Эпоха работодателя: что делать специалистам, которые осенью могут остаться без работы
Министр экономического развития РФ Максим Решетников прогнозирует рост безработицы осенью. Ситуацию не стоит драматизировать, она контролируемая, рост безработицы не будет высоким, к тому же, последние месяцы безработица держится на рекордно низком уровне 3,9%, передаёт слова министра РБК. «Московская газета» уже писала о весенних ожиданиях чиновников и экспертов по поводу безработицы в России. Ожидания сбываются?
За первым комментарием «Московская газета» обратилась в Центр стратегических разработок (ЦСР) — экспертную организацию, возглавляемую министром экономического развития РФ Максимом Орешкиным. Комментарий «Московской газете» дал вице-президент ЦСР Борис Копейкин.
«Хотя прогнозы развития экономики в последнее время пересматриваются в лучшую сторону нужно понимать – в ближайшие кварталы экономика может сокращаться. Рост возобновится не ранее III–IV кварталов 2023 г. Даже сейчас за очень низкими показателями отсутствия работы не видно тех, кто уже находится в простое или на сокращенной рабочей неделе. Можно ожидать сокращения занятости в первую очередь в отраслях, зависящих от импортных компонентов, таких как автомобилестроение или производство бытовой техники, или же в отраслях, потерявших из-за санкций и логистических ограничений часть рынков, например в черной металлургии или в лесопромышленном комплексе и деревообрабатывающей промышленности. Также могут быть затронуты сотрудники уходящих из России иностранных компаний – не все они в полном объеме сохранят занятость даже в случае перехода бизнеса к новым собственникам», — рассказал Борис Копейкин
При этом, по словам вице-президента ЦСр, в целом в России сохраняется высокий уровень спроса на труд, а рынок труда достаточно гибок — в страну продолжают ехать трудовые мигранты, в крупных городах работу найти можно достаточно быстро.
«Даже в случае заметного роста безработицы, а самые пессимистичные оценки, которые озвучивались участниками рынка в последние месяцы, говорили о 7-9%, что вряд ли произойдет, этот показатель будет существенно ниже, чем, например, в ряде европейских стран, где структурно безработица даже в лучшие для экономики времена превышает 10% по методологии МОТ. Поэтому тяжелой ситуация может стать лишь в тех моногородах и поселениях, где будет существенно сокращаться занятость на крупнейших градообразующих предприятиях, — отметил собеседник «Московской газеты». — Последнее исследование, проведённое ЦСР, говорит, что в зоне существенного риска – менее 5% от занятых в моногородах. Здесь будут важны государственные программы поддержки отдельных отраслей, занятости, переобучения и трудовой мобильности».
Несмотря на оптимистичный прогноз возглавляемого министром экспертного центра, «Московская газета» решила пообщаться и с другими экспертами, чтобы понять, каковы масштабы прогнозируемой безработицы, какие отрасли российской экономики от неё пострадают, какие — нет, и, главное, куда идти тем специалистам, которых ждут осенние сокращения.
Пока статистика показывает сохранение безработицы на историческом минимуме, несмотря на развивающийся спад в экономике и массовый уход иностранных компаний с российского рынка, сказала «Московской газете» руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.
«Этот парадокс объясняется высокой долей занятости на госпредприятиях и крупных компаниях, где стараются избегать массовых сокращений, относительной жесткостью российского трудового законодательства, растянутым процессом увольнений в ушедших иностранных компаниях. Предприятия предпочитают перевод сотрудников в режим простоя, неполной занятости, отказ от премиальных выплат и другие формы экономии расходов на персонал. Но эти меры можно рассматривать лишь как временное решение в ожидании восстановления объемов производства. Если восстановления не произойдет, компании будут оптимизировать численность персонала, что может привести к увеличению безработицы. В то же время, скорее всего, правительство постарается удержать ситуацию под контролем, стимулируя предприятия максимально сохранять занятость, пусть даже при снижении продолжительности рабочего времени и доходов. Скорее всего, безработица, составляющая сейчас 3,9%, не поднимется выше 5,5-6%», — считает Ольга Беленькая.
Логично предположить, что в зоне риска окажется малый и средний бизнес, где традиционно запас прочности на экономические кризисы ниже и менее формально устроены трудовые отношения, сказала эксперт: «Также вероятно повышение безработицы в секторах, где сейчас фиксируется серьезный спад объемов выпуска: автопром, металлургия, деревообработка, часть машиностроительных отраслей, торговля и там, где санкционное давление может усилиться в ближайшие месяцы из-за вступления в силу новых санкций (угольная промышленность, нефтегазовый сектор)».
По словам Ольги Беленькой, наиболее защищенными от безработицы отраслями сейчас представляются сельское хозяйство, строительство (инфраструктура, возможно, жилье на фоне снижения процентных ставок и льготной ипотеки), логистика (налаживание «параллельного импорта»), бюджетные рабочие места.
От безработицы могут пострадать высокотехнологичные отрасли, зависимые от западных производств, отметила в беседе с журналистом «Московской газеты» директор департамента «Промышленность» кадрового агентства Cornerstone Кира Мартанова: «Возможно, это производство программного обеспечения высоких технологий. Здесь, вероятно, будет вакуум, но потом, я уверена, в России начнется рост высокотехнологического производства».
Безработица коснётся нефтегазовой сферы, считает Кира Мартанова.
«Часть зарубежных компаний уходит из России, например, Shell закрывает офисы. Кто-то из сотрудников уедет работать в Shell за рубежом, либо останется здесь и будет искать себя в смежных отраслях: нефтехимии, нефтепереработке. Либо эти сотрудники займут альтернативную позицию в другой отрасли — начальнику техобслуживания и ремонта будут рады в судостроительной или судоремонтной компании наших крупных операторов», — пояснила представитель кадрового агентства.
По прогнозам Киры Мартановой, безработица наиболее сильно ударит по сфере услуг, особенно туристических, строительству и авиаперевозкам: «Строительство у нас сейчас ведётся, но рынок продаж сокращается. Строительные компании всеми силами пытаются сохранить своих клиентов, отрасль пытается выжить. А вместе с туризмом пострадают и авиаперевозки, этого следовало ожидать».
Куда же в таком случае идти работникам этих отраслей, которые осенью, вполне вероятно, потеряют работу?
«Кому-то придётся уезжать за работой в другие регионы, — считает специалист Cornerstone. — Из сферы строительства, ЖКХ стоит уходить в промышленное строительство: добычу газа, обустройство месторождений, строительство заводов, переработку, химудобрения, полимерное производство. Это связано с релокацией: здесь надо переезжать туда, где есть работа. К тому же, конкурс на рабочее место вырастет, будут брать лучших из лучших. В каком-то смысле наступает «эпоха работодателя».
А вот куда идти пилотам и бортпроводникам, это действительно вопрос, сказала собеседница «Московской»: «Допустим, авиамеханик всегда найдёт себе работу, хотя бы автомехаником или будет ремонтировать горное оборудование. А пилоты… Впрочем, тут можно уйти на речные суда, в морское пароходство, в железнодорожные перевозки. Я думаю, руководство страны знает эту проблему и организует какие-то курсы переобучения для пилотов и проводников — не знаю, на военные ли самолёты их отправят, но какая-то штабная работа может найтись».
Туризм — сфера услуг, напомнила Кира Мартанова.
«Из туризма можно уйти на любую клиентскую работу, продажи чего угодно. Например, услуг операторов мобильной связи. С другой стороны, туристические агентства могут переориентироваться на внутренний туризм или дружественные страны: Китай, Бразилию, Аргентину, страны Африки», — предложила эксперт.
Квалифицированные специалисты всегда найдут себе работу, особенно, если их специальность универсальна, уверена Кира Мартанова: «Бухгалтер, экономист, юрист, IT-специалист не пропадут. Айтишники зачастую работают удалённо и могут взять на себя сразу две или три работы».
В российской экономике есть отрасли, которые не затронет осенняя безработица, сказала представитель кадрового агентства.
«Золотодобыча, металлургия не пострадают, это базовые отрасли нашей промышленности, в них всегда есть производство. Сельское хозяйство точно не упадёт: комбайны и трактора производятся в РФ. Железнодорожная отрасль, внутренние перевозки тоже будут обеспечены. Также всегда будут востребованы такие низкоквалифицированные специальности, как кладовщики, посудомойки, дворники, нянечки, домработницы, садовники», — пояснила Кира Мартанова.
В настоящий момент, давать прогнозы о росте безработицы преждевременно, считает вице-президент по операционному управлению кадрового агентства ANCOR Алексей Миронов.
«Есть вероятность аккуратного восстановления экономики и размораживания наймовой активности компаний уже этой осенью. Можно предположить, что в сентябре ряд компаний вновь вернутся к увеличению численности персонала, но это во многом будет завесить от экономической ситуации в целом. Есть также вероятность того, что если на рынке сохранится большой объем неопределенности, то и другие иностранные компании, которые продолжают свою деятельность, могут покинуть российский рынок. Что, несомненно, скажется и на локальных организациях: те компании, которые удерживали персонал в надежде на восстановление экономики, начнут его сокращать», — рассказал эксперт.
Однако сейчас в ANCOR считают, что эта ситуация не отразится на рабочих специальностях, сообщил Алексей Миронов.
«Спрос на малоквалифицированных рабочую силу очень велик. Например, в сфере строительства, где сократилось количество работников из других стран. Поэтому мы ожидаем, что возможный рост безработицы будет незначительным и среднесрочным, если не краткосрочным. Да, дисбаланс спроса и предложения на рынке достаточно большой. Несомненно, мы увидим перераспределение трудовых ресурсов между отраслями и компаниями международными и российскими. Из-за этого некоторым специалистам придется пройти, в том числе, и переобучение, но это нормальные тренды на любом изменяющимся рынке труда», — заключил представитель ANCOR.
-
«Московская газета» продолжает тему кадрового голода в России. К концу 2023 собеседники издания среди кадров...23.11.2023 в 12:11:003001
-
На сегодняшний день более 60% российских компаний испытывают дефицит таких сотрудников07.11.2023 в 15:09:002402
-
Эксперты рассказали о причинах кадрового голода в России и путях решения этой проблемы04.08.2023 в 16:49:003288
-
Согласно данным исследования сервиса по поиску работы SuperJob, каждый пятый работодатель отказывал соискателям вакансий...12.11.2021 в 17:03:003275
-
Дальний Восток сегодня – один из регионов, находящийся в фокусе пристального внимания российского правительства. З...12.09.2021 в 13:19:007196
-
Министерство труда и социальной защиты предлагает расширить список специалистов, которые могут получить гражданство Росс...02.10.2019 в 21:01:003520