Новость общества

Минпросвещения рекомендует школам забирать телефоны у учеников на время занятий: к чему это может привести

Минпросвещения рекомендует школам забирать телефоны у учеников на время занятий: к чему это может привести

Фото © «Московская газета»

19.04.2022 в 21:46:00
4509

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил, что ведомство направит школам России рекомендацию собирать у детей мобильные телефоны на время занятий. Эту меру министерство предложит внедрить с 1 сентября нынешнего года наряду с другими рекомендациями, касающимися, в частности, организации питания и внеучебной деятельности школьников, а также государственнических инициатив вроде еженедельного исполнения гимна РФ, поднятия флага в школах, введения уроков истории уже с 1-го класса

Идею забирать телефоны у учащихся на время занятий можно отнести к наиболее давно обсуждаемым инициативам, вызывающим немало разногласий среди юристов, педагогов и родителей.

«Мы рекомендуем, чтобы мобильные телефоны не отвлекали школьника на уроке, сдавать их перед входом в школу либо перед входом в класс. Использовать только в том случае, если об этом просят учителя в рамках учебного процесса», — сказал господин Кравцов. Подчёркивается, что это именно рекомендация, а следовать ей или нет, каждое учебное заведение будет решать самостоятельно, внося соответствующие изменения в устав. Но рекомендация министерства — это официальный документ, выражающий желание высшего руководства в образовательной сфере, и несложно предположить, что ей последует как минимум очень значительная доля российских школ.

При этом мера является очень неоднозначной даже с чисто юридической точки зрения. Так, прокуратура Ярославской области в прошлом году дала следующее разъяснение по этому вопросу: «Право собственности на имущество, гарантированное статьей 35 Конституции Российской Федерации, не может быть ограниченно локальным актом образовательной организации. Таким образом, учитель и сотрудники школы не вправе забирать телефоны и иные устройства учеников». Если в устав школы внесены положения об отключении телефона на время урока или переводе устройства на беззвучный режим, либо запрет на пользование телефоном в ходе занятия, то ученики обязаны соблюдать эти нормы. У школы достаточно дисциплинарных механизмов, чтобы обязать учеников соблюдать эти правила, в том числе система оценок по поведению, профилактические беседы с родителями и многое другое. Но обязать школьника сдавать телефон на входе в здание администрация учреждения по закону не имеет права. Что делать, если школа последует рекомендации Минпросвещения и предпишет сдавать телефоны на хранение, а ребёнок откажется это выполнять — неясно.

Кроме юридической коллизии, инициатива вызывает и ряд других вопросов. В октябре 2021 года портал SuperJob провёл опрос среди учителей и родителей о необходимости забирать телефоны на время занятий в школе. По результатам исследования, против такой меры выступили 38% педагогов и 53% родителей. За неё отдали свои голоса около половины учителей и треть родителей. Главные аргументы сторонников идеи — дети отвлекаются на гаджеты во время уроков и хуже усваивают учебный материал. Кроме того, в фокусе сторонников внимания оказывается вред здоровью, который детям наносит постоянное использование смартфонов. Однако против такой меры выдвигаются аргументы безопасности. Родители должны иметь возможность узнать, где находится их ребёнок, и всё ли с ним в порядке, а также быстро связаться в экстренной ситуации. Точки зрения, что телефон должен быть у школьника при себе, но его нельзя использовать на уроке для посторонних вещей, придерживается и уполномоченный по правам ребёнка в Татарстане, основатель Национального родительского комитета Ирина Волынец. Эксперты также не устают напоминать, что мобильные телефоны являются частной собственностью ученика и его семьи, и забирать его сотрудники школы не могут по закону.

Психолог центра «Образование в развитии» Татьяна Муха объясняет, что у педагогов есть множество инструментов воздействия, чтобы дети как можно меньше отвлекались на уроках. С младшей школы детей нужно приучать к необходимости соблюдать правила. Кроме того, никто не отменял методы убеждения — учащемуся можно дать понять, что внимательно относиться к учёбе в его же интересах. Наконец, в крайнем случае можно применять дисциплинарные взыскания. Но просто отбирать телефоны у всех — это не выход.

Есть и ещё один аспект проблемы, наименее приятный для государственной системы образования. Смартфоны в руках учеников нередко становятся средством фиксации ненадлежащего поведения учителей и других неприглядных сторон внутришкольной жизни. К примеру, в апреле прошлого года ученица одной из казанских школ запечатлела на видео, как учитель физкультуры оскорбляет другого школьника и угрожает применением физических методов воздействия. В посёлке Юргамыш Курганской области дети также на телефон сняли видео из столовой, на котором была видна еда, даже визуально вызывавшая сомнение в своей безопасности. После этого скандала ученикам данной школы запретили приносить гаджеты в столовую. Однако родители сообщили, что качество питания в результате улучшилось, а также исчезла разница в меню между детьми, чьи родители платят за обеды, и теми, кто по закону может питаться бесплатно.

Подобных эпизодов можно привести немало, и, безусловно, ученики могут быть сами не правы в некоторых случаях. Но на обнародование различных неоднозначных ситуаций вынуждены реагировать органы власти и разбираться в произошедшем. Если же средств фиксации в школе у учеников не будет, то, как сейчас принято говорить, вся информация будет поступать исключительно из официальных источников. Вряд ли такое единообразие сведений само по себе поспособствует решению проблем в образовательной сфере.

Депутат Мосгордумы Евгений Ступин в разговоре с «Московской газетой» также выступил против тотального запрета на телефоны. Он заметил, что проблема, когда дети отвлекаются на уроках из-за телефонов, действительно существует. Однако парламентарий призвал не грести всех под одну гребёнку. По его словам, если у ученика есть сложности с дисциплиной и для него проблема внимательности на уроках актуальна, ему можно ограничить использование телефона в школе. Но школьники с примерным поведением таким ограничениям подвергаться не должны.

«Есть ещё такой аспект, что некоторые учителя боятся телефонов в руках детей, боятся, что некоторые их высказывания могут быть записаны. Такой страх, конечно, совершенно недопустим. И тут уже надо работать с учителями», — добавил Ступин.

В 2019 году Роспотребнадзор, Рособрнадзор и Минпросвещения уже выпускали рекомендации по ограничению использования мобильных телефонов в школах. Тогда в качестве одной из мер предлагалось собирать устройства в специальный ящик для хранения непосредственно на время урока. Также многие педагоги советовали родителям покупать детям для использования в школе простые телефоны без доступа в интернет, и многие следовали этому предложению. Но в итоге различные виды ограничений ввели лишь в каждой четвёртой школе. К примеру, в Самарской области приняты нормы, согласно которым подобные решения можно вводить лишь с согласия школьного совета, куда входят в том числе и родители учащихся. И тогда ни одно учреждение в регионе такого согласия не получило. Этот пример хорошо иллюстрирует отношение общества к данному нововведению. Против однозначно запретительных мер в отношении гаджетов в школе выступала и вице-премьер Татьяна Голикова, призывавшая найти более взвешенное, компромиссное решение — баланс между интересами учебного процесса и необходимостью обеспечить связь ребёнка с родителями. Идея о запрете телефонов особенно активно обсуждалась при прежнем министре просвещения Ольге Васильевой, а после прихода на должность Сергея Кравцова и, не в последнюю очередь, из-за начала пандемии и дистанционного обучения тема практически ушла из повестки. Но сейчас в моде решение проблем в стиле хардкор. И можно считать успехом уже хотя бы то, что Минпросвещения ограничилось рекомендацией, а не обязательной к исполнению директивой.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
Минпросвещения, телефоны, школы, занятия
Поделиться
Похожие новости