Новость общества

Импорт снова сжимается: что ждёт российскую экономику и потребителя

Импорт снова сжимается: что ждёт российскую экономику и потребителя

Фото © «Московская газета»

18.03.2024 в 10:36:00
3197

Директор логистической компании «ОптимаЛог» Георгий Властопуло рассказал «Московской газете» о новых ограничениях на параллельный импорт и продукцию из Китая, поставляемые в Россию. Аналитик ФГ «Финам» Игнат Иванов считает, что российский рынок бытовой техники уже перестроился в сторону китайской и турецкой продукции. Импортёры бытовой техники и электроники пока молчат

Идёт явная тенденция на снижение и сокращение параллельного и косвенного импорта в Россию, и это происходит по двум направлениям, рассказал «Московской газете» директор логистической компании «ОптимаЛог» Георгий Властопуло:

«Сначала начались серьёзные проблемы с трансграничными платежами с Турцией, потом подключился Китай, с ним сейчас тоже большие сложности. Часть платежей возвращается, часть китайских банков вообще не ведёт платежей с Россией. А если ты не можешь заплатить, то ты не можешь купить товар. Недавно мы проводили опрос среди наших клиентов: 25% их них столкнулись со сложностями в покупке товаров в Китае. Деньги не доходят до производителей, и они вынуждены перестраивать финансовые схемы взаиморасчётов, пересматривать цепочку поставки. Хотя Китай вроде бы дружественная страна и не присоединился к ограничениям».

Ситуация с поставками может даже не стагнировать, а регрессировать, считает Георгий Властопуло.

«Я ещё в прошлом году говорил, что ситуация с параллельным импортом – конечна, она не масштабируема. В ближайшие месяцы мы увидим последствия в виде недопоставок каких-то товаров. Всё, что не закупили в феврале, не придёт в апреле», — прогнозирует директор логистической компании «ОптимаЛог».

Второй момент – производители товаров, которые не готовы отгружать продукцию в Россию, опасаясь вторичных санкций, говорит собеседник «Московской газеты».

«Как рассказывают наши сотрудники, производители сами принимают решения об отказе от взаимодействия с Россией или выстраивания сложных схем поставок товаров. Это касается крупных компаний, монополистов. Например, завод, который производит микроэлектронику, отказывается взаимодействовать с Россией, понимая, что можно легко установить, куда идут товары, в том числе санкционные. Мы видим, как китайские производители из разных секторов экономики ограничивают торговлю с Россией, либо по каким-то контрактам отказываются от неё. В первую очередь это будет касаться товаров из санкционных списков, установленных США и ЕС. Поставки несанкционных товаров будут страдать меньше, только из-за проблем с платежами. Китай поставляет сегодня в Россию 25% машинного оборудования, 20% автомобилей, около 7% химической продукции», — рассказал Георгий Властопуло.

Выход, по мнению эксперта, – выстраивание более сложных, долгих цепочек поставок, в которые интегрированы разные компании из разных стран.

«Но это ведёт к транзакционным издержкам, удорожанию поставок продукции, усложнению логистических и финансовых схем и сказывается на цене товаров, сроках поставок и эффективности маршрутов. Десятки процентов могут быть прибавлены к себестоимости товаров. Но надо отметить, что себестоимость не прямо привязана к стоимости товаров на полке, а через определённый коэффициент, поэтому говорить, что цены для потребителей везде и всюду вырастут вслед за себестоимостью товаров, нельзя», — заключил директор «ОптимаЛог».

Происходит блокировка поставок бытовой техники в Россию через параллельный импорт со стороны компаний Electrolux, Tefal, Braun и Rowenta, рассказал «Московской газете» аналитик ФГ «Финам» Игнат Иванов:

«Компании заключают с партнерами в других странах моратории на реэкспорт продукции в Россию, нарушение которых ведет к разрыву контрактов. Говорить о потерях для российского рынка из-за отказа нескольких брендов участвовать в параллельном импорте пока рано. Неясно, станет ли такая практика повсеместной. Дефицита бытовой техники на рынке не будет, западные бренды за прошедшие два года значительно снизили доли рынка и уступили лидерство производителям из Китая и Турции».

Обойти ограничения можно, например, включив в цепь поставок еще несколько звеньев, отметил Игнат Иванов.

«Так, чтобы посредники с лицензионными соглашениями напрямую не взаимодействовали ни с оригинальным поставщиком, ни с российскими компаниями, — пояснил аналитик. — Однако такой длинный путь бьет по рентабельности импорта и соответствующе отражается в высоких ценах на поставляемые товары. Что в условиях широкого предложения китайской и турецкой более дешевой техники может привести к убыточности параллельной торговли западными товарами».

За последние два года российский рынок уже изменился, теперь на нем лидируют китайские и турецкие товары, отметил Игнат Иванов.

«Поэтому ждать от новых ограничений каких-то радикальных изменений не стоит. Покупатель сможет найти технику любых брендов, в том числе тех, которые препятствуют параллельному импорту, это станет только вопросом цены», — заключил аналитик ФГ Финам.

Собеседники «Московской газеты» в среде импортёров и товаропроизводителей бытовой техники и электроники пока не смогли предоставить оперативный комментарий по поводу ограничений для параллельного импорта ввозимой в Россию бытовой техники.

Как пояснил в комментарии Regnum Декан факультета международных экономических отношений, профессор департамента политологии Финуниверситета при правительстве РФ Павел Селезнёв, параллельный импорт выполнил свою функцию, поддержав российскую экономику под санкциями, теперь же пришла пора развивать собственное производство и насыщать внутренний рынок.

Владелец Mobile Research Group Эльдар Муртазин заявил, что информация о блокировке иностранными брендами бытовой техники параллельного импорта в России не соответствует действительности. Он спрогнозировал, что ситуация с параллельным импортом никак не изменится в ближайшем будущем — товары западных брендов будут доступны в России.

При этом российское правительство в принципе выступает за сокращение параллельного импорта. По словам вице-премьера, главы Минпромторга Дениса Мантурова, правительство России решило продлить на 2024 год механизм параллельного импорта, но при этом постоянно идет работа по его корректировке: предполагается постепенное сокращение номенклатуры и перечня.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
параллельный импорт, товары, российский рынок
Поделиться
Похожие новости