Преподаватели колледжей просят вернуть практику распределения для выпускников

Почему страдает качество образования в среднеспециальных учебных заведениях
На фоне дефицита кадров в России, о котором говорят представители многих отраслей, «Московская газета» решила разобраться, почему многие выпускники колледжей и техникумов не работают по специальности. Преподаватели колледжей в Новгородской области и на Урале рассказали изданию, как работает система адаптации выпускников на производстве
В последние годы подростки стали чаще заканчивать школу в 9-м классе, рассказал председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков:
«Во-первых, из-за предстоящего в 11 классе ЕГЭ. Это непросто. Обучение в вузе стоит дорого. С другой стороны ЕГЭ вполне позволяет поступать если не в столичные, то в региональные вузы. Хотя бюджетных мест стало меньше, чем в начале 2000-ых. Я поступал в вуз на исторический факультет, и нас тогда прошло 86 человек. Сейчас в этот же вуз на этот же факультет на бюджет поступает человек 20. В школах учителя максимально загружены и перегружены. Заниматься реальной профориентацией просто некому. Всё на бумаге. Учителей математики сильно не хватает. Из-за нагрузки на учителей страдает качество образования. В среднеспециальных учебных заведениях с качеством образования тоже не всё гладко. На мой взгляд, в систему образования надо вкладывать больше денег, чтобы привлекать кадры. Без финансирования не будет ни учителей математики, ни учителей черчения, ни других кадров».
Обычно только 30% выпускников техникума работают по специальности, рассказала «Московской газете» преподаватель одного из автомеханических колледжей Нижегородской области:
«С одной стороны, сейчас в школах стали уделять внимание профотбору. Но в том формате, в котором он сейчас проводится, практически не даёт результатов. Мой ребёнок мне рассказывал, как это происходит: в школу пришёл электрик, что-то детям рассказал, показал какое-то оборудование. И ничего о самой работе, о зарплате. В некоторых странах профотбору посвящается последний год обучения в школе. И в этот год ему уже дают поработать по специальности. Но в этом случае нужно, чтобы происходил диалог между родителями и школой о предпочтениях и способностях ребёнка. У нас такой практики нет. И те дети, которые приходят в колледж или техникум, зачастую не понимают, на какую специальность они пришли и чем будут здесь заниматься. Отсюда возникает определённое нежелание учиться. Но, допустим, своими усилиями, усилиями родителей и преподавателей они заканчивают учебное заведение. Представим, что ко мне пришло 25 человек, потом добавили ещё 4. В итоге из 29 выпускается только 22. То есть, около 7 человек не заканчивают техникум. Но и у тех, кто закончил обучение, зачастую не возникает желания связывать свою жизнь со специальностью. Обучение по программе профессионалитета у нас проходит 2 года, и подростки выпускаются в возрасте 17 лет. Возникает вопрос: кто возьмёт их на серьёзную работу, поставит за серьёзный станок? Таких работодателей нет. К тому же, ответственность за несовершеннолетних работников для работодателя выше, чем за совершеннолетних. Сейчас на предприятиях дефицит токарей, фрезеровщиков, станочников широкого профиля. А техникумы готовят в основном операторов и наладчиков станков ЧПУ (числовое программное управление). Дают ребятам диплом оператора 4 разряда, это довольно высокий разряд. Но станок ЧПУ стоит под 30 млн рублей, молодому парню или девушке, только закончившим учёбу, его на предприятии никто не доверит. Скажут: «Пока делай другую работу». Ребятам не хочется этим заниматься, у них формируется халатное отношение к работе, потом они увольняются и больше не возвращаются в специальность. Когда принималось решение делать профессионалитет сроком в 2 года, надо было как-то менять правовую базу».
По словам собеседницы издания, у вчерашних школьников, приходящих в техникумы, очень низкий уровень подготовки.
«Приходит человек, который не умеет пользоваться линейкой и циркулем. На урок черчения в нашем техникуме по некоторым специальностям, например, у сварщиков отводится всего 36 часов. В советское время мы приходили в техникум подготовленными. В школе на черчение отводилось около 68 часов, в техникуме — около 120. А теперь мы учим студентов чертить ровные линии. О каких-то высоких материях, таких как проекция предмета на плоскости, поначалу даже не говорим. 1 сентября я спрашиваю у своей группы: «Кто знает, как определить объём фигуры?» В советской школе ответило бы большинство учеников. Объём фигуры — это произведение длины, ширины и высоты. В этом году ко мне пришла очень хорошая группа с повышенным проходным баллом. Из 25 человек только 5 знали, как определить объём фигуры. В других группах с моими подсказками правильно отвечают 1-2 человека. Это выпускники и сельских, и городских школ».
Проблемой стало прохождение учащимися практики, посетовала преподаватель.
«При этом с материальной базой мастерскими, оборудованием, проблем нет. Но дела у предприятий пошли не так хорошо: ужимают производства, нет необходимости в учениках и их убирают с практики. Хотя у нас много говорится о наставничестве на предприятиях в реальности с этим туго. По факту в лице выпускников среднеспециальных учебных заведений на предприятия приходят дешёвые кадры, которым можно платить в 2-3 раза меньше. На мой взгляд, система наставничества должна работать реально, а правовую базу в отношении студентов и выпускников надо доработать», — заключила педагог.
Система наставничества на производстве существует, однако на предприятиях студентов не жалуют, рассказала «Московской газете» преподаватель Екатеринбургского автодорожного колледжа Софья Кругликова:
«Дело не только в том, что у каждого мастера есть своё оборудование, к которому он не хочет подпускать студента, чтобы тот его не сломал. Мастера, отработавшие много лет, просто не хотят воспитывать себе на смену новых мастеров. Везде нездоровая конкуренция. Человек так боится потерять рабочее место, что воспитывать себе замену абсолютно не готов. При этом многие ребята у нас просто платили за то, чтобы им подписывали практику, и в это время работали курьерами. Так что зачастую наставничество на предприятиях фиктивно. Хотя дети сейчас очень хорошие: современный ребёнок пластичен по своему складу. Это добрые, малоагрессивные и в большинстве своём неконфликтные ребята. В 2018 году к нам на бюджет поступило 26 учащихся. Из них выпустилось только 17. А по специальности сейчас работают только 2. Практических занятий эта группа во время учёбы почти не получала. На мой взгляд, сейчас очень не хватает советской практики, когда выпускников отправляли работать по распределению».
Глобальная проблема — оценивание результатов подготовки учащихся, отметила преподаватель:
«Рейтинг учебных заведений пропорционален высоким учебным результатам учащихся. Чем больше пятёрок, тем выше статус учебного заведения. Перед поступлением в колледжи и техникумы ученики сдают ОГЭ на довольно высокие результаты, а потом уже в колледжах проходит Всероссийская проверочная работа, и ученики показывают низкие результаты. В школах оценки могут завышаться, а твёрдых знаний дети, приходя в колледж, зачастую не получают».
В каждом конкретном среднеспециальном учебном заведении качество образования зависит от руководства, отметила собеседница издания.
«Все учебные заведения сейчас автономны, у руководителя много ресурсов. Если директор, администратор — из педагогической среды, то чаще всего работать под его началом комфортно, потому что он понимает саму систему образования изнутри. Но если должность директора учебного заведения занимает человек, который длительное время работал, например, в администрации по хозяйственной части, то понимания, как должно работать учебное заведение, у руководителя может не быть.
Если руководство заинтересовано в знаниях студента, вся образовательная система будет на это заточена. Преподаватели спокойно смогут ставить студентам за плохие результаты оценки «2» и «1», и их никто за это не будет ругать. И администрация выпустит тех людей, за которых будет не стыдно на рынке труда. Но многие просто стремятся к хорошей отчётности.
Зачастую возглавить учебное заведение стремятся выходцы из управленческих структур. Зарплата работника администрации на Урале составляет около 1,5 млн руб. в год, директора колледжа может достигать более 3 млн руб. год. При этом ставка преподавателя — 15-20 тыс. руб., все остальные надбавки и премии выплачиваются по решению директора. Такая разница в доходах сказывается на взаимоотношениях в коллективе и на качестве работы. Я думаю, что автономность образовательных учреждений нецелесообразна, и их надо вернуть под федеральное управление, чтобы распределение ресурсов шло через федеральные бюджеты. Необходимо уделять внимание руководителю образовательного учреждения, чтобы у учащихся и коллектива был возможность его избирать. На мой взгляд, руководителю необходим педагогический опыт, определённые психологические, интеллектуальные и нравственные качества. Также нужно, чтобы бизнес, который нуждается в квалифицированных рабочих, делал заявку на обучение студентов и оплачивал им обучение для того, чтобы они пришли именно на его производство. В ряде случаев поддержка работодателей оказывается номинальной, а те условия работы, которые они реально предлагают выпускникам — довольно жёсткими», — заключила преподаватель Екатеринбургского автодорожного колледжа.
«Московская газета» уже писала о нехватке автомехаников в России и участии бизнеса в подготовке этих кадров. Для развития среднего специального образования в России действует федеральная программа «Профессионалитет» и программа образовательного кредитования для среднего специального образования. С 1 марта 2025 наставничество на предприятиях узаконено как отдельный вид работы.
-
По словам представителя минпросвещения, во многих регионах дети, приходя в школу, не могут говорить на русском языке из-...29.03.2019 в 19:10:003437
-
Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что качество образования в московских школах улучшилось. Об этом свидетельствуют&...26.02.2019 в 13:24:004073
-
Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов от ЛДПР выступит с инициативой поднять с...05.12.2018 в 11:55:003738
-
Лидерами рейтинга, опередившими российскую столицу, оказались крупные города азиатских стран: Сингапур, Г...05.07.2018 в 17:17:003542
-
«Будапешт заблокировал созыв саммита Украина-НАТО, который должен был пройти в декабре», — говорится в...28.10.2017 в 12:41:004523
-
Об этом сообщил замдиректора Московского центра качества образования, руководитель регионального центра обработки информ...05.12.2016 в 12:27:002892