Психолог Ивановский рассказал о самой природе подарка и что дарить человеку, у которого все есть
Суть подарка сложнее, чем мы думаем
Многие очень любят получать и дарить подарки тем, кто им близок и дорог. К примеру, в 2023 году одним из популярных подарков у россиян остаётся электроника, в частности, смартфоны и планшеты. Также в список наиболее популярных подарков входят парфюмерия, одежда, цветы, предметы для дома и деньги. При этом, как показывают соцопросы, люди далеко не всегда бывают довольны полученными презентами. Так, женщины меньше всего рады посуде или кухонной утвари, подаренной на 8 марта, а мужчины с наименьшей вероятностью оценят парфюмерию на 23 февраля. Всё больше россиян настороженно относятся к сюрпризам. В конце прошлого года социологи выяснили, что доля желающих получить сюрприз на Новый год снизилась до 33%. О том, почему некоторые не любят получать подарки, даже если что-либо дарят близкие люди с искренним желанием порадовать, почему порой люди считают подарки незаслуженными или испытывают неловкость при их получении, меняется ли отношение к подаркам с возрастам и как относиться к нежеланию получать подарки, «Московская газета» поговорила с клиническим психологом, основателем академии «ТРИЭТТА» Валерием Ивановским.
«Попробуем разобраться в этом последовательно. Такие психологические сложности с дарением и принятием подарков могут возникать, потому что сама природа подарка гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд, — объясняет психолог. — Дело в том, что дар/подарок возникает как некая веха на пути к переходу человека от биологических форм существования к социальным. Базовым свойством биологической формы существования является обмен веществом с внешней средой, который предполагает, что любой живой организм как сложноорганизованная биологическая единица оснащён, вооружен огромным количеством органов и систем для того, чтобы добывать все те дары, которые ему дает природа, окружающая действительность. Интересно, что этимологически слово «дар» обозначает, прежде всего, «дары» как некие внешне положенные продукты, которые находятся в окружающей человека природе. Именно поэтому мы очень часто говорим: «дары природы», «дары леса», «дары определенной местности». И переносим эту же этимологию, например, на такие сложные понятия, как одаренность человека теми или иными свойствами, как то, что заложено, дано ему, даровано природой. Получается, что достаточно большой период времени, который составляет история развития человечества, человек, как самостоятельная биологическая единица, добывал все необходимое самостоятельно. И тут достаточно важным было наличие определенных качеств: сила, энергия, смелость, целеустремленность и пр. И поэтому любая добыча, любой дар воспринимался как результат твоих активных усилий. И в этой же связи находится то чувство законности и естественности обладания своей добычей, которой человек как любое другое животное, не спешил делиться. Он считал это тем, что добыто по праву, и поэтому распоряжался им по своему усмотрению».
Эксперт подчеркнул, что важной характеристикой биологической формы существование являются не только усилия по добыванию из окружающей среды вещества, необходимого для жизни, но и защита добытых даров природы от других существ.
«Но при переходе от биологического к социальному уровню происходит очень интересная метаморфоза, когда человек, преодолевая свой эгоизм и входя в социальные условия жизни, вдруг научается часть добытого отдавать другому, чтобы поддержать его жизнеспособность. Причем это происходит не единовременно, а постепенно. И это движение идёт по мере усложнения биологической жизни животного. Чем более оно высокоразвито, чем оно более сложно организовано, тем с большей вероятностью у него появляется какие-то социальные черты. Например, у млекопитающих является уже достаточно распространенным, когда родители заботятся какое-то время о своем потомстве. Причем время этой заботы может исчисляться часами, а может исчисляться годами, как у наиболее развитых животных. Самым удивительным примером является человеческое общество, когда человек ухаживает за своим ребенком годы, пока он не станет самостоятельным членом общества, самостоятельной единицей, социобиологической и социальной. С другой стороны, социальность увеличивается по шкале развития морально нравственных норм. Изначально, если мы берем человеческое общество на заре его существования, дар как безвозмездная отдача своей добычи другому сначала распространяется на самый ближний круг. Начинается все от детенышей, то есть своего потомства. Потом в этот круг включаются супруги, ближайшие родственники (родители). И дальше с развитием истории, с развитием социальности количество тех, кто может быть одаряем, продолжает расти», — отмечает Ивановский.
Под дарами по мере развития общества подразумеваются уже не только дары природы, но и продукты человеческой деятельности. Так происходит видоизменение самого понятия подарка, включающего уже не только имеющие ценность природные предметы, но и результаты труда человека, а затем и продукция промышленного производства. Однако суть дарения остаётся прежней – добровольное выделение другому части своих ресурсов для того, чтобы другой человек также мог существовать, развиваться и вносить свой вклад в общественное развитие, говорит психолог.
«В этой связи происходит и зарождение, и развитие культуры дарения и принятия подарка. В целом, с дарением гораздо проще в том плане, что человек, преодолевая эту очень сложную преграду эгоизма, отдает часть себя, часть своей жизни, часть своего труда на благо другого. Сначала под этим другим, как мы говорили, подразумевается его ближайшее окружение, затем с развитием социальности круг одаряемых раздвигается практически до бесконечности. Но тут важно, что человек одаряет другого чем-то ценным. Причем важность этого заключается изначально в его влиянии на возможность биологически выжить. С течением времени, развитием социального, это может быть всё, что угодно — это могут быть деньги, это может быть нечто, что подчеркивает статус человека, например, дорогая одежда, которая у людей до сих пор иногда выполняет роль своего рода яркого брачного оперения у самцов. Это может быть продукт интеллектуального труда, сборник сонетов или научный труд, посвященный другому, — перечисляет Валерий Ивановский. — Но тут все более-менее понятно. Гораздо сложнее с культурой принятия подарка. Получается, что с одной стороны, дарение достаточно часто на имплицитном сокрытом уровне может быть ассоциирована с беспомощностью человека. Ведь мы всегда одаряем того, кто нуждается в нашем покровительстве. Мы одаряем того, кто, с нашей точки зрения, недостаточно ресурсен. И это имплицитное отношение к одаряемому человеку может ставить его в весьма щекотливое положение. С одной стороны, если человек является ярко выраженной личностью, это может рассматриваться как вызов. Человек может отреагировать агрессивно. Если же человек, что встречается гораздо чаще, не уверен в себе, то есть обладает какой-то заниженной самооценкой, он обуреваем мыслями о том, что он недостаточно хорош — это может явиться дополнительным подтверждением того, что его болезненные мысли о самом себе являются правдой. И это вызовет усиленную реакцию негодования. Поэтому необходимо очень внимательно относиться к дарению как к таковому, потому что как минимум есть две очень чувствительные области: первая — это уместность этого дара/дарения/подарка; а с другой стороны, это качество подарка. Причем к этому примыкает еще третий вопрос, потому что достаточно часто патриархальные общества, в которых сокрыто закреплено неравенство, как бы покрывают, делают не столь явным эти очень чувствительные взаимоотношения между дарящим и дарителем. Когда мы говорим, например, про подарки ребенку, с одной стороны, нет ничего более естественного, чем дарить подарки ребенку, а с другой стороны, мы тут очень явно видим это взаимодействие сверху вниз — когда сильный родитель, который обладает возможностью добывать, одаряет более беспомощного, нуждающегося в подарке. С другой стороны, в таком обществе, где закреплено неравенство, появляется целая прослойка людей, которые сознательно или неосознанно эксплуатируют свою видимую или реальную беспомощность для того, чтобы процесс дарения ставить на поток и за счет этого существовать, иногда предлагая взамен себя всего или какие-то части себя, как некую символическую или натуральную благодарность за это дарение. Поэтому, возвращаясь к дару, всегда, когда человек не уверен в себе, когда он чувствует, что с его точки зрения он недостаточно хорош для этого мира, любые подарки могут восприниматься как способ его уязвить, подтвердить его мысли о своей мнимой неполноценности. Кроме того, в случае, если человек агрессивен, уверен в себе и настроен активно на покорение внешней среды и социального мира, это может вызвать у него состояние некой скрытой агрессии или раздражения, особенно если дар/подарок не будет соответствовать его настоящему или воображаемому статусу. Поэтому мы видим, что чем более развито общество, тем более рудиментарным становится традиция дарение подарков. Подарки эволюционируют в двух видах: либо в сторону по-настоящему дорогих материальных подарков, в виде денежных сумм, дорогих часов, автомобиля и т.д., либо же для того, чтобы не оскорблять, в качестве подарка/дара используются продукты интеллектуальные, например, художественное творчество, научное творчество, произведения искусства. Чем более традиционным и архаичным является общество, тем, с одной стороны, более развитым, а с другой, менее дифференцируемым является способ дарения. Большое количество поводов для того, чтобы делать подарки, как ни странно, говорит о том, что общество находится в самом процессе обретения своей социальности и принятия наиболее передовых форм социального сосуществования. Но в любом случае общим правилом является то, что подарок должен предназначаться конкретному человеку. Нет никаких универсальных подарков. Потому что конкретный подарок должен дариться конкретному человеку. В совокупности самых разнообразных форм пережитого опыта, реакций, которые формируют именно этого уникального человека с его представлением о должном, о прекрасном и т.д. Поэтому необходимо выбирать подарок по потребностям именно конкретного человека. В этом плане, чтобы не попадать впросак, особенно это касается тех ситуаций, когда люди задают вопрос: «что дарить человеку, у которого все есть?» Ему необходимо подарить что-то, что с вашей точки зрения отражает этого человека. Неважно, отражает его в плане вашего восприятия, или, допустим, отражает человека как индивида, который находится в конкретном обществе или во внешнем мире. То есть это должно быть что-то значимое, что-то связанное непосредственно с человеком. И желательно, в нем должно быть достаточно большое участие вашей личности. Лучше всего, если это будет сделано вами. Причем, когда я говорю сделано вами, это не значит, что необходимо становиться за токарный станок и самому что-то точить, пилить, строгать или сочинять. Но вы можете войти в кооперацию, например, с какими-то мастерами, которые вместе с вами создадут какой-то уникальный подарок, который отражает одаряемого. Причем это может стоить совсем недорого, но в любом случае это будет дорого в плане вашего отношения к человеку, и он всегда это оценит».
Психолог призывает никогда не дарить дешёвых вещей, в чём бы не выражалась эта дешевизна. Лучше сказать тёплые слова, чем подарить что-то дешёвое.
«Надо всегда быть очень внимательным. И в этом плане очень часто на дар/подарок возлагается какая-то сверх нагрузка, которая может, например, помочь преодолеть очень многие стадии, допустим, в развитии взаимоотношений с человеком, в обретении взаимного уважения, взаимной теплоты, взаимного желания помогать друг другу, впустить в свою жизнь, якобы подарок всё это поможет преодолеть и выйти на финишную прямую глубинной дружбы, глубинного взаимопонимания, к доверию и т.д. Но это всё иллюзия, такого быть по определению не может. И поэтому, там где это возможно, не полагайтесь на подарки, а полагайтесь на свое желание глубже узнать человека, впустить его в свою жизнь и войти в его жизнь, и одарять его своей поддержкой, своим присутствием, своей помощью, тем, что вы делитесь лучшими знаниями из своей жизни, которые помогают делать ее более нравственной, более наполненной и более содержательной», — заключил Валерий Ивановский.
-
По мнению эксперта, детям с младшего школьного возраста час-два в день использование компьютерной техники не повредит, с...07.08.2020 в 16:08:0010647
-
Поработав над собой, можно встретить кризисы во всеоружии28.07.2020 в 16:21:004080
-
Также эксперт рассказал, в каком случае человек может пойти на убийство под воздействием внушения ...23.07.2020 в 20:29:009536
-
Эксперт рассказал, чем может быть обусловлена с психологической точки зрения данная поправка к Основному закону России&n...05.07.2020 в 06:52:005644
-
Журналисты и экологи запускают новый проект по очистке города от экскрементов собак.10.04.2017 в 12:39:006162
-
Общественные награды «»Агентства реализации социально-политических инициатив «За вклад в укрепле...17.07.2016 в 17:49:003410