«Самые настоящие «ловушки»: эксперты объяснили, почему нештрафуемый порог превышения скорости нельзя отменять
В России снова задумались о снижении нештрафуемого порога превышения скорости с 20 до 10 км/ч. Соответствующая инициатива принадлежит правительству Москвы
Дискуссия о снижении нештрафуемого порога превышения скорости обсуждается с 2014 года. В 2019 году Дмитрий Медведев, тогда еще занимавший пост премьер-министра РФ, посчитал, что от нововведения могут пострадать невиновные водители, после чего тема не поднималась. Однако московское правительство периодически предпринимает попытки обсуждения вопроса.
Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов неоднократно высказывался в поддержку снижения нештрафуемого порога превышения скорости. В ноябре 2020 года глава столичного Дептранса выступил за снижение нештрафуемого порога превышения скорости в городе. По его словам, данная мера – вынужденная, и многие якобы разделяют эту позицию. Ликсутов выразил надежду, что его поддержат законодатели и эксперты.
В марте 2021 года, московские чиновники, похоже, нашли способ озадачить водителей накануне выборов и снова предложили снизить нештрафуемый порог скорости с 20 до 10 км/ч в России, поскольку, как полагают в транспортном ведомстве столицы, около 60% всех нарушений автомобилистов приходится на превышение скорости.
Координатор общественного движения «Синие ведерки» Петр напомнил, почему интервал 20 км/ч называют защитным.
«Скоростной режим в России занижен. Особенно, он занижен на дорогах первой технической категории, где проектная скорость движения составляет 150 км/ч, а разрешено 90 км/ч (иногда 110 км/ч). При этом водитель ориентируется, как и предписано в ПДД, на дорожные условия, выбирая скорость движения от нуля до максимально разрешенной, – пишет активист в соцсети. – В России разные дороги. Есть дороги, по которым страшно ехать больше 40 км/ч, но разрешено там 90 км/ч. И наоборот, возьмем, например, трассу Таврида – прекрасный автобан, на котором разрешено тоже 90 км/ч и куча камер. На раздолбанной дороге, как вы сами понимаете, никаких камер нет и не будет. Равно как и не будет камер в тихом городском переулке, где никто не едет выше 30 км/ч, несмотря на разрешенную скорость 60 км/ч».
Петр Шкуматов также обратил внимание на такую техническую особенность камер, фиксирующих скоростной режим как погрешность. Активист пояснил, что летом 2020 года он получил штраф за превышение скорости из-за ошибки камеры на 9 км/ч. Поэтому, как полагает координатор «Синих ведерок», при снижении нештрафуемого порога в 10 км/ч, чтобы не получить штраф из-за возможного технического сбоя оборудования, водителям придется ехать ниже установленной скорости движения. При этом, по его мнению, установленные пределы скоростей не соответствуют реальному качеству дорог, дорожной обстановке и техническим возможностям современных автомобилей.
«Как ни странно, но скорость движения не является основной причиной смертности и аварийности на дорогах. Встречная полоса, красный свет, внезапный пешеход там, где его не должно быть. Разумеется, вождение в состоянии алкогольного опьянения. То есть набор факторов, в котором скорость в общем-то вторична», – добавил Петр Шкуматов.
Автор действующей нормы о нештрафуемом пороге в +20 км/ч, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков также считает, что в России снижать лимит рано. По мнению парламентария, сначала правительство должно провести тотальный аудит улично-дорожной сети, включая проверку разметки и дорожных знаков на предмет их соответствия дорожной обстановке, федеральным законам и ПДД, обоснованность ограничений скоростного режима и расстановку камер.
В беседе с журналистом «Московской газеты» Вячеслав Лысаков рассказал, что на дорогах страны в большинстве случаев установлены ограничения скоростного режима в паре с камерами не там, где это необходимо для обеспечения безопасности и профилактики нарушений.
«Это самые настоящие «ловушки» для водителей. Нередко из ниоткуда появляются знаки с ограничением скорости 40 км/ч (или «дорожная работа», причем дорожные работы либо не начинались, либо давно закончены), а до этого, представьте, водители ехали с разрешенной скоростью 90-110 км/ч. При этом камера фиксирует автомобиль сразу с точки установки камеры, а не через, например, 200 метров. Такие вещи я видел, в таких ситуациях бывал, — говорит Вячеслав Лысаков. — По закону должно быть плавное снижение скорости с порогом в 20 км/ч. То есть если было 110 км/ч, то, соответственно, далее 90-70-50. За счет «рваной» езды ухудшается дорожно-транспортная безопасность, поскольку резкие торможения ведут к усложнению ситуации на дороге, и как следствие – авариям. Кроме того, необходимо поднять скоростной режим там, где он не соответствует категории дороги (сейчас в России он значительно занижен). И только после этого можно обсуждать необходимость снизить нештрафуемый порог до 10 км/ч. Если мы просто отменим действующую норму, то водители будут смотреть не на дорогу, а на спидометр, и в результате получат десятки штрафов, даже не являясь «лихачами».
Против снижения нештрафуемого порога при превышении скорости с 20 до 10 км/ч высказывался еще в 2020 году глава МВД России Владимир Колокольцев. По мнению министра внутренних дел России, подобные меры необходимо вводить в совокупности с другими мерами. В их числе улучшение качества дорог. Более того, по мнению Колокольцева, на отдельных участках трасс следует, наоборот, повышать скоростной режим.
Напомним, согласно КоАП РФ минимальный штраф за превышение разрешенной скорости составляет 500 рублей, а максимальный – 5 тысяч рублей. Вместе с тем предусмотрена скидка 50% на оплату штрафа в течение 20 дней со дня его вынесения.
В начале 2020 года было предложение увеличить санкции в шесть раз. Осенью того же года в Госдуме выступили с инициативой ввести штрафы для автомобилистов за превышение разрешенной скорости на 1 км/ч.
-
Около 60% всех нарушений приходится на превышение скорости, говорится в сообщении столичного Департамента транспорта и д...17.03.2021 в 13:15:003920