Новость общества

Какое импортозамещение необходимо России

Какое импортозамещение необходимо России

Фото © «Московская газета»

20.03.2024 в 17:38:00
1529

В условиях беспрецедентных западных санкций все разговоры об импортозамещении, развитии отечественного производства товаров и услуг звучат, по меньшей мере, разумно. Казалось бы, в такой ситуации необходимо, чтобы хотя бы половина продукции на внутреннем рынке была российской. Однако собеседники «Московской газеты» отмечают, что с импортозамещением всё совсем не так просто. Иван Федяков, основатель и глава группы компаний INFOLine рассказал, почему для российской экономики может быть выгоднее производство товаров и услуг за рубежом или с участием других стран. Член комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев отметил, что гонка за импортозамещением может привести к дефициту некоторых товаров

Импортозамещение ради импортозамещения – не самая перспективная и эффективная сфера реализации усилий, отметил в беседе с «Московской газетой» Иван Федяков, основатель и глава группы компаний INFOLine:

«Более важным было бы выпускать конкурентоспособную продукцию, которая будет востребованной и на отечественном, и на зарубежном рынках. Такая продукция станет необходимой для потребителей и прочно закрепится на рынке, как это происходит с рядом товаров российского производства. Хотя, объективно говоря, их не так много».

Что касается производства продукции внутри страны, то, по словам Ивана Федякова, «сейчас важно учитывать, что есть ряд марок, которые позиционируются как товары российского производства, как например, BORK (российский производитель бытовой техники и аксессуаров премиум-класса, – прим. авт.). Даже интерфейс и ПО для этих устройств в какой-то мере делаются российскими разработчиками. Но сами эти устройства если и собираются в России, то из практически готовых компонентов зарубежного производства, это практически отвёрточная сборка, по причине того, что другой способ производства менее рентабелен».

Если говорить об изделиях, на 100% собранных из западных компонентов с применением западных технологий, патентов, авторских прав, но чисто физически собранных на территории России, то процент таких устройств будет достаточно большой, отметил руководитель агентства INFOLine.

«Если же мы начнём разбираться, какой процент внутри того или иного устройства связан с производством и переработкой компонентов внутри рынка, то этот процент будет существенно ниже, и тут даже показатели в 20-30%, скорее всего, будут недостижимы, — заметил аналитик. — Но это нормально, все предыдущие годы рынок развивался по пути глобализации, многие предприятия выстраивали сложные, но экономически эффективные схемы по взаимодействию с партнёрами из других стран, и за счёт этого они во многом добивались положительных результатов как на внутреннем рынке, так и на ближайших рынках, где их продукция была востребована. Это было экономически целесообразно и оправданно. Рынок сам решил, что данная схема более эффективна».

А насколько экономически целесообразно и выгодно производство той или иной продукции сугубо на территории РФ?

«В России действует НДС 20%. У наших соседей в Казахстане – 12%. Уже из-за этой разницы в 8% экономически более целесообразно размещать производство в Казахстане, пользуясь с тем, что мы с Казахстаном всё ещё входим в ЕАЭС, и таким образом производимая нами продукция не облагается какими-то дополнительными сборами. Повышение налогов в России, скорее всего, продолжится; уже сейчас активно обсуждается план повышения налога на прибыль с 20 до 25%, в себестоимость той или иной продукции активно добавляются и другие сборы, усложняются системы сертификации продукции и т.д. В свете всего этого, повторюсь, импортозамещение не может быть самоцелью», — заключил руководитель INFOLine.

Ранее Минпромторг поддержал идею о том, чтобы выделить для маркетплейсов и розницы обязательную долю российских товаров, которая не будет превышать 50% всей продаваемой продукции. Ведомство поддержало инициативу при условии её доработки. Министерство экономического развития сочло эту идею нереализуемой.

Разговоры о «российской полке» идут с 2022 года, но чёткого плана, как реализовывать проект, ещё нет, сказал «Московской газете» член экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев.

«Минпромторг России предлагал вводить квоты для товаров на «российской полке» в размере до 50% с адаптацией до 180 дней. Были также предложения приравнивать к наличию на «российской полке» белорусских товаров (и процесс этот запущен, судя по предложению Минпромторга России приравнять к российским чипы из Белоруссии). Не думаю, что профильные министерства пойдут на принудительные меры по формированию «российской полки». Это очень радикальный вариант, который может привести в лучшем случае к профанациям и увеличению доли продукции с российскими шильдиками», – считает Дмитрий Тортев.

Худшим вариантом реализации этой идеи может стать возникновение дефицита, отметил собеседник «Московской газеты».

«Почему, например, торговые сети неохотно работают с фермерами — чтобы не появлялись пустые полки, поскольку фермеры не могут обеспечить стабильных поставок продукции, — пояснил Дмитрий Тортев. — В случае с маркетплейсами я не вижу в этом особого смысла, поскольку, если потребитель захочет, то с помощью фильтров он сам создаст себе «российскую полку» в настройках аккаунта.

Поэтому, по мнению эксперта, и оффлайн-торговля, и маркетплейсы будут сопротивляться этой инициативе всеми возможными способами.

«Ну и главный момент, про какие полки и в каких категориях мы говорим? Если про электронику, то есть сегменты, где российской продукции просто нет. Или тогда нужно как в госзакупках — вводить квоты на полке по уровню локализации. Российские бренды действительно есть, но тогда получится, что мы вводим меры поддержки брендов, а не продукции. Другой вариант по созданию «российской полки» — предоставление преференций, но он также не принесет результатов и ровно по той же причине. Все-таки для начала нужно вообще понять, для кого и где мы хотим видеть отдельные полки», — заключил член экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы РФ.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
импортозамещение, товары, производство
Поделиться
Похожие новости