Новость общества

Получится ли пересадить чиновников на отечественные авто?

Получится ли пересадить чиновников на отечественные авто?

Фото © «Московская газета»

18.07.2023 в 17:33:00
3732

Председатель Госдумы Вячеслав Володин анонсировал опрос о закупках отечественных машин для российских чиновников. «Московская газета» выяснила, насколько российский авторынок готов к таким переменам

Ранее сайт Государственной Думы РФ привёл такие слова Вячеслава Володина:

«Давайте постараемся, чтобы в целом все министерства правительства Российской Федерации, госкорпорации, регионы, органы местного самоуправления не только обратили внимание, что у нас создается свой автопром, но и приняли участие в этом. Какие мы, такие и автомобили, поэтому будем требовательными к автопрому — будут другие автомобили. А будем не обращать внимания и пользоваться автомобилями недружественных стран — никогда свой автопром не создадим».

История вопроса

26 лет назад в России состоялся первый аукцион, на котором распродавались иномарки чиновников. Мероприятие прошло 20 июня 1997 года в Люберцах. По воспоминаниям очевидцев, в день открытия было выставлено всего семь автомобилей, находившихся не в лучшем состоянии.

Идею пересадить государственных мужей на отечественные служебные машины приписывают Борису Немцову, который в 1997 году занял пост вице-премьера правительства. Инициативу Немцова подержал президент РФ Борис Ельцин, подписавший 1 апреля 1997 года соответствующее распоряжение.

К 1999 году стало ясно, что автомобили «Волга», «Премьер», «Консул», «Князь Владимир» и «Иван Калита» не пользуются спросом у высоких должностных лиц. Распоряжение было отменено.

В 2014 году тогдашний премьер-министр России Дмитрий Медведев запретил покупать за государственный счет импортные автомобили. Впрочем, к этому времени в стране уже работали предприятия, специализирующиеся на сборке иномарок. Покупка продукции этих заводов решением премьер-министра допускалась.

В это время и родилась новая схема, существующая по сей день: государственные ведомства вместо того, чтобы приобретать автомобили для собственного парка, начали заключать договоры с транспортными компаниями на предоставление услуг. Благодаря этому появилась возможность обходить ограничения.

Готовы ли к заказам госкорпораций на заводах?

На наш запрос пресс-служба Московского автомобильного завода «Москвич» ответила следующее:

«Производственные мощности завода «Москвич» смогут в полной мере обеспечить спрос на легковые автомобили массового сегмента, если на них поступят заказы со стороны государственного сектора. На данный момент завод производит городской кроссовер Москвич 3 и электромобиль Москвич 3е. Автомобили марки «Москвич» — это современные и комфортные автомобили с гарантией от производителя и развитой дилерской сетью, которая осуществляет качественное обслуживание по всей России, где представлены автосалоны марки».

Не меньшую готовность демонстрирует и «АвтоВАЗ», все модели которого (Vesta, NIVA, Granta…) постоянно фигурируют в государственных закупках. Об этом «Московской газете» рассказал Директор по связям с общественностью АО «АвтоВАЗ» Сергей Ильинский: «Технологически мы полностью готовы к заказам госкорпораций, однако инвестиции в производство автомобилей подобного рода конечно же должны быть обеспечены и гарантированы долгосрочными заказами со стороны государства. Как только этот вопрос будет решен, мы сможем максимально оперативно начать производство и поставку автомобилей».

Более сдержан в оценках главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков, который уверен, что количественно предполагаемый спрос в состоянии обеспечить даже один «АвтоВАЗ». Мощности завода это позволяют. Но вот по части качества есть нюансы.

«Госструктуры закупают различные автомобили, — рассказал Максим Кадаков. — В глазах обывателя чиновник — это какой-то большой человек, министр, на дорогом лимузине. Но чиновник чиновнику рознь. В районной администрации оптимальным автомобилем может быть УАЗ, потому что сельские дороги отличаются от городских. И машина для сельской администрации у нас есть, а вот больших внедорожников премиум класса, которые закупаются ведомствами для сопровождения автомобилей первых лиц, у нас нет. Как мы помним, 9-го мая автомобили высокопоставленных гостей, приглашённых на Парад Победы, сопровождали китайские TANK 500».

Проблему главный редактор журнала «За рулём» видит и в отечественном производстве легковых автомобилей представительского класса. Машин, которые могут конкурировать с традиционными для ведомственных гаражей Volkswagen, Mercedes, BMW, Audi и Lexus, в России не выпускают. Исключением является Aurus, ставший пока чуть ли не единственным примером импортозамещения в данной нише.

Говоря о готовности заводов удовлетворить спрос на отечественные автомобили для чиновников, было бы несправедливо обойти вниманием объявленное главой Минпромторга России Денисом Мантуровым возобновление производства автомобилей «Волга». Оно ожидается к лету 2024 года. Но пока, кроме того, что заводу «ГАЗ» ещё только предстоит найти технологического партнера для производства новых «Волг», сказать о проекте мало что можно.

Конкурентоспособность

«Что касается вопроса о пригодности и конкурентоспособности моделей отечественных производителей, то здесь можно отметить: стоимость владения отечественным автомобилем в настоящее время значительно ниже, чем любого импортированного, — говорит директор по связям с общественностью АО «АвтоВАЗ» Сергей Ильинский. — Кроме того, LADA готова предложить своим клиентам самую большую дилерско-сервисную сеть. Она насчитывает 308 центров практически во всех регионах страны. В текущей обстановке это можно рассматривать как важное конкурентное преимущество».

Стоимость и сервис действительно важные критерии выбора автомобиля, но в сегменте представительского класса особую роль играют такие параметры, как комфорт, безотказность, удобство езды и т.д. По мнению главного редактора журнала «За рулём» Максима Кадакова, в полном объёме наш автопром эти потребности заменить ещё не в состоянии.

«С другой стороны, мы можем попробовать изменить потребности, — считает эксперт. — Например, довольствоваться Lada Aura. Это одна из самых топовых машин отечественного производства. Во все структуры, где необходимы автомобили классом выше, чем, допустим, Lada Vesta, можно закупать её. Это ещё один вопрос, на который предстоит ответить: «А должны ли вообще чиновники ездить на таких дорогих автомобилях?»

Развивая тему, главный редактор журнала «За рулём» обращает внимание на «уязвимые» места в правилах госзакупок. Скажем, если нет отечественного продукта, который полностью удовлетворяет заданным параметрам, разрешается приобретать зарубежный аналог. Кто-то может измерить ширину салона упомянутой Lada Aura, которая длиннее Lada Vesta, но в ширину примерно такая же, и обосновать отказ от закупки тем, что по данному параметру машина не подходит, не говоря уже о скоростных и мощностных показателях.

Локализация и технологический суверенитет

Обыватель привык к тому, что исконно отечественные бренды — это Lada, УАЗ, ГАЗ, Москвич. Теперь этот список дополняют Aurus и электромобили Evolute. А вот считать ли российскими машинами то, что в наши дни собирают в Калининграде или на питерском заводе Nissan?

С 2019 года степень локализации подсчитывается по методике, согласно которой для каждой модели высчитываются баллы. Каждый год минимальное число баллов, требуемых для участия в государственных закупках, увеличивалось. В какой-то момент из списка автомобилей, которые дозволялось купить за государственные средства, пропадали некоторые машины марки Lada.

Директор по связям с общественностью АО «АвтоВАЗ» Сергей Ильинский: «Процесс обретения технологического суверенитета активно развивается через локализацию у российских поставщиков и закупки у партнеров из дружественных стран».

Но пока с локализацией есть проблемы, отмечает Максим Кадаков: «Выбор отечественных автомобилей, подходящих под требования чиновников, и без того не слишком велик. А ведь нужно помнить, что к машинам для госзакупок выдвигаются определённые требования по локализации. Если принимать во внимание бальную систему подсчёта Минпромторга РФ, то большая часть российских марок не пройдёт по этому критерию. Не пройдут машины Lada, которые собирают в Питере на бывшем заводе Nissan. Не пройдут Evolute, Москвичи. Другое дело, если мы хотим пересадить чиновников на любой автомобиль с надписью «Сделано в России». Тогда выбор есть. Вдобавок к перечисленным маркам сюда можно будет включить Baic и Kaiyi, которые собирают в Калининграде.

Положительный эффект

Многие эксперты сходятся во мнении, что главная проблема на пути пересадки российских чиновников на машины отечественного производства в том, что у нас почти нет автомобилей, отвечающих требованиям высокой степени локализации и комфорта. Объёмы производства представительских седанов и лимузинов Aurus пока не столь велики. Одной из самых перспективных машин для этого сегмента рынка специалисты называют Lada Aura.

Также не все эксперты разделяют мнение о том, что госзакупки выступят определяющим фактором развития российского автопрома. На массовом сегменте и в целом на отечественном рынке автомобильной промышленности это принципиально не отразится, поскольку подобные закупки составляют не слишком заметный процент от общего объёма.

Чтобы кратно увеличить прибыль отечественного автопрома, необходимо выходить на внешние рынки. Внутри страны большая часть населения не может себе позволить машину дороже 500 тыс. рублей. Новый автомобиль с таким ценником найти сложно.

При этом многие специалисты обращают внимание на то, что сам факт разговора о закупках отечественных машин для российских чиновников на столь высоком уровне может иметь положительный эффект. Это сигнал рынку реагировать на появившуюся тенденцию.

Автор: Евгений Савин
ТеГИ
чиновники, отечественный автомобиль, машина
Поделиться
Похожие новости