Новость общества

Потеряет ли КАМАЗ производство в Средней Азии из-за санкций?

Потеряет ли КАМАЗ производство в Средней Азии из-за санкций?

pixabay

22.03.2022 в 20:51:00
7147

Президент Татарстана Рустам Минниханов во время совещания с президентом РФ Владимиром Путиным сообщил о проблемах российского автогиганта «КАМАЗ», передает РБК. Предприятие является градообразующим в городе Нижние Челны. Производство грузовых автомобилей может сократиться на 40%, а 15 тысяч работников могут уйти в простой, обеспокоен президент республики. При этом глава предприятия Сергей Когогин издал приказ о возможном переходе многих работников «КАМАЗа» на трехдневную рабочую неделю, пишет «Бизнес-онлайн»

Ранее СМИ писали о проблемах российского автопрома и авторынка из-за антироссийских санкций. «Московская газета» изучила ситуацию с разных сторон и нашла геополитическую составляющую возможных проблем «КАМАЗа» и, не исключено, что других предприятий отечественного автопрома.

Президент Татарстана на встрече с президентом РФ озвучил различные сценарии развития ситуации на «КАМАЗе», и в СМИ попал один из самых негативных сценариев, сказал «Московской газете» руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев: «Мы готовимся и к этому сценарию, но предпосылок к его развитию нет. Завод загружен до конца месяца точно. Мы прорабатываем заказы на май месяц и видим, что компания работает в обычном режиме».

По словам собеседника издания, основная проблема предприятия – это производство передовых модификаций грузовиков – КАМАЗ-4 (К4) и КАМАЗ-5 (К5), оставшееся без западных комплектующих.

«В основном мы уже перешли на производство КАМАЗ-3 (К3), это относительно старые модели. При этом грузовики прошли несколько рестайлингов, они вполне современные, хоть и несколько хуже, чем КАМАЗ-5, – из-за вида кабины и удобства для водителя. КАМАЗ-3 мы уже производим из отечественных комплектующих. Выпуск данной модели в этом году у нас должен был составлять только половину от всего производства, в последние годы мы изготавливаем все меньше и меньше таких грузовиков. Теперь надо возобновлять старые производства, делать донабор людей. Это сложный процесс, и он тоже сейчас идет. Все можно относительно быстро восстановить, хотя в одночасье это не делается», – отметил руководитель пресс-службы предприятия.

У «КАМАЗа» есть несколько вариантов развития, и завод работает надо всеми, поскольку должен как-то выживать, сказал в беседе с журналистом «Московской газеты» автоэксперт Игорь Моржаретто.

«Первый вариант – найти альтернативу привычным поставщикам, например это может быть Китай. КНР сегодня – крепкая страна, которая может обеспечить всех желающих комплектующими, надо только подобрать надежного партнера и выстроить цепочку так, чтобы он не попал под санкции.

Второе направление: есть возможность производить грузовики предыдущего поколения, где количество импортных комплектующих минимально. Да, они будут не такие современные, не такие экономичные, но они будут работать. Если на «КАМАЗе» обещают наладить это к январю 2023 года, думаю планы реальные.

Что на самом деле происходит на предприятии, не знаю. Думаю, полностью перейти на отечественные комплектующие в автомобилях такого класса как К5 не удастся, будут нужны и китайские. Конечно, К5 – главный козырь предприятия, он был очень востребован и на российских, и на зарубежных рынках. Вместе с тем на предприятии не прекращают собирать передовые модели КАМАЗ-4 и КАМАЗ-5», — подчеркнул автоэксперт.

В пресс-службе ОАО «КАМАЗ» сообщили, что к январю следующего года завод готовится наладить выпуск КАМАЗ-5 из отечественных комплектующих. До этого времени хватит имеющегося запаса западных комплектующих для сборки.

«Это грузовики премиум-класса. Рынок, скорее всего, не будет нуждаться в больших объемах. Он уже не будет таким большим, как раньше, но и зарубежных игроков здесь почти не останется. Так что у российских и китайских производителей есть возможность нарастить свои продажи, несмотря на сокращение рынка», — подчеркнул Олег Афанасьев.

Приказ о переходе на трехдневную рабочую неделю, еще не вступивший в силу, похоже, не является чем-то удивительным для сотрудников предприятия.

«Мы и в 2009, и в 2012, и в 2014, и в 2015, и в 2020 годах принимали подобные приказы – по причине экономических кризисов, — говорит представитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ». — В 2009 году, например, рынок обвалился на 60%. В таких условиях можно, конечно, сокращать работников. Но мы как социально ответственное, градообразующее предприятие не можем себе позволить массовые увольнения. Поэтому за два месяца мы предупреждаем людей о введении трехдневной рабочей недели. Решение об отмене или введении данного приказа принимается, исходя из заказов на текущий месяц. Сейчас приказ может быть введен с 24 мая, то есть, где-то 20 мая будет принято решение».

Порядка 30% процентов заказов «КАМАЗ» – это заказы крупных корпоративных клиентов, которые покупают более 500 автомобилей в год. Это – «Деловые Линии», «Газпром», «Роснефть» и другие компании. Еще 30% – это клиенты, покупающие от 5 до 20 автомобилей в год, остальные – различные производители спецтехники, добавил Афанасьев.

В пресс-службе президента Республики Татарстан «Московской газете» сообщили, что основные опасения насчет судьбы «КАМАЗа» действительно заключались в вопросах производства грузовиков КАМАЗ-4 и КАМАЗ-5 без западных комплектующих. При этом основной экспорт передовых тягачей – страны бывшего СНГ: Казахстан, Узбекистан, Туркменистан.

«Были и есть опасения относительно того, что мы не сможем производить «КАМАЗы» нового поколения, на которые сейчас пошел хороший спрос. Они были востребованы в сфере строительной техники, спецтехники, сельхозтехники. В такой ситуации дорога любая федеральная поддержка, а правительство Татарстана уже ее разрабатывает. Например, такую меру поддержки, как временное трудоустройство рабочих «КАМАЗа» на социальные работы, за которые будет выплачиваться заработная плата», — сказали в пресс-службе президента Республики Татарстан.

Автоэксперт Игорь Моржаретто в свою очередь отметил, что нет понимания, насколько сильно введенные санкции могут задеть партнеров из стран Азии: «Может быть, придется отказаться от продукции, которая им интересна, чтобы не попасть под ограничительные меры. Многие санкции прописаны очень рамочно, мы не знаем, будут ли они применяться по отношению к контрагентам».

Любопытно в данной ситуации то, что у «КАМАЗа» есть производственный завод в Казахстане, где собираются грузовые автомобили поколения К4 и К5. Также в Казахстане начато строительство завода по производству чугунного литья для деталей грузовой техники «КАМАЗ». Продукция «КАМАЗа» производится и в Узбекистане, а в Туркменистане планируется запустить процесс изготовления спецтехники.

Средняя Азия – не только рынок экспорта, но и производственная площадка для российских тягачей. Может быть сокращение производства «КАМАЗ» на 40%, которого опасаются в Татарстане, связано как раз с производством в Средней Азии, ставшим проблематичным из-за новых западных санкций?

При этом правительство Казахстана, как сообщает Lenta.ru, может создать проблемы для российского автопроизводителя, если по инициативе президента Касым-Жомарта Токаева снизит или отменит в стране так называемый утилизационный сбор на автомобили, которым недовольны жители Казахстана (сбор приводит к повышению стоимости автомобилей). При отмене или снижении утильсбора «КАМАЗу» и другим российским производителям, локализовавшим в Казахстане производства, будет сложно конкурировать с импортной автопродукцией.

Вероятно, проблема разворота Средней Азии к Западу обозначилась, как видно из публикации Lenta.ru, еще в феврале, а после ужесточения санкционного давления могла только усугубиться. Обсуждалось ли это на недавней встрече президентов Татарстана и России, можно только гадать.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
камаз, производство, санкции, средняя азия
Поделиться
Похожие новости