Новость общества

Нефтяные доходы возвращаются к уровню 2021 года, с газом ситуация сложнее

Нефтяные доходы возвращаются к уровню 2021 года, с газом ситуация сложнее

Фото © «Московская газета»

08.11.2023 в 09:54:00
1856

Эмбарго на российские энергоресурсы, похоже, не привело к снижению доходов российского нефтяного экспорта к концу 2023, рассказал «Московской газете» старший эксперт Института энергетики и финансов Александр Титов. Немалую роль в этом играют текущие цены на нефть на мировом рынке, а также деятельность российского теневого флота, говорят собеседники издания. А вот с экспортом газа есть трудности

Западные санкции в отношении российских энергоресурсов достигли определённого эффекта, но не обрушили российский рынок, сказал в беседе с «Московской газетой» старший эксперт Института энергетики и финансов Александр Титов.

«Российская нефть сейчас продаётся с большим дисконтом, — заметил Александр Титов. — Страны Запада установили потолок цен на российскую нефть – 60 долларов за баррель. Мы продаём выше «потолка», но с серьёзной скидкой. Без неё мы могли бы получать сейчас 87 долларов за баррель, а получаем 70 долларов за нефть сорта Urals. Но обрушения рынка не произошло. Мы поставляем большие объёмы нефти в Индию и Китай. Европа покупает нефтепродукты, произведённые из российской нефти, топливо в тех странах, в которых раньше не покупала, потому что приобретала у России. И теперь, конечно, невозможно до конца проверить, какого происхождения эти нефтепродукты и эта нефть. С другой стороны, российским компаниям приходится давать большие скидки, искать перевозчика, новые логистические цепочки, решать вопросы: кто повезёт нефть, кто застрахует судно?»

В целом, по словам Александра Титова, объёмы экспорта нефти и нефтепродуктов приближаются к досанкционному уровню.

«Доходы тоже понемногу растут. Конечно, их не сравнить с рекордными доходами 2022 г. Но с середины 2023-го уже заметен рост. Мы уже возвращаемся к уровню доходов 2021 г. Были сложные месяцы весной этого года, но сейчас ситуация улучшилась. Мировые цены на нефть эталонной марки Brent на сегодняшний день около 90 долларов за баррель, так что даже с учётом дисконта мы получаем те 70 долларов за баррель, что были в 2021 году», — рассказал эксперт.

При этом палестино-израильский конфликт не оказывает сильного влияния на нефтяной рынок и мировые цены, считает старший эксперт Института энергетики и финансов:

«Ближний Восток, конечно, делает определённые заявления, но я пока не вижу рисков, что, например, Иран прекратит экспорт нефти. Все считают свои деньги и не хотят их терять. Пока риски для нефтяного рынка не слишком большие, цены не взлетают на фоне палестино-израильского конфликта. В октябре они даже немного снизились».

Несколько иная ситуация на газовом рынке, отметил эксперт.

«Были жёсткие заявления по газу со стороны Катара, а это один из крупнейших поставщиков СПГ в мире. И на эти заявления рынок отреагировал сильнее: цены на газ в Европе выросли где-то на 20%. Пока за этими заявлениями ничего не последовало, но цены на голубое топливо пока выше, чем в сентябре. К тому же, приближается отопительный сезон», — рассказал Александр Титов.

Если с поставками российской нефти всё возвращается к показателям 2021 года, то по газу ситуация сложнее, добавил собеседник «Московской газеты».

«Поставки нашего газа в Европу существенно сократились, поэтому мы немного получим от подскочивших цен. Возврата к уровню 2021 года здесь в ближайшие годы не предвидится. Проблема не в санкциях: поставки сократились из-за взрыва на «Северном потоке» и того, что сильно снизился транзит газа через Украину. При этом альтернативной трубы нет. Сейчас в России стараются быстрее запустить газопровод «Сила Сибири», что-то поставлять в Среднюю Азию, задействовать «Турецкий поток». Но труба – это проект на длительный срок и вложение инвестиций. Просевшие объёмы нельзя быстро заместить. Конечно, выросли поставки российского СПГ, но они не могут перекрыть потери по трубопроводному газу. По «Северному потоку» прокачивалось около 60 миллиардов кубометров газа в год, а это практически весь экспорт российского СПГ», — пояснил Александр Титов.

По словам эксперта, санкционные ограничения заключаются в том, что западные компании не могут оказывать услуги российским перевозчикам при росте цен на нефть:

«Сейчас пытаются оказывать давление и на судоходные компании, и на порты, чтобы последние сообщали, что за судно к ним пришло, чьё оно, каким маршрутом идёт. Наши компании запутывают следы, пытаются отключать системы геолокации, а американцы пытаются отслеживать это по-другому, через порты и т.д. Но рычагов воздействия у них не очень много. Можно, конечно, пытаться что-то запретить Индии или Китаю. Но когда дисконт на российскую нефть составляет 17 долларов за баррель, эти страны готовы «закрывать глаза» на некоторые риски и нарушать некоторые правила».

«Если говорить о флоте контролируемых Россией судов разного происхождения, речь идет о порядке цифр в сотни судов или больше, так как в интересах обеспечения перевозок привлекается очень много разного тоннажа, который Запад все время пытается мониторить через систему АИС, данные судозаходов и экспортно/импортные ресурсы, — рассказал «Московской газете» владелец морского брокера «Инмарин» (Санкт-Петербург) Кирилл Маслов. — Меры Запада в основном выражены в запретах на судозаходы и различного рода попытках «задержаний», но всё это больше похоже на показательные выступления, к тому же лишенные всяких правовых оснований».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
нефть, доходы, топливо
Поделиться
Похожие новости