Новость общества

Негде парковать машину: Лайфхак о том, как создать бесплатные парковочные места в Москве

Негде парковать машину: Лайфхак о том, как создать бесплатные парковочные места в Москве

Фото из социальных сетей

31.10.2019 в 12:42:00
16108

«Головная боль» с парковкой в Москве делает жизнь многих горожан чрезвычайно стрессовой и некомфортной. Количество машин растет в геометрической прогрессии и скоро, судя по всему, люди просто будут вынуждены полностью отказаться пользоваться автомобильном транспортом в столице. А многие уже сейчас это сделали, поскольку не все готовы оплачивать простой машины. Могут ли жители как-то повлиять на ситуацию с парковочным пространством? Попробуем разобраться.

Сейчас все решения об организации городской уличной парковки в Москве принимает Департамент транспорта Москвы. По сложившейся практике сначала его представители  обсуждают конкретные места для парковки с муниципальными депутатами, жителями, префектурами, управами после анализа результатов мониторинга дорожной ситуации сотрудниками Департамента и подведомственных учреждений. Местные жители могут заявить в управы муниципалитетов о назревших проблемах в этой связи, и отдельные территории в теории  будут добавлены в планы благоустройства района. Но увы, развитие парковочного пространства в Москве происходит преимущественно в направлении «платная парковка».

Платная парковка появилась в Москве после того, как в июле 2011 года внесли изменения в ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которым вопрос о введении в субъектах платной парковки был передан на усмотрение собственника дороги, а не органов федеральной власти. Так что Москва получила право продавать парковочные места в городе, и уже с конца 2012 года в городе появляются первые платные парковки. Тогда москвичам пропагандировали положительный пример европейских городов, где платная парковка в центре — это норма, которая позволила решить ряд транспортных проблем. В Москве же плату ввели, а пробки как были, так и остались. Некоторые, правда, считают платную парковку удачным решением. Так, депутат Мосгордумы Дарья Беседина по официальному запросу депутата Госдумы положительно оценила ее введение и сообщила, что «за шесть лет работы платных парковой количество нарушений правил парковки сократилось в четыре раза и продолжает падать, исчезла проблема «хаотичного паркования» и были созданы условия для комфортного передвижения по городу как для автомобилистов и общественного транспорта, так и для пешеходов; потери времени из-за пробок у водителей сократились на 24%». По ее мнению, «введение платной парковки является значительным достижением Правительства Москвы, которое следует поддерживать и развивать, а не снижать его эффективность». Судя по этим оценкам, Дарья Беседина проживает на какой-то другой планете, по нелепой случайности имеющей аналогичного название Москва.

В свое время при проведении социологических опросов горожане согласились, чтобы платным был центр столицы, но высказались против платных парковок по всему городу. Изначально вводимые в порядке «эксперимента» платные парковки в пределах Бульварного кольца далее распространили на Садовое кольцо, потом их стали строить в пределах ТТК и за его пределами. Но какое это имеет отношение к борьбе с пробками ныне, если платные парковки строят везде по Москве, в том числе за МКАД в спальных районах, где серьезных пробок особо не наблюдается?

Между тем, финансово разорительна для горожан не только сама платная парковка, но и штрафы в 5000 рублей, применяемые даже за 2-минутное опоздание в оплате платной парковки, а также «услуги» московского паркинга по принудительной эвакуации и хранению неправильно припаркованных автомобилей. Очевидно, что столичные чиновники весьма позитивно оценили экономические результаты столь выгодной реализации пилотного проекта в центре города, после чего аренда парковочных мест на улицах и территориях города превратилась в успешный источник пополнения городского бюджета уже по всей Москве.

В конце 2013 году предпринималась попытка провести общегородской референдум по согласованию с горожанами расширения платной парковки до Садового кольца, но тогда его завернули по формальным основаниям (инициаторы референдума не успели изменить форму подписных листов под новые требования). А сейчас уже никто и не считает нужным спрашивать горожан «поддерживают ли они решение департамента транспорта Москвы о расширении зоны платной парковки», «считают ли они необходимым предоставить жителям-резидентам право бесплатного пользования платной парковкой по месту жительства» и «поддерживают ли они передачу органам местного самоуправления полномочий по установлению льгот для жителей, сокращению/увеличению платных парковочных мест, а также поступлению платежей в местные бюджеты». Зачем, когда чиновники и так догадываются, каков будет ответ горожан!

Распространение платных парковок по всем районам Москвы под мощным прессингом московской мэрии происходило фактически в виде навязывания районам решения городских властей — в 2016 году местные депутаты районов Северного Измайлово, Останкино и Сокольники заявили о фальсификации итогов собраний муниципальных депутатов, на которых они якобы проголосовали за распространение зон платной парковки на их территории. Но даже в районах, где муниципальные депутаты идею активно не поддержали и проголосовали против, Департамент транспорта не учел это мнение, а платную парковку в районе все равно создали. Представители департамента так объяснили практику организации платных парковок по Москве изданию «Газета.ру»: «Прежде чем принять решение о том, какие улицы войдут в новую зону платной парковки, департамент транспорта в течение 5 месяцев изучал этот вопрос, взаимодействуя с муниципальными депутатами и местными жителями. Где-то на компромисс пошли горожане, где-то представители Дептранса. Несмотря на то, что юридической силы мнение горожан и муниципальных депутатов не имеет, их пожелания, предложения и замечания при принятии окончательного решения старались учитывать».

Как получилось, что в столице для Департамента транспорта местное самоуправление и жители — не указ, и решать вопросы платности парковки может только он? Чтобы не слишком раздражать местных жителей вседозволенностью, создаются некие инициативные группы жителей, с которыми чиновниками департамента обсуждаются, а на самом деле — создается видимость обсуждений, поскольку соответствующие решения уже приняты и не могут не быть приняты. Под таким же «соусом» якобы успешно  прошли общественный этап обсуждения решения по увеличению с декабря 2018 года стоимости парковки до 380 рублей в час на отдельных улицах города — у Москва-Сити, на Патриарших, Тверской улице, у Новинского пассажа, Дома Правительства, на Петровке, Неглинной улице, Рождественке и т.д. Этим же решением было сокращено бесплатное время парковки с 15 до 5 минут и отменена бесплатная парковка по воскресеньям на ряде улиц. Эта новость взбудоражила автомобилистов, некоторые обратились в суд. Получается, на деле платность парковок стало имущественным цензом при пользовании автомобилем, который оказался многим москвичам не по карману. Давайте ограничим необеспеченных горожан в пользовании автотранспортом, ударив их по карману платными парковками, и машин станет меньше! Пусть ездят только богатые!

Удивительную синхронность с Департаментом транспорта продемонстрировала Мосгордума, которая в декабре 2018 года в Закон «О правительстве города Москвы» добавила подпункт 3.1 к статье 12, и разрешила исключительно правительству Москвы решать вопросы реализации региональной политики в области организации дорожного движения на территории Москвы, введения запретов на размещение платных парковок на отдельных территориях города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, а также определять периоды времени суток, выходные и нерабочие праздничные дни, когда платные городские парковки используются бесплатно. Видимо, чтобы местным депутатам не вздумалось вдруг в интересах жителей самостоятельно запрещать в своих муниципальных районах платные парковки. Можем только мы, и не суйтесь даже!

Только столичный Департамент транспорта может установить 25 тысяч рублей на парковочный абонемент для жителей, что превышает в несколько раз прожиточный уровень и минимальную пенсию. Только столичный Департамент может отменить бесплатную парковку в центре, когда родители привозят детей для прогулок в исторический центр. Только он может устанавливать 5-минутный промежуток для оплаты платной парковки, который превращает законопослушных водителей в невротиков.

Действующие расценки. Какие парковки платные в Москве.

Но что говорит закон о таком «гениальном» распределении функций? Согласно ст.12 ФЗ «Об автомобильных дорогах в РФ» на региональные органы государственной власти возлагается принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, и о прекращении такого использования. Согласно утвержденному правительством Москвы Положению вопросы создания парковочных мест в городе курирует Департамент транспорта Москвы. Об этом свидетельствуют предоставленные ему полномочия в этой связи, согласно которым Департамент транспорта принимает решения:

— о создании, вводе в эксплуатацию и ликвидации парковок (парковочных мест) на улично-дорожной сети в городе Москве (4.2.6.);

— об утверждении размера платы за размещение транспортных средств на парковочных местах (пользование парковочными местами) платных городских плоскостных парковок закрытого типа города Москвы (4.2.8.).

Кроме того, согласно Положению именно Департамент транспорта Москвы выступает организатором аукциона на право размещения плоскостных парковок в границах улично-дорожной сети (4.4.3.), осуществляет развитие единого парковочного пространства (6.11.), утверждает схемы размещения плоскостных парковок, дополнительные территориальные зоны организации платных городских парковок, перечни специальных парковочных мест для грузового транспорта и специальных парковочных мест для автобусов, перечни парковочных мест платных городских парковок, за размещение транспортных средств на которых взимается плата по воскресеньям (6.12.), а также осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Штаба по формированию единого парковочного пространства города Москвы (6.40.).

Получается, что в Москве сложилась уникальная ситуация — по нормативным документам в столице вообще нет муниципальных улиц. Обратите внимание, ст.12 ФЗ «Об автомобильных дорогах», позволяющая мэрии самостоятельно без привлечения местных властей решать вопросы по парковке, касается исключительно дорог регионального или межмуниципального значения (крупных городских магистралей и проспектов). Парковка на улицах районного значения относится к ведению уже местных властей, и именно они бы принимали решения о введении платных или бесплатных парковок. Но «хитрая» Москва решила не торопиться и не стала разграничивать свои улицы, зачем отдавать в муниципалитеты такую доходную статью пополнения городского бюджета? Поэтому соответствующий перечень утвержден не был. Все улицы — города, поэтому творим, что хотим! А местные жители действительно оказались ни при чем и не способны юридически повлиять на платность парковок, раз они делаются якобы не в местном самоуправлении, не в их муниципалитетах, а на дорогах и территориях городского значения. Итог таков: от дорог и станций метро автомобилисты массово переместили свои машины с платных парковок на бесплатные — вглубь дворов в жилой застройке да так, что забили ими фактически подходы к подъездам, детским садам, школам. Все забито машинами! Жителям ближайших домов стало негде размещать свои машины и они просто взвыли от необоснованных решений чиновников московской мэрии.

Неужели ничего нельзя сделать? Для тех, кто не хочет платить за парковку каждый день и хочет, чтобы развитие города шло также на создание бесплатных парковочных мест, есть несколько путей. Пока же водители просто технически пытаются обойти навязанную плату, обмазывая снегом и грязью номера, или же банально снимая их на время длительной стоянки (по закону штраф предусмотрен за езду без номеров, а за стоянку – ответственности не установлено, при этом штраф и эвакуация припаркованного по правилам автомобиля без номеров исключены). В прошлом году, правда, нескольких водителей за это штрафовали, но им удалось в судах опротестовать штраф. Кто-то из водителей вообще всегда возит с собой железные цепи и приковывает автомобиль к столбам, дабы избежать принудительной эвакуации.

Законных способов для создания новых бесплатных парковочных мест немного. Во-первых, можно попробовать организовать парковку в своем дворе, если она там отсутствует. По закону собственники дома могут сделать ее бесплатно на придомовой территории. Согласно Жилищному кодексу РФ собственникам МКД принадлежит земельный участок, на котором расположено строение, а также площадь вокруг него (ст. 36). Придомовая территория принадлежит всем жильцам в соответствии с долями в общем имуществе (размер ее индивидуален и, как правило, указан в техническом плане). Согласно ГК РФ граждане имеют полное право пользоваться общим имуществом, в том числе для организации парковочных мест. Статья 44 ЖК РФ позволяет на общем собрании собственникам многоэтажного дома принять решение об организации парковки на придомовой территории (для утверждения проекта будущей парковки решение должно быть поддержано не менее 2/3 голосов жильцов). На собрании потребуется выбрать представителя жильцов МКД, который будет заниматься документальным оформлением и организацией парковочных мест. При создании парковки надо будет обеспечить ее безопасность и соответствие стандартам (по пожарными требованиям, по числу аварийных выходов, нормам по расстоянию до дома и социальных объектов и т.д.), не забыть организовать обязательный процент мест для инвалидов (10%).

Принадлежность, границы и площадь придомовой территории отражена в кадастровом паспорте МКД. Все эти сведения можно также проверить на карте Росреестра. Может выясниться, что земля не оформлена в собственность жильцов МКД, и тогда потребуется сначала оформить участок в общую собственность, подав соответствующее заявление в органы местного самоуправления. По ст.16 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса» земельный участок придомовой территории перейдет бесплатно в общую долевую собственность его жильцов пропорционально площадям их квартир. Чтобы оградить домовую территории и автопарковку от засилья посторонних машин, нахлынувших в связи с решениями городских властей, нужно добиться проведения общего собрания и принятия решение всех жильцов дома или нескольких домов на ограничение въезда. Далее направляется заявка в местные органы власти на согласование проекта ограждения (шлагбаума) и условий обеспечения круглосуточного и беспрепятственного проезда спецтехники при необходимости. После выдачи управой разрешения можно будет заключать договор с исполнителем, оплачивать установку шлагбаума и ставить ограждение.

Во-вторых, если в районе проживания автомобилистам невозможно найти по вечерам парковку, то можно воспользоваться предложением Департамента транспорта и направить ему требования о создании резидентных парковок по конкретным адресам на электронную почту resident@mos.ru. Чиновники департамента обещают изучить целесообразность каждого поступившего предложения и уведомить жителей о принятом решении. Если ее создадут, то рядом с такими стоянками будет установлена табличка «Стоянка только для владельцев парковочных разрешений». Правда, при этом возникает большой вопрос, станут ли чиновники контролировать соблюдение ограничений по данной парковке для третьих лиц, и не превратится ли в итоге идея  в профанацию.

В-третьих, нужно воздействовать на Департамент транспорта, а также Мосгордуму массовыми требованиями от жителей о конкретных мерах, направленных на решение проблем с парковкой по адресам, и принятии мер не только по введению платных парковок в виде «платы за воздух», а решая их комплексно. Нужно отдельно строить парковочные места, продумывать, где и как их создавать, а не просто вводя плату за парковку вдоль городских дорог. Если повесили знак платной парковки, то это не значит, что ничего больше делать не надо. Какие это могут быть механизмы?

— потребовать у московских властей разграничить улицы и переулки местного значения и магистрали городского значения;

— разрабатывать варианты с парковкой на крышах зданий и в подвальных помещениях, закладывая эти требования еще при строительстве новых зданий;

— вместе со строительством новых веток метро или реконструкцией их создавать подземные парковочные пространства;

— привлечение частных инвесторов для стройки новых парковочных пространств, предоставляя льготы и преференции в налогообложении и ставках аренды;

— включать в обязательном порядке при проведении мер по благоустройству района создание и организации вертикальные компактные перехватывающие парковки рядом с ключевыми развязками и станциями метро (тогда хотя бы будет понятно, за что водители вносят плату);

— ввести запрет на строительство новых домов, если не обеспечено парковочное пространство в расчете одно машино-место на квартиру, а для квартир большого метража – не менее двух;

— привлечь компетентные организации и специалистов для ежегодного анализа запрещенных мест для парковки и ограничений по стоянке, оценить целесообразность отмены ограничений с точки зрения из влияний на дорожную ситуацию;

 — обеспечить своевременную и оперативную реакцию властей и контролирующих органов, если стройки в городе затягиваются, а заявленные даты не выполняются – это напрямую влияет на ситуацию с парковкой и образованием заторов по разным направлениям в  городе;

 — разобраться с привлекаемыми дорожными службами исполнителями по ремонту дорог и обеспечить качественные дорожные покрытия (тогда ремонт дорог и парковочных мест вдоль них не потребуется три раза за один сезон);

— полностью запретить ведомственные парковки, распространив равные требования на всех работающих в Москве москвичей (пусть и чиновники пересаживаются на общественный транспорт, а не только рядовые горожане);

— обязать собственников коммерческой недвижимости, не обеспеченной необходимых парковочным пространством,  провести меры по  обязательной реконструкции в этой связи;

— перенести часть ключевых государственных учреждений, офисов и зданий за МКАД.

Последнее требование, правда, следует направить в виде требования также к депутатам Государственной Думы. Если не будут приниматься экстренные меры по строительству парковочного пространства и комплексный подход к решению проблемы, то столицу в самом ближайшем будущем ждет транспортный коллапс. Уже всем очевидно, что платная парковка ситуацию не меняет. Достаточно проехать на собственном автомобиле через город, чтобы перестать верить докладам Департамента транспорта и понять, что пробки как были, так и есть!

Ну и на закуску — самый «долгоиграющий» способ для тех, кто готов и хочет побороться за бесплатную парковку: попробовать дойти до Конституционного суда РФ гражданам, права которых реально пострадали в результате неадекватного применения норм о платной парковке в Москве. Обратите внимание: еще в 2015 году в СПЧ заявили о антиконституционности норм о введении платной парковки и о грубом нарушении прав автомобилистов. Член СПЧ Андрей Бабушкин тогда заявил, что «это противоречит праву собственности, праву на уважение достоинства личности и другим».

Так, как норма применяется сейчас в Москве — это является прямым нарушением ст. 19 ч. 2 Конституции РФ. Согласно Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного и должностного положения, места жительства. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности. Гражданам, которые не могут оплатить «драконовских» парковочных поборов в центре (и не только в центре), московская мэрия исключила возможность передвижения на автомобиле по столице. Платные поборы фактически вытеснили обычных жителей из центра, а привилегированные горожане как  ставили машине в центре, так и будут продолжать это делать — и только они на это  право имеют, раз «заработали». В спальных районах пенсионерам дешевле продать автомобиль и пересесть на общественный транспорт, поскольку даже там приходится оплачивать парковочные места.

В столице московским паркингом нарушается и сам порядок оплаты, предусмотренный российским законодательством. По закону при расчетах должна быть обеспечена возможность наличной оплаты в обязательном порядке. Но зачастую водителям крайне сложно найти паркоматы поблизости либо они сломаны. В итоге водители не укладываются в «смешные» предусмотренные для оплаты 5 минут, и они могут быть оштрафованы за несвоевременность. Кроме того, не у всех есть возможность приобретать смартфоны и подключать мобильный интернет, но без них парковку удаленно не оплатишь. Между тем, согласно законодательству РФ запрещено обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Следовательно, никто не вправе обязывать потребителя приобретать недешевое средство связи для оплаты услуги, от которой он также не может отказаться. Создается впечатление, что московские власти специально организовали проблематичную оплату, чтобы в итоге получить побольше штрафов в бюджет, и это крайне выгодно.

Ситуация  абсурдная — власти Москвы, прикрываясь борьбой с пробками, планомерно без всяких собственных вложений и без предоставления дополнительных услуг начинают собирать деньги по всей Москве за то, что еще недавно было бесплатно. Они ухудшают положение граждан вопреки Конституции, согласно которой ухудшение положения может быть оправдано по закону только вопросами национальной или общественной безопасности и установлено законом, но не приказом городского Департамента!

Политика мэрии по ухудшению прав человека и гражданина не соответствует фундаментальным положениям Конституции. При этом с водителя не просто требуют плату за навязанную услугу, но и автоматически штрафуют без суда и следствия на несопоставимые совершенному деянию денежные суммы, если оплата за навязанную (а на деле несуществующую) услугу не поступила. Чиновникам не нужно обращаться в суд, кому-то что-то доказывать или объяснять. Это, наоборот, предстоит сделать самим оштрафованным горожанам, которые не согласны с необоснованным привлечением их к грабительскому штрафу. Высказанная позиция судей Конституционного суда смогла бы обуздать навязывание непомерных услуг со стороны городских властей по продаже мест на дорогах по всей столице без всякого на то правового основания.

Откровенно говоря, вообще неясно, за что Москва собирает деньги с водителей. Платных отдельных парковок никто не строил и не строит, власти просто берут уже имеющиеся дороги, за создание и поддержание которых до этого заплатили опять же из бюджета сами налогоплательщики. В какой еще сфере общественной жизни мы можем увидеть ситуацию, чтобы с потребителя брали сначала деньги на создание чего-то, потом быстро меняли условия и заставляли снова и снова платить за пользование уже до этого созданным, при этом в одностороннем порядке навязывали потребителям условия фактически несуществующей услуги безакцептно и без предоставления реальной и бесплатной альтернативы? Добро пожаловать, Москва приветствует москвичей и гостей столицы: готовьте кошельки!

Автор: Екатерина Скосаренко
ТеГИ
парковки, Москва
Поделиться
Похожие новости