиков были собственные терминалы по отгрузке удобрений в страны Балтии, и те заблокировали поставки, приняв санкции против Белоруссии.

Объёмы производства «Уралкалия» и продажи «Уралхима», насколько мне известно, сократились. Перенаправить объёмы из одних портов в другие не так просто. С азотными и аммиачными удобрениями, впрочем, тоже возникла проблема в связи с невозможностью отгружать их через Одессу. Но надо отметить, что, хотя некоторые западные потребители сейчас могут отказываться от российских минеральных удобрений, санкций против отрасли никто не вводил. США исключили удобрения не только из-под санкций, но и из-под запрета на расчёты в долларах», — отметил эксперт.

Основные потребители российских минеральных удобрений — Индия, Бразилия, Китай, сказал Алексей Калачёв: «В основном это доставка морем. Но надо ведь ещё доставить продукцию в порт, а в порту должны быть необходимые перевалочные мощности. В этом направлении сейчас хорошо развивается порт в Тамани».

У отрасли всё-таки существует комплексная железнодорожно-портовая логистическая проблема?

«Да, можно сказать и так. Главная проблема — перенаправление выпадающих объёмов европейского экспорта в Азию. Азиатское транспортное направление менее развито. В западном направлении железные дороги, порты — всё есть. А на Востоке всё это надо расширять», — сказал аналитик ФГ «Финам».

Руда, зерно и лес

Комментарий Российского зернового союза «Московской газете» в очередной раз получить не удалось.

«Мы сейчас никакие экспортные направления не комментируем», — сказали в пресс-службе ПАО «Северсталь», куда запрос журналиста издания по экспорту железной руды перенаправили из АО «Карельский окатыш».

Исчерпывающий комментарий дали в Союзе лесопромышленников и экспортёров леса «Русский лес».

«Существуют санкции «недружественных» стран, экспортировать в европейском направлении мы уже практически не можем, — сообщили «Московской газете» в «Русском лесу». — А Дальний Восток принимает столько, сколько может принимать. За счёт потери европейского рынка происходит снижение объёмов экспорта. Половину экспортных объёмов фанеры мы отправляли европейским странам и Америке, её прекратили грузить, ограничились первым полугодием 2022 года. 95% фанеры отправлялось на экспорт. Всё это — сегодняшняя проблема ЛПК».

Китаю наш лес не нужен?

«Китай наш лес покупает, сколько может. Но Россия приняла решение, что не будет поставлять Китаю круглый лес, а только пиломатериалы и другую продукцию. КНР берёт у нас и целлюлозу, и пиломатериалы, в традиционных объёмах. Мы с удовольствием грузили бы больше на китайский рынок» — отметили в Союзе лесопромышленников.

В чём же проблема?

«Проблемы возникают при взаимодействии с железной дорогой: вагонов нам недостаточно, — ответили в союзе. — Логистические цепочки сейчас меняются, меняются направления поставок грузов. А логистика должна устояться. Просто так же не бывает, что вагон повезли в одну сторону, а обратно везут пустой. Все стараются так не делать. А направление грузопотоков за десятки лет устоялось в западном направлении».

Ранее «Московская газета» писала о проблемах российской деревообрабатывающей отрасли, опираясь на инсайдерские данные от менеджмента Череповецкого фанеро-мебельного комбината.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
железная дорога, россия, ж/д перевозки
Поделиться
Похожие новости