Новость общества

Психолог рассказал, почему мужчины упрекают женщин в меркантильности, а женщины мужчин в жадности

Психолог Валерий Ивановский рассказал, почему мужчины упрекают женщин в меркантильности, а женщины мужчин в жадности

Фото © «Московская газета»/Жанна Гавшина

13.11.2020 в 20:40:00
23500

По мнению эксперта, понимание гендерных ролей в обществе несколько отстает от достижений социальной эволюции

«Ты тратишь все, что я зарабатываю!» — упрекают многие мужчины своих жен. Дамы не остаются в долгу. «Ты не можешь обеспечить семью!» — заявляют они своим мужьям. При этом, если не говорить о крайних ситуациях, базовые биологические потребности людей в современном обществе в основном обеспечены: за редкими исключениями, никто не голодает, все одеты, у всех есть крыша над головой. Почему же тогда звучат взаимные упреки – с одной стороны в мотовстве, с другой – в жадности и даже недееспособности?

О глубинной подоплеке этого социального явления корреспондент «Московской газеты» побеседовал с клиническим психологом, основателем школы психологического боя «Валаал» Валерием Ивановским.

— Валерий Валерьевич, если взять среднестатистического человека – как мужчину, так и женщину – их витальные потребности сейчас в основном удовлетворены. Маргинальные ситуации сейчас не обсуждаем: они, полагаю, укладываются в рамки статистической погрешности. В чем тогда может быть причина потребительского отношения к партнеру?

— «Потребительское отношение» у вас явно прозвучало с негативными коннотациями, меж тем, потребление – это универсальная форма взаимодействия любого живого организма с внешней средой. Ассимиляция и диссимиляция питательных веществ, которые организм берет из окружающей среды – два взаимосвязанных процесса, позволяющих ему жить. На осмысленном уровне эти процессы обозначаются термином «потребление».

Иными словами, потребление – это базовое свойство организмов, и неважно, на какой ступени развития они находятся. Это не хорошо и не плохо, это то, что изначально свойственно любому индивидууму, и пытаться навешивать на потребление как таковое какие-то морально-нравственные ярлыки, на мой взгляд, контрпродуктивно. Это первое.

Второе: что касается гендерных психологических баталий – я думаю, эта институциональная дихотомия заложена в особенностях нашего бытия. Обратите внимание: разделение на два пола – базовое свойство почти всей живой материи. Эволюция выработала этот уникальный механизм, который позволяет организмам взаимодействовать со средой и передавать жизненно необходимые видовые параметры в течение сотен миллионов лет, поэтому какие-то излишне эмоциональные дискуссии по данному поводу, опять же, считаю бессмысленными. При этом корни постоянных споров о гендерных ролях, на мой взгляд, уходят в особенности нашего социального бытия, к которому человек перешел на определенном этапе своего эволюционного развития.

— К тем временам, когда мужчины добывали мамонтов, а женщины поддерживали огонь в очаге?

— Совершенно верно. С началом коллективной трудовой деятельности произошло естественное распределение гендерных ролей: мужчины выполняли более тяжелый и опасный труд: охотились, воевали, а женщины занимались тем, что в современной терминологии называется тыловым обеспечением. То есть, эволюционно закрепилось, что мужчина – это добытчик и защитник, а женщина – мать, хранительница очага, она обеспечивала мужчине отдых в короткие периоды между войной и охотой. 

Такое распределение гендерных ролей сохранялось очень долго; оно закрепило соответствующее положение мужчин и женщин в обществе и на разных этапах социальной эволюции. Однако стремительный научно-технический прогресс внес в эту, казалось бы, статичную ситуацию свои коррективы: он освободил человека от тяжелого первобытного труда, связанного с добычей пищи. Мужчине больше не нужно охотиться и воевать, чтобы обеспечить жену и детей полноценным питанием. Облегчился в значительной степени и труд, традиционно считавшийся женским. В итоге сохранявшееся тысячелетиями распределение гендерных ролей на современном этапе развития общества, по сути, перестало себя оправдывать. 

Возник некий смысловой люфт: биологически деление на два пола в человеческом обществе сохранилось, а вот социальные роли полов в значительной степени размылись. То есть, большинством существующих ныне профессий могут в равной степени овладеть как мужчины, так и женщины, то же самое касается и видов домашнего труда. По сути, социальная грань между полами стерлась, остались только биологические различия и функция деторождения. Но и проблему рождения детей без участия полового партнера наука, думаю, в скором времени успешно решит.

— То есть, вот эти истории про добытчиков и защитников, а также хранительниц очага – рудимент нашего сознания? Затихающий голос из далекого прошлого?

— Наше мышление «заточено» таким образом, что все явления окружающей жизни мы пытаемся категорировать, оформить в какие-то понятия. Но старые понятия, как мы убедились, больше не работают, поэтому современное общество, на мой взгляд, сейчас находится в мучительном поиске новых, которые опишут современные гендерные роли в социуме. Отсюда, как мне кажется, и серьезная напряженность в обществе по данным вопросам.

С одной стороны, многие современные мужчины, когда им напоминают о роли добытчика, возмущаются: почему они обязаны содержать женщин, если женщины могут точно так же работать и получать собственный доход? С другой стороны, представители обоих полов продолжают испытывать влияние тиражируемой из поколения в поколение социальной матрицы, о которой мы с вами говорили уже не раз.

— Вы имеете в виду, что все проблемы родом из детства?

— Именно. Ребенок бессознательно запечатляет модели поведения, принятые в семье, в которой он родился и воспитывался, а потом столь же бессознательно воспроизводит их. Но что внушается многим девочкам? Что девочка должна быть красивой, ухоженной, найти себе достойного мужа, который будет ее обеспечивать. Нередко это подкрепляется поведением мамы, которая постоянно «пилит» мужа за то, что он мало зарабатывает. Удивительно ли, что, став взрослой, эта девочка начинает вести себя точно так же по отношению к своему мужу?

Это своего рода вирусная социальная программа, которая из поколения в поколение закладывается в наших детей. Сейчас она дает сбои, приводящие к серьезным конфликтам.

— А разве мальчикам во многих семьях не внушают, что мужчина – глава семьи, добытчик и защитник?

— Внушают. О том и речь, что людей бессознательно загоняют в некое стандартизированное социальное клише. Однако каждый человек в течение жизни обретает свой индивидуальный опыт; он рано или поздно осознает, что практика совместного бытия входит в противоречие с теми идеальными понятиями, которые были заложены в них в детстве. То есть, мужчина в какой-то момент понимает, что представители обоих полов фактически имеют равные права и возможности для обеспечения семьи материальными ресурсами. И когда он слышит «ты мне должен», то начинает сопротивляться, чувствуя некую несправедливость происходящего.

С другой стороны, и женщина, воспитанная в идеальной парадигме «найди себе мужа, и решишь свои материальные проблемы», рано или поздно сталкивается с тем, что это в большинстве случаев – не более чем пустые декларации. В реальной современной жизни мало кто готов обеспечивать вторую половину «просто так»; партнер, как правило, настаивает на каком-то посильном вкладе в общую копилку семейных ресурсов. Из-за кардинально изменившихся социальных условий происходит расхождение между желаемым и действительностью; и если человек не осознает и не примет эту реальность, если он не выстроит свое поведение в соответствии с ней, это может привести только к усугублению внутреннего конфликта, что, в свою очередь, чревато невротическими и психотическими расстройствами.

Помимо личностных аспектов, я бы еще поговорил об исторической стороне явления. Последнее тысячелетие российское общество по мере своего развития шло по пути все большего и большего патернализма – когда государственные институты и монаршая воля фактически подавляли все разнообразие социальной жизни. В результате это вылилось в то, что государство довлеет над всеми формами социального бытия, требуя от подданных лояльность в обмен на пропитание и другие материальные блага. Властные институты пытались взять под контроль любую инициативу – хоть политическую, хоть предпринимательскую, и при этом под его же контролем находилось распределение материальных ресурсов.

Это привело к тому, что многие россияне получили искривленное мировоззрение: когда, с одной стороны, человек понимает, что его благосостояние мало зависит от его непосредственных трудозатрат, а, во-вторых, он ждет материальных благ именно от «большого брата». Вы замечаете, сколько людей сейчас постулируют тезис «мне все должны»? Причем «все» в данном случае – именно все: государство, родители, супруг, дети, далее по списку. Это, как мне кажется, прямое следствие многолетнего взращивания патернализма; человек переносит патерналистское иждивенческое отношение и на семью: есть глава, который должен заботиться обо всех и обеспечивать всех.

— Многие россияне стараются выстраивать с партнерами именно паритетные отношения, приветствуя равные права и справедливое распределение семейных обязанностей. Меж тем, все мы росли в одном государстве. Как объяснить такое поведенческое разнообразие при, казалось бы, едином подходе?

— Плюрализм – это тот материал, при помощи которого эволюция творит. И неважно, чего этот плюрализм в каждом конкретном случае касается: мнений, морфологических особенностей внутри одного вида, межвидовых различий. С другой стороны, движение вперед всегда основано на разности потенциалов, поэтому, чем больше будет разных (и, возможно, полярных) точек зрения – тем лучше. Социальная эволюция выберет из них наиболее рациональный и результативный способ совместного существования.

Я всегда считаю ошибкой, когда явления рассматриваются в статике. Сейчас, если брать макроуровень, мы все переживаем последствия Большого Взрыва, в результате которого образовалась наша Вселенная. Небесные тела не стоят на месте, они с огромной скоростью разлетаются от эпицентра взрыва, и мы с вами, собственно говоря, существуем на одном из его микроскопических осколков.

По аналогии с этим, и вопрос гендерных ролей тоже нужно рассматривать в динамике. Сейчас, на сломе старых понятий, формируются новые, и этот процесс происходит прямо на наших глазах. Сложно сказать, какой путь в итоге выберет эволюция, можно лишь быть уверенным, что он будет оптимальным.

— Напоследок – практический вопрос: как все-таки регулировать материальные взаимоотношения внутри семьи?

— Обратите внимание: согласно социальным нормам, человеческий детеныш «созревает» 18 лет – дольше всех в животном мире. Хотя в биологическом смысле он становится взрослым гораздо раньше. Столь длительный срок подразумевает, что, пройдя через различные стадии научения и воспитания, на выходе общество получает сформированную личность, отвечающую определенным требованиям. Социальная зрелость предполагает самостоятельность, умение нести ответственность за свои действия, в том числе и способность самого себя обеспечивать. Тем более что общество дает человеку, по крайней мере, минимальный набор инструментов для того, чтобы он не умер с голода и смог себя реализовать. 

Поэтому ситуация, когда совершеннолетний человек заявляет о том, что кто-то должен его обеспечивать, вероятно, свидетельствует о социальной незрелости. Это может указывать на определенные дезадаптационные процессы, связанные с недостаточным развитием высших психических функций. Возможно, это связано с какими-то детскими комплексами, которые в результате обернулись неверием в себя, в то, что человек в принципе может обеспечить себя всем необходимым.

Как регулировать эти вопросы? Первым делом стоит разобраться, нужно ли вообще что-либо регулировать. Если принятая в конкретной семье модель (какой бы она ни была) устраивает всех, если муж и жена при этом счастливы, если в их отношениях царит полная гармония – то зачем вмешиваться?

Ну а если материальная сторона жизни вызывает конфликты, самый действенный способ урегулировать их – честно поговорить друг с другом, обсудить какие-либо компромиссные варианты. Главное условие – обсуждать серьезные и болезненные вопросы нужно доброжелательно, тактично, с любовью. Обвинения, оскорбления и попытки манипуляций только усугубят раздор, но, если вы покажете, что искренне заботитесь о личном, профессиональном и карьерном росте партнера, о его здоровье – вас с высокой степенью вероятности ждет успех. 

Автор: Беседовал Алексей Нилов
ТеГИ
психология, женщины, мужчины, отношения
Поделиться
Похожие новости