Новость общества

Клинический психолог Ивановский рассказал, что такое прокрастинация и какие опасности она в себе таит

Клинический психолог Ивановский рассказал, что такое прокрастинация и какие опасности она в себе таит

Фото © «Московская газета»

16.12.2021 в 18:24:00
3747

Иногда за бесконечным откладыванием дел на завтра скрывается не просто лень

Прокрастинация – склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам. Почему, осознавая все негативные последствия прокрастинации, люди не в силах ей противостоять?

«Некоторые психологии делают одну базовую ошибку, когда говорят, что прокрастинация может в результате приводить к определённым психологическим проблемам, сложностям и так далее. Они путают причину и следствие, – говорит клинический психолог, основатель академии психологии Trietta Валерий Ивановский. – Не прокрастинация приводит к каким-то психологическим проблемам, а определённые психологические проблемы девиации приводят к прокрастинации. Поэтому речь идет не каком-то существующем социально-психологическом феномене, а о вполне конкретном симптомокомплексе, или определенном маркере, указывающем на то, что человек переживает состояние дезадаптации».

По мнению Валерия Ивановского, базовая причина, по которой человек испытывает прокрастинацию, заключается в том, что он чувствует базовый страх – то, что в рамках когнитивно-поведенческой терапии называется «негативные глубинные убеждения». Они приводят к определённым сбоям в программе социализации, которая, в свою очередь ведет к дезадаптации.

«Все мы родом из детства. Я не устаю повторять, что человек и его судьба формируется в достаточно короткий период детского возраста, приблизительно от нуля до семи лет. Именно тогда закладывается ядро личности, его базовые взаимодействия с миром и с собой. И в дальнейшем это ядро достаточно трудно изменить. В период до семи лет происходит первичная социализация и формирование глубинных установок, в том числе, негативных. И они в дальнейшем предопределяют всю судьбу человека, – рассказывает психолог. – Если обобщить варианты всех трагических условий и обстоятельств, все эти негативные установки можно свести к трем главным: первое, это ощущение бессилия, когда человек не чувствует достаточного количества сил, чтобы справиться с теми вызовами, которые бросает ему судьба или жизнь. Второе, это чувство ненужности, когда человек чувствует дефицит любви и внимания. И третье: ощущение никчёмности – то, что он якобы лишний и ненужный в этом мире».

По словам Валерия Ивановского, эти установки берутся из первого опыта взаимодействия ребенка с родителями: «Именно при взаимодействии с матерью прежде всего человек получает базовые представления о себе: любим он или нет, обладает ли он достаточными способностями для того, чтобы гармонично и полноценно жить в мире, нужен ли он этому миру или нет. Все это происходит через те слова и то реальное поведение, которое осуществляет мать в отношении своего ребенка. В дальнейшем все это становится ядром личности и предопределяет дальнейшее поведение человека, все его мысли и задает траекторию его судьбы. И если первичный опыт взаимодействия человека с миром через свою мать является негативным, это приводит к достаточно серьезным искажениям социализации, то есть той социальной программы, которая загружается в ребенка через его близких и которая опосредована потребностями государства и общества».

«Вся жизнь человека, его желания и потребности по природе своей социальны. То есть государство, общество через родственников закладывают в ребенка все то, чего они от него ждут и то, к чему ему необходимо стремиться, – поясняет Валерий Ивановский. – Этот первичный страх, который искажает социализацию, приводит к неэффективным способам взаимодействия человека с окружающим миром и с собой. И в этой связи прокрастинация, то есть нежелание или невозможность осуществлять даже самые нужные дела, как раз является следствием этого первичного страха, первичных негативных глубинных установок, которые заставляют человека думать о себе как о неспособном справиться с какими-то жизненными ситуациями, достичь чего-то, боясь показаться смешным и так далее. Все это в результате попадает под такое определение как прокрастинация. Тут нет места лени или неправильной оценки в качестве причины прокрастинации – все это присутствует, но вторично, как следствие. Первична здесь – неудавшаяся социализация в связи с трагично-болезненно-разрушительными отношениями между ребенком и его матерью».

По словам клинического психолога, прокрастинация опасна тем, что человек дезадаптирован, использует неэффективные стратегии взаимодействия с окружающей средой и самим собой. Смысл этого взаимодействия на самом базовом философском уровне заключается в том, что человек обменивается со средой энергией, веществом и информацией, необходимыми для его жизни. Под этим подразумеваются материальный и социальный аспекты (то есть человек черпает из этого «энергообмена» развитие, одобрение, деньги, власть), что в результате сказывается на обществе самым позитивным образом, потому что двигает человека вперед, развивает его, усложняет, делает более справедливым, что в свою очередь заставляет изменяться и усложняться общество и от этого всего человек начинает жить в более комфортном, осознанном и гармоничном мире. При прокрастинации всего этого, соответственно, не происходит. Человек испытывает страдания от своей неэффективности, неспособности гармонично взаимодействовать с миром и с самим собой. Это чревато углублением психического страдания, которое может приводить к определённым психически нарушениям и заболеваниям.

Любопытно, что прокрастинацией один может заразить другого.

«Есть такое понятие как «психическое заражение». Прокрастинация может быть заразительна, особенно в том случае, если она отвечает глубинным установкам другого человека, который тоже чувствует себя неуверенным, неспособным на сильные энергетические затраты и поступки. Но нужно понимать, что тут нет никакого волюнтаризма, все это достаточно жестко детерминировано», – отмечает эксперт.

А что насчет того, что студенты почти всегда затягивают подготовку к экзамену до последнего?

«Если мы не берем в расчет прокрастинацию, имеющую в своей причине глубинные базовые проблемы с формированием психики, а переходим в сферу мотивации, мы должны понимать, что все поведение человека, с одной стороны, является самоуправляемой психической системой, когда центральная нервная система, личность человека, его характерные черты, его предшествующий опыт заставляет автономно принимать решения через те или иные стимулы из внешней среды или исходящие изнутри человека, и соответственно этим стимулам реагировать, — говорит Валерий Ивановский. — Поведение всегда детерминировано и мотивировано. А человек принимает решение действовать или не действовать определённым образом исходя из того, какая внутренняя потребность в данный момент времени присутствует и является самой энергонаполненной, требующей своего немедленного удовлетворения. Второе, важно, насколько эта сиюминутная потребность согласуется с его жизненными стратегиями, с целеполаганием, с его пониманием жизни, с внутренней психологической картой движения, которая как раз прорисовывается при помощи социализации. Социализация по большому счету является дублером, эрзацем той мощной системы безусловных инстинктов, которые присутствуют у других высших млекопитающих и являются детерминантой, определяющих их взаимодействие с миром и их поведение».

Если говорить о студентах, которые все время откладывают подготовку к экзаменам, психолог убежден: это вопрос не лени или прокрастинации, а определённой мотивации: «Если сдаваемый предмет вторичный по отношению к изучаемой профессии, если студент видит, что преподаватель, монотонно бубня, сам не заинтересован в своем предмете, то в этом случает сдача предмета для студента – всего лишь сиюминутное испытание, которое необходимо кое-как «закрыть». Он понимает, что не нужно тратить на это много времени: достаточно посвятить подготовке одну ночь, загрузить минимум информации в свою оперативную память, чтобы как-то «отстреляться». И это очень правильная стратегия, в этом случае студент поступает рационально. Если студент вдет себя также по отношению к сдаче базовых предметов, то дело уже не в рациональности, а в том, что образование в том или ином вузе не гарантирует никакой успешности по жизни, то есть не является определяющим в той сложившейся системе координат, в которой живут люди. Это не вопрос прокрастинации или лени, а вопрос тех господствующих социальных установок в определенном обществе, который в определённый момент времени предопределяет те или иные способы поведения».

Автор: Евгения Попова
ТеГИ
Валерий Ивановский, Прокрастинация, лень, психология
Поделиться
Похожие новости