Клинический психолог назвал фразу, которая может нейтрализовать телефонных мошенников
Сегодняшняя внешнеполитическая обстановка повлияла на активность телефонных мошенников из Украины. Об этом «Московской газете» рассказали в Главном управлении региональной безопасности (ГУРБ) Московской области. Оказалось, что с февраля 2022 года количество звонков от фейковых сотрудников банков сократилось до минимума, однако, начиная с сентября прошлого года, злоумышленники вновь принялись за старое
В этом материалы «Московская газета» собрала цифры и тренды из сферы мошенничества. А ещё советы клинического психолога на тему, как не стать жертвой аферистов.
Справились с задачей
В ГУРБ считают, что совместная кампания министерства внутренних дел (МВД) и Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), направленная на пресечение звонков мошенников из мест лишения свободы, оказалась эффективной. Об этом же на Уральском форуме «Кибербезопасность в финансах» недавно говорил заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов.
«Хорошая новость: мошенники практически перестали беспокоить граждан звонками из пенитенциарных учреждений, — констатировал Кузнецов. — Как видите, усилия МВД, ФСИН и Сбербанка привели к конкретным результатам. Однако звонки злоумышленников с территории Украины не прекратились. Мы это видим и слышим».
По данным топ-менеджера Сбербанка, около 40% всех call-центров, работа которых была направлена против клиентов кредитных организаций, находились в местах лишения свободы. В настоящее время они почти не функционируют.
«Днепр — столица телефонных мошенников»
Не смотря на успехи силовиков, гражданам продолжают звонить неизвестные, которые представляются сотрудниками служб безопасности Центробанка, Сбербанка и других кредитных учреждений.
«Сегодня больше 92-95% всех звонков в формате телефонного мошенничества совершается с территории Украины, — поделился статистикой Станислав Кузнецов. — Столица таких аферистов — город Днепр. В пик там функционировало более 1100 call-центров мошенников. Сейчас их около 150. Всего же на территории Украины мы фиксируем порядка 800 — 900 call-центров злоумышленников».
Кузнецов признался, что сегодня и Сбербанк, и силовики стали больше знать о телефонном мошенничестве.
«Мы в курсе, что преступники делают, кому они звонят и даже, что они собираются делать», — сказал зампред правления Сбербанка.
А как в Московской области?
С начала 2023 года злоумышленники, используя телефоны, под разными предлогами совершили на территории Московской области порядка 350 преступлений, в которых правоохранительные органы зафиксировали ущерб. Такой статистикой поделились в ГУРБ.
«Действительно, гражданам перестали звонить из мест лишения свободы, — отмечают в управлении. — Нам о таких фактах неизвестно. Мошенники сконцентрировалась в других местах, преимущественно на территории соседнего государства — Украины. По этой причине после начала СВО правоохранительные органы зафиксировали спад — резкое уменьшение количества звонков оттуда. Злоумышленники переориентировались на новые реалии. Кроме того, у них в стране происходили определённые политические процессы. Мошенникам понадобилось какое-то время — возникла пауза, но в августе — сентябре прошлого года они снова принялись за старое. И волна звонков от тех, кто представляется сотрудником Центробанка, или Сбербанка, пошла по нарастающей».
В ГУРБ рассказали, что чаще всего преступники, жертвами которых становятся жители Московской области, представляются специалистами служб безопасности крупнейших российских банков. Или говорят: «В таком-то финансовом учреждении на вас оформили кредит, поэтому нужно срочно пойти и взять деньги в своём банке». И, таким образом, решить внезапно возникшую проблему».
Кем ещё представляются мошенники? Сотрудниками Росфинмониторинга, оперативными сотрудниками, представителями органов дознания и так далее, отвечают в ГУРБ.
Мессенджеры в тренде у мошенников
«Сейчас у преступников пользуются популярностью мессенджеры WhatsApp, Viber и Telegram, — отмечают специалисты ГУРБ. — С их помощью они звонят своим жертвам и разыгрывают целые многоходовки. Как правило, мошенники используют профессиональную терминологию специалистов служб безопасности. Так они входят в доверие к людям».
В ГУРБ заметили тенденцию: последнее время злоумышленники вернулись к сценариям 2020 — 2021 гг.
«В этот период времени в России процветало бытовое мошенничество, — объясняют специалисты ведомства. — Речь идёт о ситуациях, когда преступники звонят пожилым людям и начинают говорить о том, что их близкий родственник якобы сбил кого-на на автомобиле, поэтому срочно нужны деньги, чтобы договориться с пострадавшим в ДТП. Такие или похожие сценарии вновь используют преступники».
Ещё одно ноу-хау: теперь злоумышленники не только нанимают курьеров, которые приезжают домой к гражданам и забирают у них деньги или даже вещи, но и задействуют в своих преступных схемах таксистов. «Часто те не знают, что в посылке, которую они везут», — говорят в ГУРБ Московской области.
Отвечая на вопрос, почему именно Украина стала государством, откуда в Россию поступает максимальное количество звонков от преступников, сотрудники ГУРБ Московской области говорят, что причина в схожести языковой группы, то есть украинцы могут говорить на русском языке почти без акцента. «Это помогает вступать в доверие к россиянам», — считают в ГУРБ.
Как не стать жертвой мошенников
О том, как себя вести, если вам звонит «полицейский», или «сотрудник» банка, неоднократно рассказывали специалисты ГУРБ и юристы. Ниже «Московская газета» публикует советы клинического психолога, основателя академии «ТРИЭТТА» Валерия Ивановского, который рассказал, как не стать жертвой телефонных мошенников.
«В условиях нестабильности количество мошенничеств растёт, — говорит Валерий Ивановский. — Дело в том, что нестабильность заставляет человека сомневаться в правильности выбранной линии поведения; в том, насколько он верно поставил перед собой задачи; в том, насколько он трезво оценивает происходящее».
По словам клинического психолога, именно сомнения человека в своих базовых установках создают широкое поле для того, чтобы кто-то мог манипулировать его поведением.
В теме телефонных мошенничеств эксперт выделяет одну важную деталь: «Как правило, СМИ освещают лишь случаи, когда преступникам удаётся обмануть своих жертв. Причём, преподносится всё так, что миллионы достаются мошенникам легко и просто в условиях какой-то нарочито-наивной ситуации. То есть, в результате создаётся ложное впечатление, будто так происходит всегда и везде. А главное — при любом контакте с преступниками. В реальности же уровень результативности мошенников достаточно низкий».
Клинический психолог считает, что ситуаций, когда потенциальной жертве удаётся защитить свои сбережения от телефонных преступников, всё-таки больше, чем случаев ограбления.
«Я ни в коем случае не призываю ограничивать такую информацию, но предлагаю подумать о том, чтобы сместить акцент при её подаче, — говорит Валерий Ивановский. — Люди должны чётче представлять себе, как работают все эти мошеннические схемы, чтобы понимать, как себя вести. Тогда не будет возникать иллюзии о всемогуществе телефонных злоумышленников».
Специалист объясняет: как правило, люди оказываются не готовы к ситуации, когда им звонит преступник.
«Всё-таки подробный случай нельзя назвать распространённым явлением. Это незнакомая и непривычная ситуация, — продолжает специалист. — Сталкиваясь с неизвестным, люди попадают в плен неуверенности, которая граничит со ступором. Это открывает широкие возможности для подготовленных мошенников. То есть изначально при столкновении преступника и жертвы первый находится в выигрышной позиции. Он имеет отточенные временем навыки, а обыватель не знает даже элементарной информации о том, как нужно вести себя в таких случаях».
Основатель академии «ТРИЭТТА» говорит, что злоумышленники пользуются тем, что в сети сегодня можно найти личные данные граждан.
«Называя абоненту его имя, фамилию, год рождения, какие-то факты из жизни, преступник входит в контакт с жертвой, — поясняет клинический психолог. — Главное — вызвать доверие у человека. Дальше мошенник начинает эксплуатировать у жертвы чувство неуверенности, чувство тревоги за себя и своих близких. Большинство преступников опираются именно на это. Дело в том, что в такой ситуации стресса организм быстро мобилизуется. Происходит выброс адреналина, норадреналина, сужение сосудов и так далее. В итоге функция контроля и управления поведением человека переходит из рациональной в аффективно-волевую сферу».
По словам Валерия Ивановского, в экстремальной ситуации человек меньше задумывается и начинает больше эмоционально реагировать.
Тем, кто не хочет стать жертвой мошенников, клинический психолог дал три базовых совета:
«Первый — это готовить себя. Он предполагает изучение первичной информации о методах мошенничеств. То есть человеку стоит узнать наиболее распространённые уловки злоумышленников. Потом, когда ему позвонят преступники, он поймёт, как им собираются манипулировать. Если ситуация окажется вам знакомой, она уже не будет стрессовой и эмоциональной. То есть у вас будет время, чтобы понять, как отреагировать адекватно».
Второй совет специалиста: каждый раз, когда вы видите незнакомый номер, спрашивать себя: «Зачем этот абонент мне звонит? С добрыми намерениями он меня беспокоит или нет?»
По мнению Валерия Ивановского, эти вопросы запускают процесс самоанализа.
«Это поможет вам гораздо легче увидеть какие-то несостыковки и сомнительные моменты в разговоре с неизвестным. И определить, что вами манипулируют», — говорит психолог.
Специалист объясняет, что, разговаривая с «сотрудником» банка, человек боится выглядеть некомпетентным и неблагодарным. «Ведь ему звонят с неким предложением, которое должно принести добро и пользу, — говорит Ивановский. — Жертва не хочет разозлить своего «благодетеля», ведь это может иметь негативные последствия».
В этой связи, третий совет клинического психолога: «Если вас по телефону беспокоит незнакомец, то скажите ему: «У меня складывается ощущение, что вы мной манипулируете». На самом деле, эта фраза — очень мощный контратакующий инструмент. Как правило, мошенники оказываются к ней не готовы. Поэтому эта реплика либо разрушает заготовленную преступником словесную атаку, либо создаёт необходимую паузу в разговоре, которая поможет вам прийти в себя. Часто на эту фразу мошенники сразу отвечают грубостью, либо начинают оправдываться, что называется, частить, выдавая свои истинные намерения».
Ранее специалисты ГУРБ рассказали читателям «Московской газеты», как удостовериться, что видеокамера «Безопасный регион» действительно работает.
-
В пресс-службе компании разъяснили ситуацию с поверкой счетчиков24.04.2020 в 13:13:0011229
-
Правоохранительным органам удалось пресечь деятельность преступного сообщества, которое действовало под видом автосалоно...04.02.2020 в 21:07:004478
-
Новый способ мошенничества обнаружил Центробанк, он заключается в следующем: при помощи специальных технологий они меняю...10.10.2019 в 21:20:002973
-
Заместитель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов выступил с ин...28.11.2018 в 14:29:004873
-
По мнению автора инициативы, такая мера позволит защитить граждан от аферистов.20.11.2018 в 13:11:003110
-
В Санкт-Петербурге и Ставрополье задержали аферистов, предлагающих билеты на матчи мундиаля.06.06.2018 в 15:16:003574