Новость общества

От личного успеха до глобальной экономики. Психолог Ивановский рассказал, о чём могут говорить наши желания

От личного успеха до глобальной экономики. Психолог Ивановский рассказал, о чём могут говорить наши желания

Фото © «Московская газета»

25.01.2023 в 16:11:00
2950

О том, какие выводы о человеке можно сделать по его желаниям, «Московской газете» рассказал клинический психолог, основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский

«С точки зрения психологии глубина и сила наших желаний говорит достаточно много или практически все не только о человеке, но и о том социальном окружении, в котором он находится. В самых общих чертах желание можно определить как конкретизированную потребность, которая зависит от культурного уровня, личности и обусловлена теми конкретными историческими обстоятельствами, в которых находится индивид. Говоря о традиции желания как такового можно выделить несколько часто встречающихся черт, среди которых основной является то, что желания воспринимаются как нечто настораживающее, порой даже опасное для индивида, как некое потенциально травмирующее действо и может описываться одной фразой «берегись огня». Недаром наиболее распространенной пословицей, описывающей отношение существенного количества людей к желаниям, является следующая: «Бойся своих желаний – они могут исполниться». Даже самый поверхностный анализ говорит о том, что желания воспринимаются как некая опасность, к которой необходимо весьма и весьма осторожно подходить, а лучше не соприкасаться вообще», — говорит Валерий Ивановский.

Он обращает внимание на то, что обе части вышеупомянутой пословицы свидетельствуют о неприятии такой роскоши, как наличие желаний. Первая часть призывает их бояться, а вторая указывает на то, что даже если желание сбудется, человек вряд ли ощутит что-то, кроме страданий.

«С другой стороны, прямо к этому примыкает следующее выражение, которое звучит примерно так: «Хочешь насмешить Бога расскажи ему о своих желаниях». Причем, как мы видим, подобных выражений, которые концентрируют в себе обобщенный народный опыт, достаточно много. Все они так или иначе относятся негативно как к самому психологическому явлению, наличию желаний, так и к попыткам их осуществить. Это все связано с тем, что основной способ самопозиционирования человека описывается так называемым внешним локусом контроля, когда всю свою жизнь, все ее обстоятельства, все достижения и промахи человек связывает не с собой, своими навыками и умениями, а с некой внешней силой, которая позволяет, дозволяет ему определенный способ самореализации», — объясняет психолог.

В качестве этой внешней силы, по словам эксперта, могут выступать родители, социальные институты, власть и т.д. Именно на откуп этим внешним силам человек, руководствующийся такой логикой, отдаёт и всю сферу, связанную с тем, что ему дозволено или не дозволено хотеть в жизни. С этим же связан и интересный психологический феномен пожеланий людей друг другу, которые они высказывают на днях рождения или других праздниках. В большинстве случаев люди желают друг другу материальных благ, связанных, например, с каким-то физически комфортным состоянием, как правило, здоровья. Также принято желать удачи, т.е. благосклонности к человеку неких внешних сил, которые способны привнести в его жизнь что-то позитивное. Наконец, к наиболее распространённым пожеланиям относится материальное благосостояние, по сути, эквивалентное наличию запасов еды, одежды и всего того, что способно обеспечить телесное благополучие.

«Но если глубже на это взглянуть, получается, что уровень наших притязаний, как правило, находится на уровне, который психологи называют «утилитарными потребностями» или то, что в таблице потребностей Маслоу именуется «базовыми физиологическими». Наше самоощущение, наше восприятие жизни находится на уровне восприятия физических конкретных вещей, которые напрямую вовлечены в материальный обмен веществом и энергией между человеком и окружающей средой, которые позволяют результативно или комфортно функционировать именно нашему телу. А то, что является теми желаниями, потребностями, которые отличают нас от животных и делают людьми, то, что находится на вершине пирамиды потребностей Маслоу, например, чувство уважения, чувство самореализации и саморазвития, чувство сопричастности и так далее, как правило, по крайней мере вербализированно остается для нас недоступным. Потому что достаточно редко в пожеланиях можно встретить, например, слова «желаю тебе полной самореализации, воплощения всех твоих творческих замыслов, безграничного развития твоей личности» и так далее, «чтобы ты внес как можно более весомый вклад в тот социум, в котором ты находишься», ну и прочие вещи. Получается, что с помощью анализа наших желаний мы видим, что основным для многих является отказ от собственной воли, от собственных желаний в пользу некой патриархальной внешней силы, которая ассоциируется у нас или с отцом, или с государством, или с другими властными институтами как таковыми» — говорит Валерий Ивановский.

С другой стороны, людям свойственно не доверять самим себе. У многих наблюдается достаточно заниженная самооценка и настороженное отношение к себе. Это проявляется в том, что мы стремимся к комфорту, связанному с тем, что все судьбоносные решения, которые определяют нашу жизнь, мы отдаем на откуп каким-то внешним силам.

«Соответственно, основной акцент в нашей жизни мы делаем на наличии каких-то внешних сил. И успешность нашей жизни связана не с нами, не с саморазвитием, не с достижением каких-то личностных целей и задач, а с тем, чтобы быть в достаточно результативном контакте с этими внешними силами, что подразумевает быть покладистым, быть исполнительным, не высовываться и так далее. Насколько это значимо и насколько это определяет и нашу жизнь, и позиционирование государства, говорят недавние исследования, которые провел Центральный банк и Высшая школа экономики», — отмечает психолог. Это исследование показало, что трудовая эффективность госслужащих в целом на 75% ниже, чем эффективность людей, которые трудятся в коммерческом секторе. Ведь последним приходится принимать решения, основанные на собственном опыте и компетентности, а также самостоятельно разрабатывать стратегии развития, от которых в дальнейшем зависит весь успех их предприятия.

«Внешний локус контроля позволяет быть хорошем исполнителем в лучшем случае, и это касается индивида и целых корпораций. Он позволяет подстраиваться под окружающие условия, но не позволяет взаимодействовать с ними и активно переделывать их в соответствии со своими потребностями. Такая жизненная установка не позволяет осуществлять какие-то революционные открытия в различных областях науки и социальных практик», — констатирует психолог.

Он обращает внимание на то, что внешний локус контроля может позволить консервировать уже имеющиеся достижения, но одновременно мы вынуждены занимать довольно пассивную позицию в своих взаимодействиях с окружающим миром. В самом широком смысле внешний или внутренний локус контроля, упование на внешние силы или расчёт на самих себя определяет качество взаимодействия государства с другими государствами и нашу историческую траекторию развития.

«Получается, что уровень наших желаний, уровень наших притязаний находится в базовой, достаточно низкой точке. И если мы берем шкалу «биологическое-социальное», нам предстоит пройти еще очень большой путь, чтобы актуализировать свои возможности через свои потребности и реализовать ту социальную программу, которая имплицитно заложена в нас. С одной стороны, в нашей традиции достаточно серьезно присутствуют лейтмотивы нашей избранности, нашего желания привнести в мир что-то большое, но привнести в мир что-то большое только на уровне социального, какой-то идеи или объединяющей весь мир, или изменяющей весь мир, но к лучшему – к усложнению. Для того чтобы это наиболее ярко продемонстрировать, достаточно вспомнить, с одной стороны, какие-то религиозные доктрины, которые всегда призывают подняться над материальным и нести позитивный социальный заряд через уважение к другим, через помощь другому, через единение с другим, через создание общего смыслового или целевого пространства. С другой стороны, это могут быть какие-то достижения в области науки и техники», — говорит Ивановский.

При этом, считает психолог, объединяющим мотивом не может быть что-то сугубо материальное, он всегда лежит в области социального или, как принято говорить в философии, в области духа.

«Поэтому необходимо не просто относиться с гигантским вниманием к нашим желаниям, необходимо самое серьезное внимание уделить формированию правильных желаний. Потому что через наши желания мы раскрываемся, взаимодействуем с окружающей действительностью и, видоизменяя ее, мы изменяем себя. Для того чтобы это понять, достаточно вспомнить те условия, в которых находился наш первобытный предок: пещера, шкуры медведей, туша оленя; и где сейчас находимся мы: с полетами в космос, попытками найти инопланетные цивилизации, с религиозными доктринами планетарного масштаба, с философскими идеями, с теорией Эйнштейна, теорией супер-струн и многим-многим другим», — отмечает основатель академии «ТРИЭТТА».

Валерий Ивановский уверен, что даже экономический прорыв в современном мире возможен не в рамках сырьевой экономики, основанной исключительно на добыче и потреблении материального, а в рамках экономики, поощряющей научно-технические прорывы, которые невозможны без социального взаимодействия высшего порядка. Недаром в первой десятке самых дорогих компаний мира находится лишь одна сырьевая компания – крупнейший нефтедобытчик Saudi Aramco. Остальные первые места распределили между собой ИТ-корпорации вроде Apple и Amazon, производители автомобилей или фармацевтики, в чьей деятельности также велика добавленная стоимость и научно-технологическая составляющая. Так анализ самых обычных человеческих желаний, их причин и направленности оказывается непосредственно связан с глобальным развитием человечества.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
желания, психолог, валерий ивановский, ТРИЭТТА
Поделиться
Похожие новости