Новость общества

Реальность лучше прогнозов. Что происходит в российской туриндустрии в начале горячего сезона

Реальность лучше прогнозов. Что происходит в российской туриндустрии в начале горячего сезона

Фото © «Московская газета»

12.06.2023 в 17:22:00
2539

Прошлый год оказался крайне непростым для всех отраслей экономики, в том числе для туризма. Западные страны ввели многочисленные транспортные и визовые ограничения, в том числе ограничили небо для российских самолётов, внутри страны закрытыми на неопределённый срок оказались 11 аэропортов на юге РФ, а весь авиатранспорт испытывает сильное санкционное давление. Общая экономическая неопределённость и высокая инфляция также не добавляли желания отдыхать, как прежде. Изначально прогнозы на 2023 год также были неутешительными

В Ассоциации туроператоров России отмечали, что за 2022 год число туристических поездок за границу упало в 2,5 раза в сравнении с допандемийным 2019-м, с 40 до 18 млн. Въездной туризм и вовсе рухнул в 35 раз. А вот число поездок внутри России осталось примерно на уровне 2019 года. Однако на 2023 год вице-президент АТОР, сооснователь Союза агентств делового туризма Александр Курносов ожидал дальнейшего снижения спроса. Этот вывод специалист сделал на основании соцопросов, показавших отсутствие у большинства россиян сбережений для отдыха и неготовность тратить крупные суммы на отпуск при отсутствии уверенности в завтрашнем дне. В прошлом году 73% россиян не выезжали за пределы своего региона, и предполагалось, что с учётом дальнейшего падения российского ВВП ситуация как минимум не улучшится.

Однако в начале лета выяснилось, что реальность значительно превосходит пессимистичные прогнозы, сделанные несколько месяцев назад. Проанализировав бронирование туров на лето, сделанные до конца мая, аналитическая служба АТОР зафиксировала рост спроса по внутренним направлениям на 15%, а по самым популярным зарубежным направлениям – сразу на 42%. Авторы исследования подчёркивают, что реальное количество отдыхающих ещё может измениться из-за вмешательства множества разных факторов, однако общая тенденция выглядит достаточно убедительной.

Первую пятёрку стран по популярности среди россиян составили Турция, на которую приходится около 60% всех выездных туристов, а также частично признанная Абхазия, Египет, ОАЭ и Таиланд. Египет показал наиболее выдающуюся положительную динамику, однако это объясняется улучшением транспортной доступности этой африканской страны. Со времени теракта над Синаем, в результате которого был уничтожен российский авиалайнер с 224 пассажирами и членами экипажа, воздушное сообщение между странами было приостановлено, и полноценное восстановление завершилось только к нынешнему сезону.

Между тем, хотя в динамике зарубежные направления выигрывают, в абсолютных цифрах доминирует внутрироссийский туризм. Число путешественников, предпочитающих проводить отпуск на отечественных курортах, втрое превосходит количество выезжающих за границу. И по уже сделанным бронированиям, и по прогнозам экспертов заметен значительный рост турпотока в регионы юга России и Северного Кавказа.

Председатель комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере туризма Юрий Барзыкин отмечает, что в прошлом году южные курорты практически достигли доковидного уровня спроса. Таким образом, восстановление уже завершено, в этом году ожидается развитие отрасли, чему должны поспособствовать госпрограммы поддержки и субсидии.

Главной проблемой остаётся логистика. На черноморском побережье открыт только аэропорт Сочи, однако его мощностей недостаточно для удовлетворения потребностей отдыхающих, особенно прибывающих из регионов Сибири и Дальнего Востока, для которых авиатранспорт является фактически безальтернативным вариантом. Эксперты и участники рынка надеются, что власти разрешат возобновить полёты ещё хотя бы в один аэропорт, к примеру, в Краснодар, Геленджик или Ростов-на-Дону. Это могло бы привести к всплеску спроса минимум на треть. Но и без этого популярность курортов Краснодарского края, Дагестана и Кабардино-Балкарии растёт. Барзыкин пояснил, что после эпидемии коронавируса люди в том числе стали задумываться о своём здоровье, и более востребованными становятся санатории со СПА-процедурами, оздоровительной и лечебной составляющей. От бизнеса потребуются вложения в развитие такой инфраструктуры, но эти траты наверняка окажутся оправданными.

Черноморским побережьем и кавказскими регионами интересы российских путешественников не ограничиваются. По данным сервиса бронирования Ostrovok.ru, вырос спрос на гостиницы и апартаменты в Калининградской области, Петербурге, Москве, Казани и Нижнем Новгороде. Это говорит о том, что туристов интересуют не только пляжный или оздоровительный отдых, но также посещение знаменательных с культурно-исторической точки зрения мест. При этом стоимость размещения по сравнению с прошлым сезоном выросла в среднем на 12%. Но этот рост цен не стал критическим для рынка. Динамика спроса оказалась настолько устойчивой, что в правительстве решили не возобновлять программу туристического кэшбека. Некоторые СМИ успели распространить информацию о том, что возврат части средств за туристические поездки якобы будет продолжен летом 2023 года, однако в АТОР пояснили, что спрос на путешествия превышает предложение, поэтому дополнительное стимулирование нецелесообразно.

Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Кирилл Рожков рассказывал, что у российских туристов всё больший интерес вызывают культурно-познавательные поездки, однако во многих привлекательных с этой точки зрения городах пока нет достаточной инфраструктуры для приёма гостей. Что касается пляжного отдыха, некоторые россияне могут предпочесть зарубежные курорты, даже несмотря на подорожание и необходимость добираться с пересадками, поскольку в прошлом у них сформировался негативный клиентский опыт от российского побережья, нередко отличавшегося большой скученностью отдыхающих, неудовлетворительным сервисом и непропорционально высокими ценами. Властям и бизнесу совместными усилиями предстоит разрушить эти стереотипы, чтобы очевидно возросшая потребность в качественном отдыхе работала во благо прежде всего отечественной экономики. И запрос со стороны потенциальных туристов должен поспособствовать успеху этих усилий.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
туризм, россия, отдых
Поделиться
Похожие новости