Лифтам для монтажа и обслуживания не хватает «рабочих рук»
Представители отрасли говорят, что лифты в России зачастую некому ставить и обслуживать, а в Госдуме — что подготовка кадров в этой сфере была проблемой ещё до ухода с рынка иностранных компаний
На сегодняшний день в России необходимо менять около 60 тыс. лифтов, сообщил «Московской газете» президент Российского лифтового объединения (РЛО) Пётр Харламов:
«Российские заводы-изготовители могут произвести такое количество оборудования даже за 1 год. Но у нас сложилась такая ситуация, что некому монтировать, устанавливать лифты в жилые дома. Многие специалисты вернулись в Армению, Таджикистан, Казахстан и другие страны бывшего СНГ по причине курса рубля и ужесточившегося миграционного законодательства. За 2024 год было смонтировано более 40 тыс. лифтов. Нужно и можно продолжать, но нет рабочих рук. Зарплаты у монтажников в среднем по отрасли не маленькие (в обслуживании лифтов другая ситуация, там тарифы на обслуживание, конечно, надо поднимать), но зачастую привлекались трудовые мигранты, так как это тяжёлый труд в шахте лифта. Мы надеемся, что специалисты вернутся на свои места. При этом необходимо взращивать молодых специалистов, готовить инженеров-механиков с момента окончания школы», — рассказал Пётр Харламов.
У инженеров-наладчиков лифтов, которых тоже не хватает, другие условия, это высококвалифицированная работа, отметил президент РЛО.
«Здесь необходимо специальное среднее, а лучше высшее образование. Но этих работников ещё хотя бы можно найти среди бывших сотрудников иностранных компаний, ушедших с нашего рынка. Однако количество лифтов на обслуживание для них увеличивается, они физически не справляются со всей работой. Отдельные проблемы могут быть с китайскими лифтами. Хорошо, если они запрограммированы на английском языке. Иначе приходится вызывать наладчика из Китая, и работы очень затягиваются. Поэтому мы рекомендуем использовать в новостройках лифты отечественного производства. Со стандартными высотами до 30 остановок российские предприятия готовы предоставить всю гамму лифтов. А высокоскоростные подъемники со скоростью от 9 метров в секунду в РФ пока только разрабатывают», — сказал собеседник.
Проблема нехватки персонала есть как по монтажу, так и по обслуживанию лифтов, рассказал «Московской газете» замдиректора АДС СО «ЛифтСервис» Алексей Зоточкин.
«80% успешности функционирования лифта зависит от монтажников, а остальное — от электромехаников. К сожалению, нехватку специалистов в лифтовой отрасли точно оценить нельзя, так как существует очень много организаций, занимающихся монтажом и обслуживанием лифтов. Но в общей массе на одного электромеханика в Москве приходится 100 и более лифтов. При этом стоимость технического обслуживания очень низкая. Квалифицированному электромеханику приходится брать на себя слишком много подъемников, иначе он не получит достойную заработную плату. «АДС Сервис» и Национальный лифтовый союз проводят конференции с обозначением этой проблемы и привлечением наших специалистов. В 2024 году мы проводили конкурс «Лучший в профессии» среди электромехаников по лифтам, пытаясь привлечь молодёжь в лифтовую отрасль. Под эгидой НЛС был проведён конкурс наставничества по передаче профессионального опыта от специалистов, давно работающих в этой сфере: обслуживанию лифтов можно учиться в учебных заведениях долгие годы, но пока не попадёшь на реальный объект нужного представления не получишь. Расценки на техобслуживание лифтов в России сейчас очень низкие, достойную зарплату электромеханикам получить сложно. А в мире это одна из высокооплачиваемых специальностей», — сказал Алексей Зоточкин.
Отсутствие квалифицированного персонала в разных сферах, особенно в лифтовом хозяйстве, — это проблема, которой не один десяток лет, рассказал «Московской газете» член экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев.
«Даже не в самых крупных городах работают тысячи лифтов, и еще до ухода крупнейших производителей вопрос подготовки кадров стоял очень остро. Инженеры-наладчики, электромеханики по лифтам, инженерно-технические работники, — целенаправленно никто никогда в современной России не готовил эти кадры. Несколько лет назад проблему усугубила и отмена лицензий для компаний, осуществляющих техническое обслуживание лифтов. Лифты убрали из перечня опасных производственных объектов. В итоге их техническое обслуживание ведется или только «на бумаге», или по принципу латания дыр. Поэтому единственный способ начать решать проблему — это сосредоточиться на профессиональном образовании и профориентации в этой отрасли. Только после системных решений в этой сфере можно будет говорить хотя бы о минимальной безопасности лифтового хозяйства», — подчеркнул эксперт.
-
27 ноября в офисе ГК «ПИК» состоялась встреча представителей компании-застройщика с жителями одного из домов...29.11.2019 в 12:44:005650
-
Ничто так не объединяет людей, как общие проблемы. Жильцов дома 33 на Ярцевской сплотила программа реновации23.11.2019 в 12:16:0020784
-
В Москве бригаду «скорой» с пациенткой в тяжелом состоянии освобождали из лифта 40 минут ...18.11.2019 в 14:35:006759
-
Следственный комитет проверяет информацию об инциденте с лифтом, появившуюся в СМИ. Ранее стало известно, что лифт в мно...24.09.2019 в 17:21:003796
-
АО «Мослифт» исполняется в этом году 65 лет.23.05.2018 в 13:07:004265
-
В Московском международном деловом центре «Москва-Сити» в «Башне Федерация. Восток» запустили гр...20.01.2017 в 20:49:003370