Новость общества

Региональные дороги отдают федералам: с ремонтом проблем не будет?

Региональные дороги отдают федералам: с ремонтом проблем не будет?

Фото © «Московская газета»

19.11.2023 в 15:37:00
1654

По словам помощника президента РФ Игоря Левитина, в России за последние три года отмечается ухудшение качества федеральных дорог. Собеседники «Московской газеты» объяснили, что здесь к чему. Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что дороги лучше ремонтировать из федеральных средств, чем из региональных

В наиболее проблемном состоянии оказались региональные дороги, часть которых за последние три года перешла к «Росавтодору» уже в таком состоянии, рассказала «Московской газете» автоэксперт, координатор движения «Синие ведёрки» Юлия Каблинова:

«Так произошло потому, что регионы по-разному распределяют свой бюджет: кто-то это делает эффективнее, кто-то менее. Именно поэтому, въезжая в другую область, например, из Псковской в Тверскую, мы отчетливо чувствуем разницу качества дорожного покрытия. Что делать с регионами, которые ненадлежащим образом следят за своими дорогами, не очень ясно, так как в одном случае это неэффективность управления – тут можно что-то исправить, но в другом – это недостаток бюджета, и эту проблему уже решить сложнее. Хорошая новость в том, что переданные Росавтодору дороги, конечно же, отремонтируют, и средства на это найдутся. Так что через некоторое время мы вновь выйдем на показатель 85% дорог в нормативно состоянии. Да и в целом, на сегодня тоже показатели совсем неплохие: 50 процентов региональных дорог планировалось привести в нормативное состояние к 2024 году, а удалось привести 52 процента уже к 2023 году».

До 2020 года протяжённость федеральной сети в нормативном состоянии увеличивалась и достигла в 2020- году 85% дорог в нормативном состоянии, отметил в беседе с «Московской газетой» начальник управления стратегической оптимизации дорожного движения ЦОДД, член общественного совета при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Андрей Мухортиков.

«А потом «Росавтодору» начали передавать на баланс бывшие участки региональных дорог, которые важны для связности страны и формируют так называемую опорную сеть. Протяжённость этой сети составляет около 130 тыс. километров. Эти дороги в большинстве своём регионами не ремонтировались. И вот падают на баланс «Росавтодора» 20 тыс. километров, а из них в нормативном состоянии, в лучшем случае, 50%. Таким образом, общий процент нормативности дорог падает с 85 до 73%. В первую очередь, из-за передачи на федеральный баланс региональных дорог. Опорная сеть прирастает в основном Центральной Россией, Уралом, может быть, югом Сибири. Есть и обратный процесс, когда федеральная дорога становится региональной: 15-20 километров старого Рязанского шоссе, когда начало развиваться новое направление, федералы передали Московской области. Денег меньше не стало, старые дороги не развалились, просто у федералов оказалось много дорог в плохом состоянии, которые раньше были региональными, а регионы не имели возможности в должной мере их ремонтировать. Как мы понимаем, у федерального центра денег на это больше. Работу по приведению дорог к нормативу надо продолжать, выделять на это средства из бюджета и дорожных фондов, и всё вернётся на круги своя», — пояснил Андрей Мухортиков.

Износ дорожной сети может быть обусловлен несколькими факторами, сказал «Московской газете» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов:

«Во-первых, увеличением интенсивности движения, увеличением нагрузки на дорожное полотно как из-за количества проезжающих автомобилей, так и из-за увеличения их веса, в первую очередь речь идет о большегрузах. Во-вторых, износ объясняется не самыми качественными материалами дорожной сети, неправильным использованием технологий ремонта, нарушениями. В-третьих, недостаточной протяженностью дорог в стране, нехваткой дорог высокого класса, все это приводит к тому, что на отдельные дороги ложится значительная нагрузка, и они быстрее становятся ненормативными, скорость движения снижается, растет число аварий».

Важно регулярно ремонтировать дороги и объекты дорожной инфраструктуры, соблюдать технологии при строительстве и ремонте дорог, отметил Дмитрий Баранов.

«Необходимо использовать лучшие материалы, обладающие повышенным рабочим ресурсом, контролировать вес автомобилей, совершенствовать меры регулирования в дорожной сфере. Ремонт дорог в стране проводится. В начале ноября Минтранс России сообщил, что на объектах национального проекта «Безопасные качественные дороги», расположенных на региональной и местной дорожной сети, устроено свыше 135,5 млн квадратных метров покрытия из запланированных 147,9 млн квадратных метров. Ведомство отмечает, что фактическая доля укладки верхних слоев покрытия на сегодняшний день превысила 90%, половина объектов национального проекта из плана этого года – более 3,4 тыс. – введена в эксплуатацию. Всего же в этом дорожно-строительном сезоне, по оценке Минтранса, к нормативу приведут свыше 6,6 тыс. объектов общей протяженностью более 21,8 тыс. километров. Ранее ведомство сообщало, что за 9 месяцев 2023 года в стране было построено, реконструировано и отремонтировано 10,6 тыс. километров дорог», — заключил ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

Член общественного совета при Ространснадзоре, президент ассоциации перевозчиков «Грузавтотранс» Владимир Матягин рассказал «Московской газете», за счёт чего пополняются дорожные фонды, средства из которых идут на ремонт дорог:

«Акцизы на топливо – все граждане, имеющие машину, платят эти отчисления, заложенные в цену на топливо, больше 10 рублей с литра идёт в бюджет – система «Платон», транспортный налог, весогабаритные штрафы. Денег в дорожных фондах вполне достаточно. Плюс, есть субсидии от государства на развитие дорожной сети».

В каких регионах дороги находятся в наиболее проблемном состоянии?

«Если не брать Московскую область, то во многих регионах к состоянию дорог есть вопросы, — сказал президент «Грузавтотранса». — Я часто ездил по маршруту Самара-Саратов и могу сказать, что дороги там в тяжёлом состоянии. Перевод региональных дорог на федеральный баланс поможет решить проблему их поддержания в нормативном состоянии».

Переориентация грузовых потоков на Восток и Юг увеличивает нагрузку на это направление и сказывается на состоянии федеральных дорог?

«Да, но этой проблеме всего 1,5 года, и она пока не критична, хотя, конечно, об этом надо думать, денег здесь надо больше и ремонт надо будет проводить чаще», — считает член общественного совета при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Андрей Мухортиков.

«Безусловно, это так. Дорожная сеть в направлении Востока и Юга пока недостаточно развита, поэтому продление скоростной трассы М-12 до Владивостока, развитие дорожной инфраструктуры улучшит качество грузоперевозок и, что важно, поднимет экономику регионов Сибири и Дальнего Востока, повысит их туристическую привлекательность», — считает президент «Грузавтотранса», член общественного совета при Ространснадзоре Владимир Матягин.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
дороги, ремонт, качество
Поделиться
Похожие новости