Новость общества

Готовы ли студенты, будущие абитуриенты и педагоги к введению киберспортивных дисциплин?

Готовы ли студенты, будущие абитуриенты и педагоги к введению киберспортивных дисциплин?

Фото © «Московская газета»

27.12.2022 в 14:46:00
3141

В Министерстве образования утвердили новую дорожную карту. Согласно ей в России к 2024 году появятся киберспортивные дисциплины. Они будут доступны не только студентам технических специальностей, но и гуманитариям

Пока неясно, как конкретно будет исполняться учебная программа с новыми изменениями. «Московская газета» спросила у студентов, будущих абитуриентов и педагогов, что они думают о киберспорте в высших учебных заведениях.

Для развития стратегических навыков

Студентка медицинского университета Ирина считает, что обучающиеся сегодня в вузах не готовы к кибердисциплинам.

«Надо нормально преподавать в школах информатику, чтобы студент не с нулевыми знаниями пытался разобраться в Excel и других программах, — говорит студентка. — Я лично отрицательно отношусь к нововведению. Для медиков это не основное направление, например, как для программистов».

Ирина считает, что в России сейчас работает много врачей, которые не владеют кибердисциплинами. По ее словам, лучше добавить в вузы больше практики, чем просто «сидеть и пыжиться возле компьютера по несколько часов».

«Да, есть электронные карточки в больницах, но там стандартный набор задач, который легко выучить, — говорит собеседница издания. — Хотя дети сейчас полностью погружены в компьютер, они разберутся уже быстрее нас. Но я все равно считаю, что начинать надо не с вуза, а со школы».

Подростки, которым поступать через пару лет, действительно уверены, что введение кибердисциплин необходимо. По их мнению, они позволят студентам развить стратегические навыки и научат выбирать правильное решение в той или иной ситуации.

«Не могу сказать, что вузы сильно нуждаются в таких дисциплинах, но, безусловно, это будет полезно. Множество игр позволяют развивать стратегическое мышление, в некоторых ставится выбор, в других — нужно разгадывать ребусы и определять вес решения. Это может пригодиться в реальности, — считает ученик 9-го класса Константин Иванов. — Для развития стратегических навыков подошли бы: Dota, Warcraft 3. Для правильных решений послужили бы: World of Tanks или Hearthstone, CS:GO».

Старая школа vs новая программа

Педагоги высшей школы, более старшего возраста, консервативнее. Кандидат географических наук Сергей Моников уверен, что введение подобных дисциплин «убьет индивидуальный подход к обучению».

«К введению кибердисциплин я отношусь отрицательно. Современные студенты, понятно, далеко не те, что мы были в свое время. Но несколько поколений потеряли ориентиры в образовательном пространстве вследствие ЕГЭ и кладке документов в 5 и более корзин (подача документов в несколько университетов, — прим.ред.). COVID-19 тоже внес свои коррективы — заменил живое общения с преподавателем на занятиях на суррогат из пар на «удаленке», — говорит преподаватель. — Стало много ненужных мероприятий, отнимающих массу времени на образование и самообразование. Студенты стали редкими гостями в библиотеке вуза, не говоря об областной, где тоже стараются завлечь на мероприятия, но не на книжные полки».

Сергей Моников уверен, нынешние студенты пока «не готовы к этому нововведению».

Преподаватели новой формации напротив, уверены, что без кибердисциплин обучение в университетах уже невозможно.

«Киберспорт это современное соревнование, которое очень популярно среди молодежи. Сейчас невозможно представить себе жизнь без сотовой связи и компьютерных технологий. Они внедрены повсюду и широко применяются в любой специальности. Киберспорт не обходит стороной и медицину, — считает заведующий кафедрой оториноларингологии РГСУ, доктор медицинских наук, профессор Константин Добрецов. — Сегодня любой врач оформляет электронную историю болезни, читает диски с компьютерной томографией и МРТ, а в больницах широко внедряются программы по искусственному интеллекту и технологии виртуальной реальности. Навыки, которые студенты приобретут на курсах киберспортивных дисциплин, безусловно, пригодятся им в дальнейшей профессиональной деятельности. Кроме этого, интеграция киберспорта во врачебные манипуляции позволят увлечь будущего врача специальностью и повысить его уровень подготовки. Я полностью поддерживаю инициативу подобных курсов в медицинских вузах».

«Драйвер развития»

Аналогичного мнения придерживается и декан факультета «Цифровой экономики и массовой коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин.

«Киберспорт является динамично развивающимся направлением спортивной индустрии глобальной цифровой экономики, завоевавшим в конкурентной борьбе внимание участников рынка, как со стороны игроков, так и со стороны бизнеса, — полагает Сергей Гатауллин. — Как и для любого вида спорта, для киберспорта необходима соответствующая платформа. Должны быть инфраструктура проведения спортивных мероприятий, медиасопровождение, у спортсменов — тренеры и менеджеры. Все это требует подготовки».

По мнению эксперта, создание такой платформы — задача сложная и ее не решить одномоментно. Поэтому инициатива подготовки вузами кадров для кибериндустрии — идея вполне разумная, обоснованная и своевременная.

«Киберспорт — это в первую очередь спортивная дисциплина. Зачем нужен спорт все понимают. В том числе через тренировки и участие в соревнованиях, помимо спортивных достижений, формируются и так необходимые бизнесу soft skills — учение работать в команде, принятие правил, понимание судейства и конкуренции. Включения киберспортивных дисциплин для всех специальностей — как технических, так и гуманитарных, в отечественных вузах, станет драйвером развития как направления киберспорта, так и всей спортивной индустрии, а также смежных отраслей цифровой экономики», — заключил декан Московского технического университета связи и информатики.

К 2023 году «Ростелеком» и СПбГУТ изучат подобный опыт и программы за рубежом. К лету следующего года «Ростелеком» и АНО «Цифровая экономика» определят экспертную группу, которая выберет киберспортивные образовательные программы. Первые из них включат в образовательный процесс к 2024 году.

Автор: Светлана Белодорожкина
ТеГИ
киберспорт, вуз, студенты, абитуриенты
Поделиться
Похожие новости