Электробус как метафора московского «жиробесения»
Спорные новые виды столичного общественного транспорта — вершина айсберга системы неоднозначного метода правления мегаполисом
Начнем в прямом смысле издалека. Жители Москвы вряд ли интересуются, как сейчас «обновляется» электротранспорт в далекой Западной Сибири, хотя это может быть любопытно, так как приносит дополнительные штрихи в эту картину. Обновление транспортного парка в этих регионах происходит просто: мэрия Москвы раздает им использованные в столице трамваи. К примеру, Новосибирск и Омск — постоянные адресаты такой благотворительности (у Омска недавно была проблема, как оплатить транспортировку вагонов). Все это подается, как дар богатых и успешных бедным лузерам.
Трамваи — регионам, электробусы — столицам. По какой иронии судьбы аполитичный электрический транспорт стал наиболее наглядным воплощением странностей политики московских властей, — загадка.
Действительно, когда вспоминаешь историю экспериментов столицы в области общественного транспорта, приходишь к выводу: видимо, у каждого московского мэра должен быть «свой электробус». То есть такой транспортный проект, который технически вроде бы привлекательную оболочку сочетает с гигантской совковой черной дырой по вытягиванию денег налогоплательщиков.
Прежний мэр Юрий Лужков придумал строить монорельс. В строительство линии вложили 6,3 миллиарда рублей, открыв ее в 2004 году. Через несколько лет монорельс ежегодно уже приносил свыше миллиарда рублей убытков.
Пришедший ему на смену Сергей Собянин ужаснулся финансовой стороне проекта и подписал постановление, согласно которому столичные власти субсидировать монорельсовую дорогу отказались, передав ее содержание метро. Однако нашел свою усладу.
Полтора года назад, как гласит официальный сайт столичного правительства, вице-мэр Максим Ликсутов заявил, что с 2021 года для обновления автопарка город будет покупать только электробусы! Только!
При этом эксперты камня на камне не оставляют от этого вида транспорта. Утверждают, что, как и в случае монорельса, программа переоснащения электроавтобусами принесла убыток казне в несколько миллиард рублей.
«Электробусы — это очень дорогой, совершенно неэкологичный, непонятно как утилизируемый вид транспорта», — говорит генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.
Чиновники их сравнивают с троллейбусами, заявляя, что электробусы лучше, но независимые специалисты говорят обратное и удивляются, откуда взялась страсть к новому виду транспорта. Он считается более экологичным, но в этом утверждении эксперты находят множество неточностей.
«В электробусы льют ту же самую солярку, что и в обычные автобусы, отопитель – дизельный. Никаких Евро, катализаторов, дожига, сажевых фильтров и прочего на этот дизельный двигатель не ставят. Ппц, простите, уже от такого выхлопа электробуса. А утилизация огромных батарей электробуса на тяжёлых металлах — куда их повезут? В Ядрово, в Балашиху или Сергиев Посад?? И ладно бы ставили электробуса вместо автобусов, но замещают ими троллейбусы, где вообще нет экологического ущерба!», — отмечают пользователи социальных сетей.
Все эти технические детали даже не так важны. Главное — это подход.
Таким «электробусом» в переносном смысле можно назвать много чего в политике властей города. Яркая оболочка, под которой бездумные расходы миллиардов народных денег либо просто обман. Сюда можно отнести и пресловутое обновление уличной плитки. И самое актуальное — политику.
Например, такие «потемкинские деревни» устраиваются, когда нужно на официальном мероприятии перекрыть численность уже прошедшей протестной акции оппозиции. Десятки миллионов рублей налогоплательщиков власти расходуют на то, чтобы добровольно-принудительно свезти людей помахать флажками и сообщить потом в СМИ цифры поддержавших «политику партии и правительства».
На такие мероприятия свозят обычно самых беззащитных — сотрудников бюджетных учреждений, каковых в столице тысячи. Если это офисные работники, еще полбеды. Но на такие акции свозят коммунальщиков. (Советский анекдот про сантехника и систему заиграет новыми красками.)
Например, это могут предприятия сети «Жилищник», задача которых следить, чтобы не текли трубы. Кто даст гарантию, что пока слесари-сантехники кричат «Одобрямс», на их участке не прорвет трубу. Как это случилось пару месяцев назад с квартирой главного редактора Daily Storm Анастасией Кашеваровой. Там, по словам журналистки, по вине жэка затопило 20 квартир в одном подъезде, «прорвало стояк с горячей водой, и кипяток лился с 10 до 1 этажа через все щели во всех квартирах». Теперь ГБУ «Жилищник» района Восточное Дегунино отказывается ремонтировать, отмечает Кашеварова.
Дело даже не в контенте, не в идеологическом содержании мероприятия. Просто совершенно понятно, что психически нормальные люди в большом количестве могут выйти только, если их что-то не устраивает, только — протестовать. Зачем кому-то выходить на площадь поддерживать власть, если она и так давно держит штурвал?
Пару недель назад так в центре Москвы провели праздник, приуроченный ко Дню флага России. Это, кстати, история особенная. Праздник учрежден в память победы над ГКЧП, однако проводится так, как будто тогда ГКЧП выиграл, а это была структура, заявившая о намерении повернуть страну в тоталитарное прошлое.
В Москве «электробус» перестал быть видом транспорта, эта ломающаяся и дорогая машина в разных смыслах стала символом политики чиновников.
-
Человекоподобный робот Алантим расскажет об архитектуре московской подземки на выставке «Московское метро &ndash...04.07.2016 в 12:13:0013590
-
Об этом заявил мэр Москвы Сергей Собянин в ходе 6-го Московского урбанистического форума....30.06.2016 в 16:56:0022439
-
В совершении данных преступлений подозреваются двое 27-летних уроженцев Закавказья. ...30.06.2016 в 00:00:0026009
-
В этом году один из главных праздников столицы совпадает с Днем солидарности в борьбе с терроризмом. ...29.06.2016 в 00:00:0025367
-
В Москве в рамках реставрационных работ по программе «Моя улица» строители обнаружили деревянный кабак...28.06.2016 в 00:00:0033004
-
В первую очередь обновленная разметка появится в пределах ТТК. ...28.06.2016 в 00:00:0028649