Оруэллу и не снилось. Как телефоны используют каждое наше слово в коммерческих целях
Эксперт по безопасности сравнил пользование интернетом и социальными сетями с громким разговором в автобусе в час пик
Потребители всё чаще отмечают, что достаточно поговорить со знакомым о ремонте, как в телефоне начинает появляться реклама стройматериалов и бригад, или зайти в какой-нибудь ресторан быстрого питания, чтобы приложение попросило оценить место от 1 до 5 баллов.
Потребители, в целом, привыкли к тому, что поисковые системы запоминают их запросы и потом предлагают контекстную рекламу по этой или смежной тематике. Однако многие, возможно, будут удивлены, если узнают, что отслеживаются не только их «поиски», но и лайки в соцсетях, перемещения, и, возможно, даже разговоры. Более того, вся эта информация или её часть с помощью алгоритмов синхронизируется и анализируется, выдавая на выходе ваш полный портрет как потребителя.
Эксперт по безопасности, генеральный директор «Бюро консалтинга и корпоративной безопасности» Алексей Долженков рассказал «Московской газете», что за нами следят не сами телефоны или другие умные устройства, а поисковые системы и их приложения.
«Разрешение на сбор информации и передачу её третьим лицам вы даёте сами, при подписании пользовательского соглашения. Сведения эти обезличены, то есть соблюдены формальности в части персональных данных», — поясняет специалист.
По словам Алексея Долженкова, комплексный анализ таких данных позволяет не только правильно выстраивать коммерческие рекламные кампании (в идеале индивидуально под каждого потенциального клиента – прим. ред.), но и может быть использован в политике. Так, например, победу Дональда Трампа на президентских выборах в США связывают, в том числе, с грамотной работой с «большими данными».
Эксперт продолжил, что «тотальная прослушка» – это новая обыденная реальность, а не домыслы конспирологов.
«Связанные с поисковиками приложения также собирают эту информацию. Имея доступ к микрофону, они фиксируют не только места, которые вы посещаете, но ещё и улавливают ключевые слова в фоновом режиме и потом выдают вам контекстную рекламу. Попробуйте пообсуждать рядом с телефоном тему ипотеки, поисковик не упустит возможности предложить вам новостройки, при чем в вашем районе», — резюмировал Алексей Долженков.
Избежать такой слежки сегодня практически невозможно, отмечает специалист, если не прибегать к совсем радикальным способам: «Что делать если вы хотите, чтобы ваши увлечения и интересы оставались только вашим достоянием? Наверное, не пользоваться устройствами с доступом к интернету. Понятно, что в современном мире это невозможно».
Эксперт рассказал, что многие сегодня пользуются полумерами, которые, к сожалению, могут дать эффект самоуспокоения, а не полной защиты данных.
«Можно в настройках приложений запретить приложениям доступ к микрофону и вашей геопозиции… также можно не предоставлять разрешение на отслеживание ваших действий в сети...», — советует генеральный директор «Бюро консалтинга и корпоративной безопасности».
В целом, с позитивной стороны можно отметить, что все сведения собираются (или, во всяком случае, должны собираться – прим. ред.) в обезличенном виде и «действия поисковиков и других участников рынка, в рассматриваемой части, ориентированы на удобство самих же пользователей.
«Не нужно лопатить интернет, система сама предоставит контент в соответствии с вашими предпочтениями. По крайней мере, так это задумывалось. В целом, нужно исходить из того, что пользование интернетом и социальными сетями, это сравнимо с громким разговором в автобусе в час пик. Любые данные, которые есть в Сети, можно получить — вопрос цены и трудозатрат», — подытожил Алексей Долженков.