Новость общества

«Типографии скачут на одной ножке»: как в России выживает рынок полиграфической продукции

«Типографии скачут на одной ножке»: как в России выживает рынок полиграфической продукции

Фото © «Московская газета»

25.09.2023 в 10:08:00
2022

«Московская газета» продолжает освещать положение дел в российской полиграфической отрасли. После «ковидного» 2019-го, санкций 2022-го и скачка доллара в 2023-м количество типографий в России сократилось примерно на 20%, говорят собеседники издания. Полиграфия приспосабливается к текущей ситуации как может. В типографиях Москвы и Ярославля рассказали о проблемах с материалами и о том, что происходит в сегменте журнальной и газетной продукции

От книг и газет – к упаковке и этикетке

Полиграфия – импортозависимая отрасль, и эта зависимость полностью не ликвидирована, сказал «Московской газете» президент Национальной ассоциации полиграфистов Юрий Чердаков.

«Произошла переориентация рынка на поставки из Китая и Турции через страны Средней Азии, в том числе параллельным импортом. Типографии чувствуют себя более-менее нормально. Но надо понимать, что это очень дорогие поставки красок, бумаги, материалов, расходников, оборудования, запчастей. При увеличении курса доллара растёт пропорция затрат на материалы в себестоимости полиграфической продукции, а эти затраты могут составлять 50-70% процентов от себестоимости. Норма прибыли типографий снижена. При этом они не могут резко увеличить цены на свою продукцию. Поэтому типографии в очень тяжёлом положении. Некоторые типографии не поднимали цены на свои услуги и сократили прибыль до нуля, лишь бы выжить на рынке», – рассказал представитель отрасли.

Потребление полиграфической продукции в России сократилось, сказал собеседник «Московской газеты».

«Правда, это не коснулось упаковочной и этикеточной промышленности, но в остальном заметно резкое сокращение. В какой-то момент типографских мощностей стало значительно больше, чем спроса со стороны заказчиков. В этой ситуации, эквивалентной перепроизводству, происходит конкуренция, в которой наиболее комфортно себя чувствуют «сильнейшие»: во многом это те типографии, которые специализировались только на производстве упаковки и этикетки и пользовались узкоспециализированными материалами. Либо это оказались те типографии, у которых нет кредитов и которые имеют собственные помещения. Типографии стали сокращать персонал, сокращать объёмы производства, минимизировать расходы, а часть — стала демпинговать, продавать свои услуги по низким ценам. В этих условиях, в промежутке с «ковидного» 2019-го до последнего скачка доллара, из-за убытков закрылось около 20% типографий в России», — рассказал Юрий Чердаков.

Получается, печать газет, журналов, книг в России сократилась, а упаковки и этикетки — выросла?

«Да, книги, журналы и газеты существенно упали в тиражах, примерно на те же 20%, правда, в оборотном выражении это не слишком заметно, потому что выросла стоимость этой продукции на рынке, — отметил представитель отрасли. — Рекламный рынок, печать различных каталогов тоже сократилась, реклама ушла в интернет. Полиграфия стала искать другие, смежные рынки: ткани, одежда, бельё, 3D-печать, цифровые технологии. Особенно востребованными, повторюсь, стали упаковка и этикетка – во всех областях импортозамещения, нового российского производства: одежда, косметика, средства ухода, продукты питания, медицина – всё, что упаковывается и этикетируется».

Сейчас происходит стабилизация рынка типографских услуг, которая может занять от 3 до 10 месяцев, если её не прервут какие-либо события, считает эксперт.

«Типографии прыгают на одной ножке с гармошкой» — столичные полиграфисты о положении дел в отрасли

За последние годы в России закрылось более 20% типографий, подтвердили «Московской газете» в Московской газетной типографии.

«Каждый год до нас доходили нерадостные вести о закрытии очередных наших коллег. В основном это касалось листовых типографий. И тут немного поясню. В полиграфии существует два способа печати: рулонный (с рулона, непрерывного бумажного полотна, – прим.авт.), это многотысячные или миллионные тиражи, и листовой, когда бумага подаётся в печатную машину нарезанными листами, это, как правило, печать небольших тиражей на более плотных или дизайнерских бумагах от 500 экземпляров. Так вот рынок листовых типографий очень сильно пострадал. Также с зимы 2022 года испытывает небывалый ранее кризис журнальная печать. Большинство издательских домов были вынуждены прекратить выпуск глянцевых изданий, поскольку в числе их акционеров этих домов находились западные компании, которые были вынуждены приостановить свою деятельность на территории РФ. Например, Cosmopolitan – это международный бренд, а российское издательство имело лицензию на печать журнала с этим названием. Редакции таких журналов, насколько мне известно, были распущены на неопределенный срок, часть журналистов была вынуждена искать новое место работы. У кого-то получилось сделать похожее издание с названием, адаптированным к российскому рынку. Для большинства других ситуация была осложнена тем, что с рынка ушли западные бренды и, соответственно, реклама международных сетевых брендов, крупных рекламных агентств, мировых автоконцернов и крупных ювелирных компаний, за счёт которой существовали абсолютно все глянцевые журналы. В целом, рынок глянца упал на 80-90%. Почти полностью пропал сегмент модных и архитектурных журналов, выжили те, издательские дома, у которых в пакете присутствуют издания с телепрограммой (телегиды), издания кроссвордной группы, журналы про звезд, рукоделие, дачную жизнь и прочая периодика, рассчитанная на массового читателя. Однако снижающийся платёжеспособный спрос населения сказывается и на полиграфии: выбирая между какой-то важной вещью для ребёнка или семьи и прессой, домохозяйка скорее выберет товар первой необходимости. К тому же, привычные точки реализации журналов постепенно «схлопываются», — рассказала «Московской газете» заместитель генерального директора по производству и работе с клиентами Московской газетной типографии Анна Гребенщикова.

Расходные материалы и оборудование в полиграфической индустрии – валютозависимые, отметила собеседница издания. Сейчас типографии «прыгают на одной ножке с гармошкой», пытаясь сохранить привычное качество материалов и готовой продукции, сказала Анна Гребенщикова.

«Если типография хочет печатать быстро, качественно, современно, то работает на оборудовании из Германии, США, Японии. Сейчас это оборудование и запчасти попали под действие шестого пакета западных санкций. Остаётся параллельный импорт через третьи страны или китайские аналоги, которые не всегда сопрягаются с уже имеющимся западным оборудованием в скорости работы, технологичности и качестве металлических конструкций: в Китае пока не вполне научились обрабатывать металлы, у них есть проблемы с прокатной сталью и алюминием. На китайских офсетных пластинах типографии уже «обожглись» и стараются продолжать работать на европейских. Цены при этом на китайские материалы зависят от доллара, а на европейские — от евро. Соответственно, и в последнее время подскакивали от 20, до 50%. Это, не говоря о красках, офсетной резине, запчастей и других расходниках, большинство из которых не российского производства. Что касается газетной бумаги, то её, конечно, исторически производят в России. Но это осуществляют, так скажем, предприятия, смонтированные после Великой Отечественной войны и практически не модернизировавшиеся с тех пор. Ситуация с производителями офсетной бумаги получше – есть довольно современные производства, особенно, где до недавнего времени присутствовали финские акционеры Всю мелованную бумагу для печати глянцевых журналов российские печатники исторически закупали в Финляндии. Причин тому было несколько: одна из основных – географическое положение. Но сейчас эта страна прекратила сотрудничество с нашими типографиями. Пока границы для импорта были открыты, издатели предпочитали европейскую бумагу. Теперь, особенно после скачков доллара и евро, стала востребованной продукция ЦБК «Кама», – крупного предприятия в России, производящего ролевую мелованную бумагу, плотностью от 50гр./м кв. Также налажен импорт мелованной бумаги из Азии. Особенно охотно ее брали листовые типографии, но сложности с доставкой и непредсказуемое поведение доллара внесли свои коррективы в работу с этим регионом. Доля бумаги в себестоимости полиграфической продукции составляет порядка 60%. За последние несколько лет рыночные цены на полиграфические услуги повышались в пределах 30%, особенно серьезный рост цен наблюдался во втором полугодии прошлого года», — рассказала заместитель генерального директора Московской газетной типографии по производству и работе с клиентами.

В целом проблемы печатной прессы начались ещё задолго до скачков валюты, зимы 2022 года и даже до ковида, отметила собеседница издания.

«С 2008 года начали массово закрывать и переоборудовать журнальные киоски в Москве, прессе негде было продаваться. Сначала сильно сократились, а потом полностью прекратились госдотации на распространение прессы через Почту России. Издателям пришлось искать альтернативные пути распространения через сетевые магазины и гипермаркеты. Были и серьезные проблемы на рынке дистрибьюции печатной прессы, когда банкротились крупные дистрибьюторы и не возвращали огромные деньги за уже отгруженные и проданные через их сети тиражи. Приблизительно в это же время, параллельно с озвученными событиями, вышел запрет на рекламу табачной и алкогольной продукции в СМИ, что составляло многомиллионные рекламные бюджеты для всех издательств. Ну и конечно нельзя не сказать про всемирную глобализацию Интернета и развитие электронных СМИ, которые нанесли самый мощный удар по мировой полиграфии и серьезно скорректировали тиражи, объемы и в целом планы на будущее развитие абсолютно всех печатных изданий в мире», — отметила Анна Гребенщикова.

Будни провинциальной типографии

«Из двух типографий, работавших в Ярославле, на данный момент осталась одна, наша, — рассказал «Московской газете» директор ООО «Новая газетная типография» Владимир Шепель. — У нас чисто газетная типография, соответствующее оборудование мы поставили 10 лет назад. Есть желание заняться чем-то ещё, но для этого нужны оборотные средства, а найти их сейчас сложно. Рынок упаковки и этикетки – достаточно жёсткий, конкурентный. Стараемся, сжимаемся, сокращаемся, чтобы сохранить бизнес. Сокращаем работников, стараемся искать материалы хорошего качества, но подешевле. Раньше были европейские материалы, сейчас, в основном, Китай. Корейские – уже дороже. Китайские материалы тоже достаточно дорогие, но выбора нет. В России полиграфические материалы производил завод в Зарайске, но его давно не стало. Есть, конечно, производство красок. Ярославские предприятия полиграфических красок не производят, только сажу, которая в дальнейшем отчасти идёт на их производство. Ценник на наши услуги мы подняли в пределах инфляции. Со спросом на наши услуги дела плохи. Бюджетные газеты ещё как-то держатся, а рекламный рынок сильно сократился и ушёл в интернет. А это была одна из основных статей дохода. Читатели газет тоже уходят в интернет. Независимые СМИ продолжают пользоваться нашими услугами, но уменьшают количество полос, размер печатного поля и т.д. За последние пару лет в Ярославской области закрылось 10-15% газет. Если сравнивать с началом 2000-ых, то газет стало меньше в несколько раз. Раньше мы печатали тверские, костромские и даже подмосковные газеты, теперь только областные», — рассказал директор «Новой газетной типографии» в Ярославле.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
типографии, россия, бизнес, газеты
Поделиться
Похожие новости