Новость общества

Специалисты настаивают на более жёстком контроле за электросамокатами

Специалисты настаивают на более жёстком контроле за электросамокатами

Фото © «Московская газета»

11.06.2024 в 20:57:00
1550

Число аварий с участием электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности в России растёт угрожающими темпами. По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, за 9 месяцев 2023 года число таких ДТП выросло втрое и составило 2,64 тыс. инцидентов. В них погибли 31 человек, а ещё около 2,7 тыс. получили различные травмы. Лидерами по аварийности стали Москва, Тюменская область, Санкт-Петербург и Нижегородская область. Более половины аварий произошли с участием прокатных устройств. Причём большая часть этого отчётного периода пришлась на время, когда уже действовали новые нормы ПДД для людей, передвигающихся на СИМ

С 1 марта 2023 года при движении на таких устройствах запрещено превышать скорость 25 км/ч, нельзя управлять электросамокатами в состоянии опьянения и передвигаться подвое на одном транспортном средстве. Региональные власти получили право выделять зоны, в которых движение на СИМ запрещено.

В Минтрансе констатировали, что принятых мер недостаточно и совместно с другими ведомствами приступили к разработке дополнительных ограничений. В первую очередь власти намеревались поднимать штрафы за нарушение уже действующих правил, а также договариваться с кикшеринговыми компаниями о программном ограничении скорости на прокатных устройствах. Председатель комиссии заксобрания Санкт-Петербурга по транспорту Алексей Цивилев выражал мнение, что необходимо ограничивать максимально допустимое число электросамокатов в городах-миллионниках. Впрочем, неясно, имелась ли в виду необходимость ограничить регистрацию или использование также частных устройств, если упомянутый лимит в мегаполисе установлен и уже достигнут. Также парламентарий призывал активнее строить выделенные дорожки для пользователей СИМ, чтобы разделить их с потоками пешеходов. Возможно, для этого потребуется полноценная федеральная программа.

Тем временем Центр социальных исследований и технологических инноваций НИУ ВШЭ провёл исследование об отношении москвичей к электросамокатам. Итоги оказались тревожными. О своём резко негативном отношении к этому виду транспорта заявили 48% респондентов, а 40% призвали вообще запретить его использование в городе. Ещё 58% участников опроса согласились, что передвижение на СИМ по городу должно оставаться легальным правом, однако для этого необходимо развивать отдельную дорожную инфраструктуру. С утверждением, что после появления электросамокатов передвигаться по Москве стало удобнее, согласны 20% жителей столицы, а 50% считают иначе. На факультете городского и регионального развития ВШЭ 6 июня прошёл круглый стол с участием профильных экспертов, в рамках которого обсуждались вопросы безопасности использования СИМ и звучали различные предложения по совершенствованию регулирования этой отрасли.

Ведущий эксперт Центра транспортного моделирования Института экономики транспорта и транспортной политики Андрей Борисов напомнил об опыте Японии, где электросамокаты и другие подобные транспортные средства необходимо регистрировать в полиции и получать регистрационные знаки. Также все СИМ там в обязательном порядке оснащаются световыми индикаторами поворота и зеркалами заднего вида. К слову, похожие нормы в разных вариациях действуют и в других развитых странах. К примеру, во Франции скорость движения на электросамокате не должна превышать 20 км/ч, ездить по тротуарам запрещено, а владельцы таких устройств должны оформлять страховку. Из-за большого числа ДТП с кикшеринговыми самокатами в ряде крупных французских городов, включая Париж, прокат таких средств запрещён. Скоростной режим и запрет езды по тротуарам действуют и в Италии, а все электросамокаты там должны быть оборудованы спидометром, указателями поворота и звуковым сигналом. Вставать за руль электросамоката можно только с 14 лет.

Комментируя ситуацию в России, Борисов добавил, что разделение потоков пешеходов и пользователей СИМ действительно необходимо и позволило бы обеим категориям участников дорожного движения чувствовать себя более комфортно и безопасно. Декан факультета городского и регионального развития ВШЭ Евгений Михайленко, в свою очередь, отметил, что сфера нуждается в прозрачных и единых правилах и контроле за их исполнением. Уже действующие меры он назвал половинчатыми и не всегда соблюдаемыми, что вредит всем участникам движения, приводит к постоянным конфликтам и авариям. По итогам круглого стола эксперты дали ряд рекомендаций, среди которых расширение перечня СИМ и внесение в него в том числе обычных и электрических велосипедов; установление единых скоростных ограничений для всех СИМ на уровне 25 км/ч на дорогах и 10-15 км/ч в пешеходных зонах; введение обязательной регистрации СИМ и выдачи идентификационных номеров для более эффективного выявления нарушителей, в том числе при помощи средств фотовидеофиксации; распространение всех вышеперечисленных правил не только на прокатные, но и на личные СИМ.

Свой взгляд на проблему в беседе с «Московской газете» представил ещё один участник круглого стола, преподаватель кафедры общественно-социальных институтов РГСУ, экс-глава муниципального округа Тверской города Москвы Яков Якубович. По его словам, никакие внутренние меры контроля со стороны кикшеринговых сервисов пока не привели к сокращению числа грубых нарушений ПДД и правил использования городской среды.

«Мы всё также видим массовые навалы самокатов, хаотичное движение пользователей кикшеринга по тротуарам, движение по встречке и по обочинам улиц, что создаёт крайне небезопасную среду для всех участников дорожного движения, включая самих нарушителей. Когда мы с коллегами уже после круглого стола шли по Покровскому бульвару, я специально посчитал, сколько проехавших мимо нас пользователей прокатных самокатов ехали с нарушениями, а сколько — без. Так вот, за 5 минут из проехавшего десятка самокатчиков по правилам и в нужном направлении ехал только один. Остальные либо хаотично шныряли по тротуару, либо ехали по встречке, либо пересекали бульвар, как им вздумается», — констатировал Якубович.

Эксперт выразил мнение, что только жёсткие ограничения заставят кикшеринговые сервисы более тщательно следить за соблюдением их клиентами действующих правил. Яков Якубович подчеркнул, что некоторые представители этого бизнеса поставили под сомнение качество исследования об отношении москвичей к электросамокатам, хотя на самом деле опрос проводился грамотно и по репрезентативной выборке.

«Вместо того, чтобы признать проблему и пытаться её решать, представители прокатных сервисов пытаются обвинять исследователей в ангажированности и сопротивлении развитию «экологичного вида транспорта», цинично называя себя социально ответственным бизнесом. Хотя именно получение прибыли любой ценой является их истинной целью. В этой связи я бы предложил в пилотном формате вообще запретить движение прокатных самокатов для начала, например, в пределах Бульварного кольца и пока только по пятницам, субботам и воскресеньям, чтобы москвичи могли в выходные спокойно погулять по улицам Москвы и полюбоваться исторической архитектурой. Тем более, что именно в выходные возникает огромная концентрация нетрезвых пользователей самокатов. Ну а если посмотреть ещё глубже, то применение самокатов уже запрещено в ряде туристических зон. К примеру, возле Кремля. И при этом под одну гребенку попали ещё и велосипеды, что особенно огорчает, учитывая, что велосипедисты, если, конечно, речь не идёт о курьерах, достаточно ответственно использует их. Если бы за 7 лет развития кикшеринга и 3 года активной экспансии этих сервисов в Москве те проблемы, которые мы видим каждый день на улицах, не возникали, либо сами сервисы давно бы уже привели ситуацию в порядок методами внутреннего контроля, не пришлось бы говорить о более жёстких мерах, вплоть до запрета», — заключил Яков Якубович.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
СИМ, электросамокат, ПДД
Поделиться
Похожие новости