Новость общества

Клинический психолог Ивановский рассказал, как появилась и что означает традиция дарить цветы

Клинический психолог Ивановский рассказал, как появилась и что означает традиция дарить цветы

Фото © «Московская газета»

09.10.2022 в 16:14:00
5751

Каждому знакома традиция дарить женщинам цветы на день рождения, 8 марта и другие праздники. Молодые люди вручают девушкам букеты и без особого повода, в качестве самого распространённого и всем понятного знака внимания, чтобы показать представительнице прекрасного пола свой интерес и заботу, продемонстрировать, что молодой человек хотел бы с ней общаться ближе. Клинический психолог, основатель академии психологии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский в интервью «Московской газете» рассказал, откуда пошла эта традиция, какими аспектами психологии и эволюции человека она обусловлена и какие смыслы, явные и скрытые, люди вкладывают в дарение букетов. Также эксперт объяснил причины того, почему некоторые женщины не любят получать в подарок цветы

Валерий Валерьевич, откуда пошла традиция дарить женщинам цветы, где её корни?

— При всей своей очевидности тема достаточно сложная. В основном можно найти отсылки, связанные с тем, что данная традиция имеет некий религиозный смысл и относится к именам Адама и Евы — первых взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, можно найти различные ссылки на восточные каноны, на времяпрепровождение западных императоров, когда это было связано прежде всего с украшением жилища и т.д. Но ознакомление с этими теориями не отвечает на прямой вопрос: откуда пришла эта традиция и что за ней скрывается?

Я думаю, что за актом дарения цветов скрывается комплекс причин, в результате которых человек совершает именно этот поведенческий акт, и он лежит на стыке сразу двух больших сфер — эволюционно-биологической и эволюционно-социальной. Две эти ветви развития привели нас к тому, что мы начали дарить цветы женщинам, а потом это распространилось и на большее количество случаев, когда люди дарят цветы.

В чём заключается влияние биологического развития человека на возникновение этой традиции?

— Если говорить о биологическом, то стоит обратить внимание на то, что в живой природе достаточно распространена ситуация, когда самцы прихорашиваются для того, чтобы добиться расположение самки, особенно в брачный период. Например, многие птицы в это время меняют оперение на более яркое. Самцы в принципе имеют привлекающие наружные покровы и особенности морфологического строения тела, которые отличают их от самки. Самцы в принципе эволюционно обзавелись такой особенностью, как более яркие наряды, более заметные части тела, например, в виде рогов, при помощи которых они могут заявлять о себе в брачный период, совершать какие-то действия, которые позволяли бы им выделиться из ряда других самцов и попытаться завоевать благосклонность самки. Весь этот инструментарий характеризуется такими словами, как яркое, бросающееся в глаза, цветное. В этой связи мы можем сделать прямой логический переход к тому, что букеты цветов также яркие и привлекают к себе внимание. Я думаю, что в данном случае букет является неким аттрактором, который мужчина как самец использует для того, чтобы обратить на себя внимание женщины. Это и есть некие символические «перья тетерева» или «хвост Павлина», который мужчина демонстрирует женщине для того, чтобы показать, что он достоин внимания, и в то же время оказывает знак внимания самой женщине. Это некий инструментарий, при помощи которого самец ухаживает за самкой или, если мы говорим о человеке, при помощи которого мужчина оказывает знаки внимания женщине, это некий ритуал ухаживания. В этом смысле дарение букетов — прямое продолжение биологической эволюции.

— Какова роль социальной эволюции в этом процессе?

— Дело в том, что человек достаточно давно сместил основные пути своего развития эволюции с биологических на социальные. И в данный момент превалирует именно социальное над биологическим. Поэтому отождествление букета с цветным оперением или с яркими камнями, которые дарят некоторые самцы самкам, было бы большим упрощением ситуации. Это является лишь некоей биологической базой, на которую наслаивается социальное.

Период так называемой урбанизации начался достаточно давно, когда люди вышли из пещер, перестали жить на деревьях и в полях, начали строить каменные жилища и города. И эти города характеризовались тем, что для их постройки необходимо было вырубать всё живое вокруг (и кустарники, и деревья, плодородный слой почвы) потом строить каменные дома и пространство между домами мостить, для того чтобы человек мог передвигаться более комфортно, потому что деревья, кустарники создают естественные препятствия для движения. Получилось, что человек замкнул себя в искусственно созданном каменном мешке, в то время как он является дитём природы. Было проведено достаточно много исследований, которые подтверждают правоту точки зрения, что это резкое перестроение или резкое изменение условий обитания из биологических в социальные, например, из пещеры или тенистого прохладного леса в каменные джунгли, сопровождается достаточно большим давлением на психику — у человека уровень стресса в городах значительно выше, и условия меняются гораздо более стремительно. Поэтому человек вынужден постоянно оценивать и переоценивать свои умения приспосабливаться к среде. Он постоянно чувствует то, что мы называем стрессом. Ведь недаром говорят, что основной способ восстановления душевных и физических сил для жителей города — поездка за город, в лес, на пикник, на море. В любом случае это символический эскапизм, возвращение к корням и природе.

Но когда это невозможно по тем или иным причинам, например, в связи с достаточно плотным и насыщенным графиком жизни человека, когда он не может выбраться за город, он пытается привносить немного природы в этот каменный мешок, в котором он находится. И в данном случае квинтэссенцией природы являются именно цветы. Это достаточно мощный системообразующий символ. Цветы символизируют собой красоту и желанность природы как таковой, первоначальную среду, из которой вышел человек. Поэтому дарение цветов и украшение ими своего жилища имеет целью хоть на миг вернуться в лоно природы, в это первоначально-библейское райское состояние, для того чтобы получить отдых, набраться физических и душевных сил, энергии для дальнейшего результативного взаимодействия с окружающей средой.

Явно социальным в этом жесте дарения цветов является то, что сам по себе процесс дарения, сам дар — это мощный символ и поведенческий акт социального. При помощи дара человек преодолевает свою самость, свой животный эгоизм, так как все наши биологические инстинкты направлены на то, чтобы выжил Ты — конкретный индивид, здесь и сейчас получил как можно больше жизненного пространства, пищи, безопасности, партнера для продления жизни. Биологический инстинкт тотально эгоистичен. Когда человек делает дар другому человеку, он преодолевает рамки своего Эго, делает первый шаг в социальное: жертвует часть своих ресурсов другому. И в этом символическом акте зарождается социальное. Потому что наше жертвенное взаимодействие — это такая операция, когда мы часть своего труда отдаем, чтобы дать возможность ближнему жить.

Ведь, например, когда пекарь печёт хлеб, он печёт не для себя, а для других. Всё начинается вот с этого дара. В этом плане дарение цветов является мощнейшим символом именно социального. И здесь, опять же, цветы переходят от символизма природной квинтэссенцией в символизм социального. В этом смысле цветок — это во многом квинтэссенция биологической эволюции. С одной стороны, такое поведение направлено на утверждение жизни и на продление жизни. Цветок — это как бы манифест, призыв жизни. Так как цветы являются частью половой системы растений — это символический призыв размножаться, продлять жизнь и одновременно это своего рода обещание того, что призыв будет услышан и будет плодотворен.

Поэтому, когда один человек другому дарит цветы, в этом сокрыт невероятной смысл, что всё будет хорошо, плодотворно, социум и наши связи будут укрепляться.

— Как традиция дарить цветы взаимосвязана с понятием и чувством любви?

— Тут безусловно есть коннотация, определённо связанная с эросом. Здесь мы уже выходим непосредственно на понятие любви. Любовь как чувство именно в таком осознанном и развёрнутом смысле свойственно только людям и является манифестом социального. Не любовь как половые отношения, не любовь как размножение. А любовь как забота, как некий невероятно прочный цемент, который спаивает общество, который заставляет людей быть вместе, разделять общие цели и задачи и совершать коллективные поступки для достижения каких-то целей. Вот про какую любовь мы говорим, в том числе и про любовь к ближнему, к матери, к Родине, к своей профессии — всё это является квинтэссенцией дарения цветов.

Помимо того, что цветок и букет — символы любви, они еще являются и очень мощным символом социального — красоты и гармонии. Красота и гармония — это два понятия, которые сопутствуют только развитому обществу, которое достаточно далеко ушло из биологического в социальное, и уже на континууме социального очень далеко ушло в плане признания прав и свобод, уникальности человеческой жизни и жизни как таковой.

В этом смысле цветок— это символ красоты. Ведь, допустим, корова, которая поедает в поле цветы клевера, не расценивает это в категориях красиво или некрасиво, гармонично или негармонично. Она воспринимает это как пищу. Но когда человек дарит цветы другому человеку, очевидно, что не идёт речи об отношении какого-то дара пищевого характера. Мы преподносим букет, потому что для нас это красиво. Цветок и во многих культурах является как раз символом красоты как таковой. Часто бессознательно и сознательно и взрослые, и дети, которые чувствуют какой-то порыв к творчеству, рисуют именно цветы, потому что это символ красоты, творчества и гармонии.

Кроме того, цветок фрактален, он являет собой очень интересный смысл социального, отражая как бы наш социум. Другими словами, цветок сам подобен себе. Ведь каждый конкретный цветок, с одной стороны, уникален, а с другой, является повторением бесконечной формы —лепестки, которые имеют общую форму, цвет, закрываются в круг.

С точки зрения физики круг — это компактная универсальная форма, самая экономически выгодная. Почему капли стягиваются именно в круг? Потому что это наиболее рациональное заполнение объёма. Если рассматривать вблизи, каждая ромашка, каждая роза уникальна. Но, с другой стороны, она фрактальна. И в этом бессознательное отнесение именно к социальному — ведь, с одной стороны, все люди невероятно похожи с точки зрения морфологии: все мы имеем одно и тоже строение тела, руки, ноги, голову. С другой стороны, человек как продукт социального заказа имеет в принципе одни и те же мысли, одни и те же стремления, желания. Например, стремление к успеху, к деньгам, к самореализации, к тому, чтобы быть любимым и пр. Но несмотря на это сходство каждый человек уникален. И в этом плане этот манифест, символизм цветка, букета имеет прямые аналогии с человеческим обществом.

Напомню, мы начинали с того, что цветок и дарение цветов — это такая биологическая, рудиментарно-поведенческая форма самца привлечь самку, заявить о себе и своём интересе. И когда мы всё это рассматриваем через призму социального, уже на высоком социальном уровне — это гимн плодородию, эросу, любви, это гимн взаимоотношениям между мужчиной и женщиной. Всё это очень полисимволический акт на стыке биологического и социального.

— Почему некоторые женщины не любят, когда им дарят цветы?

— В связи с тем, что я сейчас говорил, это может быть наполнено очень многими психологическими свойствами. Нельзя сказать, что женщина не любит, когда ей дарят цветы только по какой-то одной причине. С одной стороны, может быть, что она пацифистка или буддистка. И, например, она исповедует, что всему живому надо дать жить, нельзя мешать жизни. Ведь срывая цветок, мы его убиваем.

С другой стороны, это может быть элементарный страх, неуверенность в себе и в своих качествах как женщины. Это в психологии называется эффект «зеленого винограда»: когда она боится, что она недостаточно привлекательна для мужчин и ей не будут дарить цветы. И она опережает, предупреждает такой исход, говоря, что цветы ей и не нужны.

Это может быть и какой-то социальный манифест, социальное действие, когда речь идёт, например, о равноправии полов. И когда женщина говорит: «не надо вот этих гендерных маркеров, я в этом не нуждаюсь». Иногда соединяются все эти и многие другие причины, женщина говорит, что она не хочет, чтобы ей дарили цветы. Но в свете того, что мы с вами разобрали, я думаю, что, когда человек заявляет о том, что цветы не нужны и это «выброшенные на ветер деньги», это больше говорит не о самой традиции, а о тех людях, которые так думают. Как правило это свидетельствует об их неуверенности и заниженной самооценке.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
психолог, цветы, букет
Поделиться
Похожие новости