Новость общества

Как замедление Гольфстрима влияет на российские леса и сельское хозяйство

Как замедление Гольфстрима влияет на российские леса и сельское хозяйство

Фото © «Московская газета»

27.10.2024 в 15:13:00
1756

Экологи рассказали о причинах глобального потепления и мерах борьбы с ним

Тёплое течение Гольфстрим в Атлантическом океане замедляется, в 2030-х годах может начаться остановка атлантических течений, пишет gazetametro.ru.

Глобальное потепление на море…

Современное глобальное потепление — правильнее называть это глобальным изменением климата — происходит в основном из-за увеличения концентрации в атмосфере углекислого газа, который является одним из т.н. парниковых газов, рассказал «Московской газете» учёный-эколог Сергей Симак.

«Рост выброса этого газа в атмосферу связан главным образом со сжиганием органического топлива, а также сведением лесов и почвенной эрозией. Дополнительными источниками другого парникового газа — метана, что ускоряет процесс, служат разрушающаяся (из-за уже начавшегося потепления) вечная мерзлота и желудки крупного рогатого скота, мировое поголовье которого насчитывает 1,5 млрд».

По словам учёного, климат Европы в огромной степени определяется Гольфстримом — теплым течением, которое пересекает Атлантику от Карибского моря до Испании и дальше движется к северу, обогревая ее районы вплоть до Скандинавии. Более того, тепло и влагу вплоть до Урала, а то и дальше, приносят нам циклоны, формируемые Гольфстримом.

«Разогрев планеты происходит неравномерно — сильнее всего в высоких широтах, особенно вблизи полюсов. Происходит быстрое таяние льдов Гренландии и цикрумполярного ледяного покрова. Огромные массы талой воды поступают в океаны, двигаясь с севера на юг. Холодная вода тяжелее теплой и должна бы была опускаться вниз, но пресная вода легче соленой, поэтому она движется к югу в верхнем слое. И тут она сталкивается с Гольфстримом, который тоже движется в верхнем слое, но с юга на север. Разумеется, происходит его ослабление. В 2018 году оно оценивалось в 18%, в 2024 — уже почти в треть. В результате возникают разнонаправленные изменения: в Америке — рост частоты и разрушительной силы ураганов, из-за энергии, «запертой» в тропических частях Гольфстрима и более сильного разогрева там поверхности океана; в Южной Европе — волны жары, а в Западной, Центральной и Северной Европе возможно временное похолодание. В то же время для России ослабление атлантических циклонов связано с уменьшение количества осадков, ростом континентальности климата: жарой и засухами летом и сильными морозами зимой, ухудшением условий для сельского хозяйства, исчезновением рек и озер в степной и лесостепной зонах, лесными пожарами, смещением к северу природных зон и проникновением в новые районы ряда возбудителей заболеваний (малярии, лихорадки Западного Нила и пр.) и их переносчиков», — рассказал эколог.

Можно ли со всем этим что-то сделать?

«Провернуть фарш обратно» уже не получится, можно лишь замедлить эти процессы, — говорит Сергей Симак. — Главным средством тут является уменьшение выброса парниковых газов; именно этому служит Парижское соглашение, именно для этого в мире прилагают огромные (но недостаточные) усилия для скорейшего отказа от сжигания топлива и замены его на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). К сожалению, пока делается недостаточно, и скорость изменения климата превышает прогнозную. И, к еще большему сожалению, это в особенности характерно для России».

Второе необходимое направление действий — адаптация к происходящим изменениям климата, отметил эксперт.

«Очевидно, что эти изменения будут продолжаться еще минимум 100-150 лет, и продолжать вести хозяйство на тех же местах, как ни в чем не бывало, не получится. Но для адаптации необходимо понимание происходящего, внятные прогнозы, разработка, поиск и внедрение технологий, размещение производительных сил и многое другое, что тоже практически не делается, и даже зачастую не осознается», — заключил Сергей Симак.

И на суше

Повлиять на ситуацию с глобальным потеплением, конечно, можно — в первую очередь, через ограничение выбросов парниковых газов и аэрозолей, рассказал «Московской газете» эксперт по лесам, устойчивому лесному хозяйству и пожарам в проекте «Земля касается каждого» Алексей Ярошенко.

Но очевидно, что очень многое уже упущено, и полностью избежать катастрофических последствий изменения климата не получится, а часть таких последствий уже наступила, считает природозащитник.

«Например, продолжительность пожароопасного сезона в российских лесах увеличилась по сравнению с прошлым веком на несколько недель, значительно выросла частота засух, периодов аномальной жары. В результате мы видим значительный рост масштабов лесных пожаров. Если нынешние тенденции сохранятся, за следующие два десятилетия они могут примерно удвоиться. Это значит, что на борьбу с лесными пожарами придется тратить все больше и больше сил, или причиняемый ими ущерб будет неуклонно расти. Уже накопленные изменения климата соответствуют смещению природно-климатических зон на две-три сотни километров к северу, а это значит, что огромные площади лесов оказываются в новых условиях, часто неблагоприятных для преобладающих в них древесных пород. Это способствует и будет способствовать во все большей мере более частым вспышкам численности разнообразных вредителей, развитию болезней леса и большим масштабам усыхания и гибели лесов. Одним из следствий изменения климата является рост частоты и силы ураганов, смерчей, экстремальных ливней, а они тоже прямо и сильно влияют на состояние лесов, иногда вываливая весьма значительные площади, и масштабы таких бедствий тоже очевидно растут. Вполне вероятно, что еще при нашей жизни потери и повреждения лесов, так или иначе связанные с последствиями изменения климата, по своим масштабам сравнятся с использованием лесов всем российским лесным комплексом (и, скорее всего, примерно такая же ситуация будет характерна для всех северных стран и регионов мира)», — заключил Алексей Ярошенко.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Гольфстрим, лес, сельское хозяйство
Поделиться
Похожие новости