Новость общества

На какие средства в России модернизировать ЖКХ?

На какие средства в России модернизировать ЖКХ?

Фото © «Московская газета»

19.01.2024 в 20:47:00
1840

Зимой 2024, ввиду многочисленных коммунальных аварий в российских регионах, особенно в Подмосковье, вопрос о замене ветхих теплосетей в России встал особенно остро. «Московская газета» обсудила эту проблему с собеседниками в Госдуме. Бюджетные средства должны поспособствовать привлечению в сферу ЖКХ вложений бизнеса, а повышение коммунальных тарифов для россиян может быть только точечным, сказала изданию депутат Госдумы Светлана Разворотнева. Повышение тарифов нужно обосновать точными данными об износе коммуникаций в регионах, а таких данных нет, сказал член Комитета ГД РФ по защите конкуренции Дмитрий Тортев

Председатель КПРФ Геннадий Зюганов предложил национализировать сферу ЖКХ, эту идею поддержал председатель Госдумы Вячеслав Володин, сообщила «Парламентская газета».

В наше время огромное количество источников теплоснабжения является как раз государственной, а точнее говоря – муниципальной и региональной собственностью, сказала «Московской газете» зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, депутат Светлана Разворотнева.

«Мои коллеги в Госдуме больше имеют в виду какие-то ведомственные котельные, которые действительно пока ещё сохранились на территории заводов, военных частей и т.п., — пояснила депутат. — С такими объектами ЖКХ действительно беда, в них бывает даже невозможно обеспечить доступ ремонтной бригаде. Но если сопоставлять эффективность управления и содержания коммунальной инфраструктуры, которая принадлежит муниципалитетам или крупным тепловым генерирующим компаниям, я бы не сказала, что какой-то способ хозяйствования очевидно более эффективен. У муниципалитетов нет денег, они не умеют работать с инвесторами, и другого способа решения этих проблем, кроме как призвать представителей бизнеса, у них, к сожалению, тоже нет. Есть и сети котельных, которые принадлежат крупным генерирующим компаниям, и среди них присутствуют как добросовестные, которые вкладывают в содержание инфраструктуры большие деньги, так и те, кто, наоборот, выкачивают средства».

Поэтому, по словам парламентария, нужен жёсткий контроль за исполнением обязательств, которые даёт бизнес в рамках концессионных соглашений.

«Нужно менять подход по контролю и надзору в этой сфере, возвращать прежние, более жёсткие стандарты контроля. А муниципальные это объекты ЖКХ, региональные или частные – вопрос второй. Сотрудники Ростехнадзора сейчас практически не участвуют в этом контроле в связи с ограничением проверок бизнеса. Не выходят на дома на базовые проверки и органы Жилнадзора, а мы и так зачастую не знаем, в каком состоянии находятся многоквартирные дома. Проверки возможны только по жалобам граждан в прокуратуру, но прокуратура не всегда одобряет такие проверки, не всегда видит угрозу жизни и здоровью граждан. Я считаю, что сфера жизнеобеспечения должны быть полностью выведена из-под действия моратория на проверки бизнеса», — сказала Светлана Разворотнева.

Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин говорил о том, что 4,5 триллиона рублей составляет накопленный недоремонт коммунальной инфраструктуры, отметила депутат.

«При этом у нас на ближайшие годы выделили на эти цели по 150 миллиардов рублей в бюджете в год, — отметила Светлана Разворотнева в беседе с «Московской газетой». — Понятно, что на эти деньги невозможно восстановить все теплосети. Но задача бюджета – облегчить приход бизнеса в эту сферу. Здесь нужны не только деньги, но и создание долгосрочных правил игры, тарифные решения на длительное время. Есть и другие инструменты, которые правительство будет использовать, это и инфраструктурные облигации, и средства ФНБ. Но даже эти деньги не могут взять регионы, освоение их очень низкое. Но если будет организована масштабная работа, подобная той, которую Марат Хуснуллин умело организует в области дорожного строительства, модернизация ЖКХ станет реальной задачей. Сейчас только 65 регионов из 89 утвердили комплексные программы развития коммунальной инфраструктуры. И не факт, что они их выполнят. А у оставшихся регионов даже нет планов. В этой сфере нужен контроль и организация работы регионов со стороны правительства».

Приведёт ли необходимость модернизации ЖКХ к росту коммунальных тарифов для россиян?

«Здесь возможны только точечные решения, — отметила депутат Госдумы. — Сейчас у нас законодательство допускает увеличение тарифов сверх утверждённых правительством коридоров в случае, если реализуется инвестиционная программа. Решение принимается на уровне органов местного самоуправления. Здесь важно, чтобы граждане чётко понимали, за что они платят, потому что иной раз кто-то построил заводик, а к нему за счёт денег граждан делают дополнительную котельную. Или тарифы растут, а при этом в городе стоит котельная, работающая на мазуте, и её никто не модернизирует. Нужно пересматривать подход к повышению тарифов и делать это точечно по отношению к каждому предприятию, а не по всей стране, организовать это на уровне регионов, проводить аудит по состоянию каждого конкретного предприятия, потом делать программу модернизации предприятия, считать, сколько это стоит, принимать решение, за какие деньги это делать, и повышать тариф только в увязке с достижением определённых показателей. Чтобы людям было понятно, за что они платят: три года платишь повышенный тариф, объект ЖКХ модернизируется, и потом тариф не повышается. Когда тарифы платятся, а в результате состояние ЖКХ не улучшается, у людей возникают законные вопросы».

Тарифы повысятся в рамках предстоящей индексации или сверх неё?

«У нас очень разная ситуация по регионам и отраслям. По теплоснабжению у нас и так очень приличный тариф. А для тарифа на воду, конечно, нужно повышение. Кубометр воды у нас стоит для потребителя практически столько же, сколько поллитра воды в магазине, а предприятия зачастую находятся в предбанкротном состоянии. Надо считать, что можно сделать за счёт бизнеса, что – за счёт бюджета, что – за счёт тарифов. Повысить всем и на всё – худшее решение, которое можно придумать», — заключила зампред комитета ГД РФ по строительству и ЖКХ

Невозможно дать объективную оценку состоянию коммунальных сетей в России, поскольку полной информацией не обладает даже Минстрой, сказал «Московской газете» член Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев.

«Когда несколько лет назад запускалась программа «60 плюс» для территорий, где изношенность сетей превышала 60%, регионы подавали заявки на финансирование, но никак не обосновывали суммы, которые хотели получить. То есть, сметы и исследования к этим заявкам не прикладывались», — пояснил собеседник издания.

В разных регионах ситуация с износом теплосетей кардинально отличается, отметил Дмитрий Тортев.

«В Свердловской области изношено две трети сетей, в Ярославской области ветхость теплосетей достигает 90%. Проще сказать, где нет таких проблем — в Москве, где ежегодно на обновление и расширение мощностей вкладывали миллиарды бюджетных средств. Перед рядом регионов долгие годы стояли задачи не менять сети, а хотя бы удержать текущие позиции. Но темпы модернизации инфраструктуры в субъектах в 3-4 раза отставали от необходимых показателей, когда в год надо было менять 2-4 тыс. км, а ресурсов хватало только на 200-600 км», — заметил эксперт.

Для того, чтобы прямо сейчас переломить ситуацию, только по предварительным оценкам требуется вкладывать в коммунальную инфраструктуру по 2-3 трлн рублей в год, отметил Дмитрий Тортев.

«Да, возможно, финансирование этого направления увеличат, но не слишком значительно – предположу, что это будет адресное распределение средств. Поэтому даже национализация ЖКХ, не подкрепленная серьезным финансированием, никаких результатов не даст. Ведь упомянутая программа «60 плюс», в которой было предусмотрено бюджетное финансирование, так и не заработала, потому что под нее никто не предоставил денег в 2021 году. Предполагаю, что таких средств в бюджете нет и сейчас», — считает Дмитрий Тортев.

Говорить о национализации ЖКХ также преждевременно, учитывая, что в тех же электросетях все идет к централизации, то есть сосредоточению мощностей и объектов в руках естественного монополиста, госкомпании «Россети», отметил собеседник «Московской газеты».

«По сути, электроснабжение уже в руках государства. Но, как показала история с недавним блэкаутом в Ростовской области, это не панацея от аварий. Стоит пересмотреть подход к проверкам реализации инвестпрограмм по обновлению сетей. В одних филиалах тех же «Россетей» программа идет успешно, снижается аварийность. А к другим территориям присутствия компании, как в Хакасии, есть вопросы. Что касается увеличения тарифов, то для этого регулятору нужно какое-то обоснованное решение. А регионы, как я говорил выше, не могут даже обосновать свои заявки на дополнительное субсидирование ЖКХ. Вот и получается замкнутый круг», — заключил Дмитрий Тортев.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
ЖКХ, теплосети, коммунальные аварии
Поделиться
Похожие новости