Новость общества

Пивная отрасль в России оказалась в непростой ситуации

Пивная отрасль в России оказалась в непростой ситуации

Фото © «Московская газета»

15.02.2024 в 13:16:00
1842

В санкционные времена пивной рынок в России показывает умеренный рост. Однако представители отрасли считают, что пиво отдаёт позиции крепкому алкоголю. Насколько и почему это так?

По данным Росалкогольтабакконтроля, объемы розничных продаж пива в натуральном выражении по итогам прошлого года составили 769,6 млн дал, что на 2,1% выше результатов 2022 года, сообщил «Московской газете» исполнительный директор Ассоциации производителей пива Вячеслав Мамонтов.

«Аналогичную динамику в 2,1% демонстрируют и объемы розничных продаж пива в стоимостном выражении. Умеренный рост обусловлен постепенным восстановлением покупательской способности. По данным Nielsen, к началу 2024 года индекс потребительского оптимизма достиг высокого уровня в 107 пунктов, на протяжении всего 2023 года этот показатель находился выше 100 пунктов, что отражает готовность потребителей к дополнительным тратам. В третьем квартале 2022 года индекс находился на уровне 91 пункта», — рассказал эксперт.

Средняя стоимость пивоваренной продукции в декабре прошлого года лишь на 0,9% выше, чем в декабре 2022 года, а среднегодовая цена 2023 года равна аналогичному показателю за 2022 год, отметил представитель Ассоциации.

«Несмотря на то, что последние несколько лет цены на сырье и упаковку в среднем выросли примерно на 30% и продолжают расти, а общая стоимость производства пивоваренной продукции увеличилась более чем на 17%, пивовары продолжают прикладывать максимум усилий, чтобы продолжать предлагать продукцию по доступным для потребителей ценам, — сказал Вячеслав Мамонтов, — при этом, несмотря на рост продаж категории год к году, в общей структуре потребления алкогольных напитков пивоваренная продукция занимает 38,1%, что на 0,4 п.п. меньше, чем в 2022 году».

По словам эксперта, «в отличие от пивоваренной продукции, крепкий алкоголь и винодельческая продукция показали прирост в общей структуре потребления. Что касается объемов потребления алкогольной продукции в пересчете на чистый спирт, то у пива и пивных напитков в среднем этот показатель составляет 2,58 л на человека, в то время как у крепкого алкоголя это значение выше — 3,27 л на человека».

«В последнее время мы наблюдаем тенденцию, при которой растет потребление крепкого алкоголя, — говорит Вячеслав Мамонтов. — Такой сценарий развития противоречит стратегии по деалкоголизации, согласно которой необходимо стимулировать смещение структуры потребления в сторону слабоалкогольных категорий. Однако устанавливая общие нормы для всех категорий достичь баланса на алкогольном рынке нельзя. В связи с этим мы регулярно обращаем внимание на то, что пивоваренная отрасль нуждается в отдельном регулировании и должна развиваться отдельно».

Действительно, потребление крепкого алкоголя и винодельческой продукции в России выросло, сообщил «Московской газете» директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

«Это сопряжено, во-первых, с тем, что мы находимся в непростой психологической обстановке, а пиво никогда не было антидепрессантом, — пояснил Вадим Дробиз. — Для женщин антидепрессант – вино, для мужчин – крепкий алкоголь. Сложная историческая ситуация влияет на спрос в алкогольной продукции. Во-вторых, средний класс с его уровнем потребления не является у нас основным потребителем пива. За последние 2,5 года средний класс стал в два раза реже совершать поездки за рубеж. Если раньше туда ездили 1-2 раза в год и пили там очень много вина и крепкого алкоголя, то теперь средний класс пьёт всё это в России. Но пивная продукция занимает 80% алкогольного рынка. И если иметь в виду, что в РФ выпивается 8 млрд пивной продукции и 2,5 млрд литров вина и крепкого алкоголя, всё встаёт на свои места. Рост потребления на 1% у пива – это 80 млн литров, а рост на 1% у водки – это 7 млн литров. В процентах здесь считать некорректно, потому что объёмы несопоставимы».

Говорить о том, что пивному рынку в России необходимо отдельное регулирование, уже поздно, в этом направлении идёт необратимый процесс, считает глава ЦИФРРА:

«Об этом можно было думать 5-7 лет назад, но сейчас пиво полностью приводят к обычному алкогольному напитку. Раньше пиво и пивная продукция регулировались мягко, без лицензии, без маркировки. Теперь пиво привели в соответствие с остальным алкоголем, оно регулируется так же, ждём, что из этого выйдет».

В винодельческом секторе наблюдается подорожание вина – к концу лета 2024 дешёвое вино будет стоить около 270 рублей – это может спровоцировать рост нелегального вина и винной продукции, прогнозирует Вадим Дробиз.

«А на рынке крепкого алкоголя с 2016 ничего не меняется – ни на легальном, ни на нелегальном. В 2016 нелегальную водку выгнали с легального рынка, и теперь все люди, которые что-то зарабатывают покупают легальную», – заключил эксперт.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
пиво, производство, алкоголь, пивной рынок
Поделиться
Похожие новости