Нейропсихолог рассказал, как избавить ребенка от заикания в домашних условиях
Как иногда шутят мои коллеги из сферы коррекционной педагогики: «Логопед — это факир на час»
Смысл подобной шутки заключается в том, что во многих случаях преодолеть определенные особенности в развитии ребенка, или нарушения в работе психических функций у взрослых за счет двух-трех встреч со специалистом в неделю не представляется возможным. При работе с когнитивными и речевыми нарушениями, как правило, речь идет о постоянной самостоятельной работе над проблемой, где специалист, будь то логопед, психолог или педагог, задает вектор работы, вводит в деятельность необходимые коррекционные приемы, демонстрирует способы выполнения тех или иных упражнений, корректирует ход коррекционного процесса. Безусловно, некоторые специфические меры воздействия в ходе занятий должен осуществлять именно профессионал, например логопедический массаж, но без самостоятельной ежедневной работы также не обойтись.
Современная реальность в виде кризисов, пандемий и прочих социально-экономических факторов, вводит дополнительные коррективы в жизнь людей, испытывающих потребность в педагогическом воздействии: школы и реабилитационные центры закрываются на карантин, некоторые частные центры прекращают свое существование, специалисты и их клиенты могут оказаться на самоизоляции. Вместе с этим, речевые и когнитивные нарушения у людей остаются и требуют внимания.
Различные виды заикания и логоневрозы являются ярким примером речевой патологии, требующей во многом серьезной самостоятельной работы, которую можно и нужно проводить «в домашних условиях», даже в условиях отсутствия под рукой специалиста.
В данной статье мы не будем углубляться в классификацию различных видов заикания, этиологию, определения, приводить научные и медицинские доводы… Мы попробуем сформулировать некоторые общие правила и способы действия при решении проблемы, которые могут быть полезны обывателю, могут быть достаточно легко осуществимы и не повлекут за собой негативных последствий.
Первая и самая распространенная мера, к которой призывают прибегнуть родителей, начинающих замечать у ребенка признаки заикания — это ввести в семье в целом и по отношению к ребенку в частности так называемый «режим молчания / тишины». Данный «режим» в разных источниках и в интерпретации разных специалистов может иметь различные названия, но основная суть его такова: создать условия для максимального ограничения речевой продукции у ребенка в момент развития и/или усиления заикания, по максимуму сократить получаемые ребенком эмоции, как отрицательные, так и положительные, обеспечить эмоциональный комфорт и спокойную атмосферу в семье и доме. На практике это выглядит примерно так: мы не посещаем яркие мероприятия, не ходим в цирк, в кино, не бегаем во дворе и не играем в «войнушку», не нагружаем ребенка заданиями, не вводим в повседневную жизнь новые виды деятельности. Вся деятельность ребенка в период «режима тишины» носит спокойный размеренный, больше созерцательный характер, родители, как с ребенком, так и между собой общаются «нараспев» тихим спокойным голосом в намеренно и подчеркнуто замедленном темпе. От ребенка в данный период не требуется никаких объяснений ни по какому поводу. Мы читаем знакомые добрые сказки, смотрим спокойные добрые фильмы, обеспечиваем возможность для приятных расслабляющих прогулок, соблюдаем режим дня и особенно режим сна и бодрствованья. Все эти мероприятия вводятся в жизнь по обоюдному согласию, без навязывания и принуждения, преподносятся как игра или как особое настроение и желание родителей двигаться и общаться медленно, расслабленно с определенной долей лени и безделья. В процессе происходящего мы не привлекаем внимание ребенка к его запинкам, тему заикания и всего, что с этим связано, не поднимаем в принципе. Подобный режим может длиться от двух до нескольких недель.
Параллельно мероприятиям, связанным с режимом дня и снижением нагрузки на нервную систему ребенка можно добавлять некоторые специфические упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха и формирование темпо-ритмической стороны речи.
В качестве базового упражнения можно использовать технику четырехфазного дыхания. Данная техника позволяет тренировать диафрагмальное дыхание, которое помимо опосредованной тренировки речевого выдоха оказывает благотворное влияние на нервную систему в целом, а также способствует дополнительной релаксации и в полной мере соответствует основным требованиям «режима тишины».
Суть техники такова: ребенок лежит на спине на твердой поверхности, расслаблен, руки и ноги прямые, лежат ровно, руки параллельно туловищу, лицо смотрит вверх, глаза смотрят перед собой. Ребенок делает глубокий продолжительный вдох носом, при этом в процессе набора воздуха втягивает живот, далее задерживает дыхание. Затем следует выдох через открытый расслабленный рот, живот во время выдоха выпячивается, после выдоха снова следует задержка дыхания. Вдох, выдох и паузы между ними составляют одинаковую по времени протяженность: то есть вдох занимает, например, три секунды, задержка дыхания после вдоха занимает три секунды, выдох занимает три секунды и пауза после выдоха занимает три секунды. Родитель параллельно выполнению упражнения может вести устный счет, чтобы облегчить ребенку контроль над выполнением задания. Всего за один подход к упражнению можно выполнять около десяти-двенадцати повторений. При работе с данным упражнением важно обратить внимание на отсутствие противопоказаний и не доводить ребенка до гипервентиляции. Подобное упражнение можно выполнять несколько раз в день с перерывами, считается, что хороший эффект в плане релаксации оно может давать перед сном. По мере усвоения правил выполнения упражнения и привыкания к нему, интервалы выполнения элементов можно увеличивать. Таким образом, начиная выполнять упражнение, условно, на три счета, через несколько дней мы можем дойти до десяти-двенадцати счетов. Увеличение по времени вдоха, выдоха и пауз между ними не есть сама цель, тут так же важен осознанный контроль над функцией дыхания. Со временем мы меняем инструкцию и начинаем на вдохе живот надувать, а на выдохе втягивать. Упражнение можно усложнять подъемами и опусканиями конечностей на вдохах и выдоха в разных комбинациях: подъем на вдохе и опускание на выдохе отдельной руки, или ноги, попеременное поднимание и опускание рук и ног, подъем и опускание разноименных конечностей и т.д. Варианты как доработать и усложнить подобные упражнения, а также найти их модификации можно, ознакомившись с соответствующими разделами пособий по «психомоторной коррекции», которые сейчас легко найти, в том числе, и в интернете.
По мере развития диафрагмального дыхания и увеличения осознанного расслабленного выдоха, можно начинать добавлять непосредственно речевые упражнения, когда ребенок в общении с взрослым в виде игры на долгом выдохе «пропевает» отдельные звуки, слоги, короткие слова или сточки из знакомых стихов и песен.
Для тренировки ритмической стороны речи так же используют упражнения, в которых каждый отдельный слог высказывания связывают с определенным моторным действием, или жестом. В простом варианте это выглядит, как дирижирование, или отстукивание ритма во время собственной речи. Существуют варианты выполнения подобных техник, когда говорящий в повседневной жизни отстукивает ритм собственной речи пальцем в кармане. В детском возрасте есть смысл начинать с более развернутых двигательных актов. Приведем пример упражнения, ориентированного на детей, но которое может быть использовано и при работе со взрослыми.
Ребенок сидит на полу, опирается на отставленные за спину руки, спина перпендикулярна полу, ноги согнуты в коленях. Первым движением ребенок выпрямляет ноги, вторым движением переносит руки из-за спины вперед и ставит ладони на пол, примерно, на уровне колен, третьим движением двигает таз к стопам, при этом стопы остаются на месте. После выполнения трех движений ребенок оказывается в исходном положении, сместившись немного вперед. Таким образом, получается серия движений, при которой ребенок как бы ползет вперед сидя. При первой отработке упражнения на каждое из трех движений ребенок осуществляет устный счет: «один» — ноги, «два» — руки, «три» — таз. После того, как ребенок освоил и запомнил моторную программу, устный счет меняем на трехсложное слово, например «машина». Получаем: «ма» — ноги, «ши» — руки, «на» — таз. В процессе усложнения задания можно в качестве речевого материала использовать слова любой сложности, которая соответствует возможностям ребенка, стихи, устойчивые фразы, поговорки и даже свободную речь. Также со временем можно менять и моторную программу, двигаясь, например, задом наперед, или вовсе использовать другую серию движений сидя, лежа или стоя. Суть упражнения заключается в накладывании речи на развернутый двигательный акт таким образом, чтобы каждое отельное движение тела совпадало с отдельным слогом.
Выше мы обсудили примеры упражнений для работы над темпо-ритмическими характеристиками речи, но стоит также обратить отдельное внимание на то, что при работе с заиканием важную роль играют возможности концентрации произвольного внимания. Высокий уровень самоконтроля часто является необходимым фактором, особенно, на ранних этапах работы. В детском возрасте заикание часто наблюдается у детей с особенностями формирования именно этой функции. Для тренировки внимания можно использовать упражнения из серии «психомоторной коррекции», но делать это надо с осторожностью, так как «психомоторика» имеет стимулирующий эффект, а это противоречит требованиям режима «тишины» и «спокойствия». Для усиления функции внимания хорошо подходят задания по типу корректурных проб, сортировок, собирание сложных конструкторов по инструкции, и все те виды деятельности, которые требуют сосредоточенного монотонного беспрерывного труда. Начинать выполнение таких заданий можно постепенно с пяти-семи минут в день непрерывной работы при дальнейшем увеличении этого периода. Задания также выполняются в игровой форме без давления и принуждения: важно избежать ситуации, при которых само задание может стать для ребенка фактором стресса.
Еще один важный момент при работе с заиканием — это наблюдение у врача, имеющего определенный опыт работы с речевыми нарушениями и нарушениями работы нервной системы, приводящими к особенностям функционирования психических функций. Другими словами, это должен быть специалист именно из этой области, имеющий опыт и работающий именно в этой сфере. При всем уважении к неврологам из районных поликлиник и дорогостоящим специалистам из платных клиник общей практики, но они не всегда могут быть полезны при решении именно этой тонкой задачи. Посетить врача и получить медикаментозные предписания, в случае необходимости, можно и в ситуации, когда нет возможности организовать регулярные целенаправленные занятия со специалистами педагогического профиля. Как показывает практика, оптимальных результатов в большинстве случаев удается добиться именно тогда, когда занятия подкрепляются медикаментозным сопровождением (если это необходимо), и наоборот.
-
По мнению эксперта, детям с младшего школьного возраста час-два в день использование компьютерной техники не повредит, с...07.08.2020 в 16:08:0010652