Новость общества

Психолог Валерий Ивановский назвал условия эмоционального заражения людей

Психолог Валерий Ивановский назвал условия эмоционального заражения людей

Фото © «Московская газета»

27.10.2025 в 11:30:00
103

Специалист объяснил, почему отрицательные эмоции более заразительны, чем положительные

Такие эмоции, как страх – это не только личное переживание отдельного человека, но и социальное явление, способное влиять на других людей. Об этом говорится в психологическом исследовании, опубликованном в журнале Popular Science. Учёные отмечают, что копирование эмоций окружающих помогает людям лучше понимать друг друга и подготавливает организм к реакции в стрессовых ситуациях. Однако не все люди заражаются чужими эмоциями одинаково интенсивно. По утверждению авторов исследования, на это влияют генетика, прошлый опыт и даже уровень эмпатии человека, а также его профессиональные знания. 

О том, действительно ли все эти факторы влияют на силу эмоционального заражения и какую пользу приносит восприимчивость к эмоциям окружающих, «Московской газете» рассказал клинический психолог Валерий Ивановский.

Специалист подчеркнул, что каждый человек может заразиться эмоциями, однако на одних людей эмоции оказывают более сильное влияние, а на других – более слабое. 

«Для того, чтобы разобраться в причинах этого нужно понять сущность эмоций. Как видно и по дискуссиям в научных кругах, и по различным тренингам, предлагающим развивать эмпатию и эмоциональный интеллект, по-прежнему нет общепринятого конвенционального определения того, что такое эмоции. Между тем, эмоции являются одним из способов взаимодействия человека с окружающим миром, позволяющим достигать гомеостаза с внешней средой и продуктивно обмениваться с ней веществом и энергией, что является непременным условием существования. Вторым способом взаимодействия является мышление, и если эмоции присущи всем живым существам, то человек стал единственным, кто перешёл к более прогрессивному и результативному способу – мышлению», — объяснил психолог.

По словам Валерия Ивановского, зачастую эмоции, такие как страх, грусть или радость, воспринимаются как некий изолированный феномен. Однако на самом деле эмоции являются результатом сложного сенсомоторного акта, ответом на ранее совершённое действие или произошедшее событие. Если действие было результативным и позволило удовлетворить какую-то потребность или избежать угрозы, эмоция будет положительной, а если наоборот – отрицательной.

«Эмоциональная реакция возникает тогда, когда человек оказывается в важной для себя ситуации, при этом у него дефицит знаний о результативных алгоритмах выхода из этой ситуации и не хватает времени для того, чтобы её обдумать. В этом случае в дело вступает эмоция, которая в широком смысле предлагает два варианта действий – убежать или вступить в схватку с источником угрозы. И затем эмоции выполняют функцию закрепления результативного или нерезультативного опыта», — рассказал психолог.

Валерий Ивановский отметил, что эмоция также является инструментом мгновенной передачи важной информации, способствующей видовому выживанию. В качестве примера он привёл стадо оленей или стаю птиц, которые мгновенно реагируют на испуг одной особи и тем самым зачастую избегают контакта с хищником. У животных и других существ такая важная информация передаётся с помощью пахучих веществ, выделяемых при определённой эмоциональной реакции, звуков и зрительного контакта, когда другие члены сообщества повторяют за одной особью её действия. 

«Человек более восприимчив именно к звуковой и зрительной информации. Поэтому, оказавшись в важной ситуации, в которой он сам не знает, что делать, он может повторять действия за другими. Но для эмоционального заражения должны быть несколько условий: рядом есть как минимум ещё один человек, при этом нам неизвестны все характеристики этой ситуации и как следует действовать. Чем меньше мы знаем о ситуации, тем больше вероятность начать воспроизводить эмоциональное состояние и поведение за другими», — пояснил Валерий Ивановский. 

Он добавил, что отрицательные эмоции значительно более заразительны, чем положительные, потому что если мы маркируем что-то как опасность, выше вероятность поддаться эмоциям других людей, чем если речь идёт о чьей-то радости.

Комментируя возможную взаимосвязь между эмпатичностью людей, их генетикой и тем, насколько сильно они поддаются чужим эмоциям, психолог отметил смешение в этом тезисе большого количества разнородных понятий. 

«Генетика на нас, безусловно, влияет, но не в том смысле, как принято думать на обывательском уровне. Например, музыкальная одарённость или склонность к точным наукам не зависят от генетической предрасположенности. Точно так же не является генетически обусловленной храбрость или трусость человека. Здесь речь идёт о предыдущем опыте, который во многом формирует нашу эмоциональную реакцию. Если в похожих ситуациях в прошлом человек избирал тактику избегания, и она закрепилась как результативная, вероятность такой реакции в будущем выше. Но это тоже не приговор, потому что каждым своим следующим выбором и при помощи научения мы можем это корректировать», — заключил Валерий Ивановский.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
психолог, Валерий Ивановский, эмоции, страх
Поделиться
Похожие новости