Учение или мучение? Когда ребенок не хочет идти в школу
Первое сентября не за горами. Некоторые дети ждут это день с волнением, другие – со страхом, третьи – с неприязнью. Редкий ученик предвкушает День знаний с радостью. Причины тому очевидны: за лето дети выбились из учебного графика, обленились, да и привычная всем «удаленка» свела почти на нет посещение школы. Так что легкое неудовольствие отпрыска накануне первого осеннего дня – обычное дело. Но что делать, если сталкиваешься с откровенным нежеланием ребенка возвращаться в Страну знаний?
Это вопрос «Московская газета» адресовала президенту Всероссийского фонда образования, доктору педагогических наук Сергею Комкову.
— Сергей Константинович, как заставить ребенка ходить в школу?
— Заставлять не надо. Нежелание иди в школу зависит от возраста ученика. Малыши могут отказываться идти в первый класс, когда с ними была неправильно построена работа в дошкольном учреждении. Если в подготовительных группах детского сада детей запугивают тем, что они скоро пойдут в школу, где с них будут строго спрашивать за все, ребенок уже априори боится. А если в детском саду ребят настраивают таким образом, что они придут в школу и узнают там много интересного, они побегут туда с радостью. Неслучайно в последние годы идет процесс объединения учреждений дошкольного воспитания со школами – этот процесс должен быть непрерывным.
— А если ребенок уже учится в начальной школе?
— Здесь очень многое зависит от личности учителя. Как правило, ученики начальных классов учатся с одним педагогом. И если он относится к своим детям несоответствующим образом, например, выполняет функции надзирателя, а не наставника – то дети такого учителя не воспринимают как человека, который заботится о них и открывает им окружающий мир. Это серьезный повод директору школы задуматься о том, кто у него преподает в начальных классах. Но с учетом того, что заработная плата у учителей начальных классов мизерная, особенно на периферии, ощущается острая нехватка кадров, и в школу набирают кого попало. Поэтому мы наблюдаем сегодня серьезную проблему с преподаванием в начальных классах.
— А что насчет детей постарше?
— Здесь дети условно переступают черту, у них начинается так называемая кабинетная система. Для многих она является определенным шоком, потому что переходить от одного учителя к другому и воспринимать разные требования разных педагогов бывает очень непросто. Детям сложно перестаиваться как умственно, так и психологически. Тут важно поддержать ребенка, больше уделять ему времени, разбирать в подробностях каждый прошедший школьный день.
Что касается старшеклассников, здесь нежелание идти в школу в первую очередь связано с тем, что многие из них уже давно тяготеют к изучению профессиональных навыков. Им уже не хочется садиться за школьную парту, чтобы «протирать штаны». Если поблизости нет соответствующего профессионального учебного заведения, куда бы они с удовольствием пошли поучиться, то им приходится идти в обычную школу, что они делают с огромной неохотой.
— Что же делать в такой ситуации?
— Возрождать систему среднего профессионального образования и вновь открывать нормальные профучилища, куда многие ребята с удовольствием пойдут получать профессию. Но это, конечно, функция государства. В Европе 80% школьников, получив неполное среднее образование, идут в профессиональную школу и обучаются своей будущей работе.
— Насколько важна роль слаженного педагогического школьного коллектива?
— Ее трудно переоценить. Директор школы и его заместители должны быть, прежде всего, организаторами работы своих педагогов. И сами обязаны быть педагогами высшего уровня. В школах, где хорошо организована деятельность коллектива, никаких проблем не бывает.
— Так уж никаких! А что насчет буллинга (травли)? Многие дети по этой причине не хотят идти в школу.
— В 80-х годах я был директором школы, которая занимала в Москве первое место по преступности. Через год моей работы в этой школе не было ни одного ребенка, стоящего на учете в милиции. Мы вместе с педагогами создали атмосферу, в которой все дети стремились помочь друг другу. Исходя из своего опыта, хочу сказать: если вашего ребенка обижают, не устраивайте разборок с его обидчиками. Буллинг – зона ответственности педагогов, а не детей. Разбирайтесь с учителями, привлекайте грамотного психолога – школьного или «со стороны».
— Как вы относитесь к тому, что родители стимулируют посещение школы и выполнение уроков ребенком материально?
— Отрицательно. Это пришло к нам с Запада. Как показала практика, любое материальное стимулирование детей никогда к хорошему не приводит. Например, на лишние деньги ребенок может сыграть в азартную игру и приобрести негативный опыт. Лучше поощрять его другим образом – сводить в театр, например.
-
Именно такую сумму тратят родители на подготовку одного ребенка к школе по данным опроса ВЦИОМ.31.08.2018 в 18:39:003686
-
В Москве на территории бывшего завода им. Лихачева (ЗИЛ) стартовало строительство самой большой школы в России на 2,5 ты...07.08.2018 в 21:01:006997
-
Школа самоопределения №734 им. Тубельского, располагающаяся в доме 58А на Сиреневом бульваре в районе Восточное Измайлов...13.01.2018 в 15:53:0017753
-
Дирекция Грамматической школы Олтрингем для девочек в английском Манчестере сделала выбор в пользу «гендерно-нейтр...10.01.2018 в 18:17:003366
-
В Москве после звонка о предполагаемом минировании из здания ГБОУ «Школа №1399» эвакуировали около 300 челов...15.11.2017 в 17:45:003433
-
Школа сможет принять 2100 учеников.23.06.2017 в 15:14:003477