Развлечение для избранных или будущее столичного такси: чего ждать москвичам от запуска аэротакси в ближайшие годы?
Генеральный директор российской компании Hover Александр Атаманов сегодня озвучил предварительную цену, по которой москвичи и гости столицы смогут воспользоваться беспилотным летающим такси, когда этот новый вид транспорта будет запущен в столице. По словам бизнесмена, стоимость перемещения на дроне составит около 200 рублей за километр
«Изначально мы рассчитывали, что полет на аэротакси будет обходиться в 20 рублей за километр. Это значительно дешевле обычного такси, поскольку отсутствует оплата работы водителя и перевозка быстрее. Например, от Кремля до «Москвы-Сити» можно будет добраться не более чем за 20 минут. Однако из-за роста инфляции мы вынуждены были пересмотреть свою бизнес-модель и поднять ценник на полеты — до 200 рублей за километр», — рассказал господин Атаманов.
Инфляция в России за последние месяцы, конечно, выросла, но явно не в 10 раз, поэтому такое объяснение столь резкого подорожания проекта выглядит недостаточным. Тем не менее, руководитель проекта перечисляет сразу несколько факторов, приведших к существенному удорожанию будущих полётов. Это и рост цен на электроэнергию, и техобслуживание, запчасти, аренда площадок, на которых будут размещаться беспилотники, и так далее. Всё это сказывается на конечной стоимости. Но услуга выйдет, очевидно, недешёвой. Если взять для примера тот же маршрут, описанный Атамановым, от Кремля до бизнес-комплекса «Москва-Сити», за расстояние в 5 километров придётся выложить 1000 рублей. А чтобы добраться на другой конец города, придётся расстаться минимум с 5-6 тысячами. Готовы ли платить такие деньги за поездку на такси в относительно благополучной Москве с самой высокой в России средней зарплатой, вопрос.
Однако компания-разработчик летающего такси смотрит в будущее с оптимизмом. Hover разрабатывает этот проект с 2019 года и планирует запустить новый вид транспорта уже в 2023-2025 годах. К этому же времени фирма собирается начать серийное производство своих беспилотников в Москве, Казани, Уфе и Красноярске. Вероятно, и эксплуатироваться аэротакси будет не только в столице. Но помня о предварительном тарифе, можно предположить, что найти достаточно клиентов в регионах будет ещё сложнее.
Опубликованные характеристики пассажирских дронов впечатляют. Они смогут подниматься на высоту до 150 метров, выше абсолютного большинства городских зданий, развивать скорость до 200 км/ч и брать на борт до 300 кг, что равносильно трём-четырём взрослым людям. Главное и неоспоримое преимущество городского воздушного транспорта – быстрота передвижения, невозможная на земле, и уменьшение загруженности автодорог. Правда, последнее будет верно лишь в том случае, если сеть беспилотных аппаратов станет действительно массовой и будет способна обеспечить регулярные перевозки, как минимум, десятков тысяч пассажиров ежедневно. Когда это произойдёт – станет ясно после запуска проекта.
Руководитель рабочей группы Аэронет Национальной технологической инициативы, действующей при правительстве РФ, Сергей Жуков ожидает, что для разработки полноценной системы беспилотных пассажирских и грузоперевозок потребуется 3-5 лет, что примерно совпадает с планами Hover по запуску московского воздушного такси. Для этого, по словам эксперта, нужно внедрить технологии производства беспилотников нового поколения, доработать законодательную базу и обеспечить развитие рынка, т.е. найти спрос на подобные услуги. Величина спроса по достаточно высоким ценам пока вызывает сомнения. Однако общеизвестно, что после внедрения новые технологические решения постепенно удешевляются благодаря всё более массовому использованию и поступательной доработке отдельных деталей.
Если аэротакси зарекомендует себя как действительно удобный и безопасный транспорт, оно может рассчитывать и на первоначальную поддержку со стороны городских властей. В Москве в последние годы активно развивается общественный транспорт, прежде всего его экологически чистые компоненты, такие как электробусы, трамваи и внутригородские электрички. Транспортная политика столичной мэрии явно направлена на стимулирование граждан к отказу от личных автомобилей и переходу на общественный транспорт. Для этого вводятся как финансовые мотиваторы, например, платные парковки в наиболее оживлённых районах, так и удобная система общественного транспорта. Такси здесь не является исключением. А в условиях пандемии оно получает ещё одно преимущество – отсутствие скопления людей и, соответственно, минимальный риск заражения коронавирусом и другими инфекциями.
Поэтому благожелательное отношение властей к этому проекту выглядело бы логичным и правильным.
Инновационные решения на первом этапе нередко нуждаются в государственной помощи. И если, к примеру, разработчикам и эксплуатантам летающего такси будут предложены временные субсидии на их деятельность, вероятно, и цена полётов стала бы ниже объявленных сегодня. Особенно обнадёживает, что разработка систем беспилотного аэротакси – мировой тренд, обозначившийся с 2016 года, и Москва в этом плане идёт в ногу со временем. В ближайшие годы воздушное такси должно заработать в Китае, Японии, США и Евросоюзе. Свою программу развивает международный агрегатор Uber. По оценкам аналитиков, в 2030 году летающие такси перевезут уже более 740 млн пассажиров.
Однако на данный момент эта отрасль транспорта находится ещё в стадии разработки, и для её внедрения в массы потребуется немало времени.
Координатор движения «Синие ведёрки» Юлия Каблинова рассказала «Московской газете», что аэротакси – по многим факторам крайне интересное новшество.
«Безусловно, альтернативный вид транспорта, который может летать, интересен и с технической точки зрения, и в части борьбы с пробками, и в плане снижения вредных выбросов. Ведь аэротакси, которые разрабатываются сегодня в ряде стран мира, ещё и предполагаются электрическими. Полагаю, что в «демо версию» такого транспорта московское правительство вполне может вложиться», — отметила эксперт.
Каблинова добавила, что до по-настоящему массового использования в России и в остальном мире пока достаточно далеко. С финансовыми возможностями рядового москвича на использование электролётов в ближайшем будущем рассчитывать не стоит. Однако очевидно, что транспортные технологии движутся в том числе и в сторону развития городской авиации. Поэтому беспилотный перелёт из одного района Москвы в другой вскоре перестанет быть фантастикой, а для более состоятельных граждан это время придёт ещё быстрее.