Новость общества

Услуги клининга дорожают

Услуги клининга дорожают

Фото © «Московская газета»

25.02.2025 в 16:31:00
170

В кадровой компании и в агрегаторе клининговых услуг рассказали о текущей ситуации на рынке

Подбор персонала для осуществления уборки имеет свою специфику, однако в целом для этого направления сейчас характерны те же тенденции, которые наблюдаются на рынке труда во всех отраслях, рассказал «Московской газете» управляющий директор кадровой компании UNITY Феликс Кугел:

«В первую очередь, это дефицит кадров. По разным оценкам в 2024 году, он превышал примерно 20-30%. Ожидается, что с учетом ужесточения миграционного законодательства возрастет еще больше. Частично решить проблему дефицита помогает автоматизация процессов».

Существенного роста зарплат в данном сегменте не предвидится, отметил кадровик.

«Однако может увеличиться разрыв в зарплатах по разным направлениям, особенно при сравнении Москвы и регионов. Так, например, в Московской области можно встретить вакансии «Помощник по хозяйству» (уборка дома, территории и т.п.) с зарплатой от 100 тыс. руб. на руки, в Санкт-Петербурге средний уровень зарплат уборщиков офисных помещений составляет от 40-50 тыс. руб., а в Новосибирске дворник на неполный день может получать от 20 тыс. руб. в месяц. Для удержания персонала некоторые работодатели, по примеру компаний из других отраслей, готовы учитывать индивидуальные пожелания сотрудников, например, предлагая им более удобный гибкий график работы (в тех случаях, когда это возможно)», — рассказал Феликс Кугел.

Клининговая индустрия в России переживает бурный рост, и всё больше россиян осознанно выбирают эту сферу, сказала «Московской газете» СЕО одного из агрегаторов клининговых услуг Мария Нагибова:

«Еще несколько лет назад уборка воспринималась как работа для мигрантов или «крайний вариант для тех, кто не смог найти себя в другой профессии». Сегодня ситуация меняется: зарплаты выросли, условия труда стали удобнее, технологии сделали процесс менее трудоемким, а спрос на клининговые услуги достиг рекордных значений. Это обусловлено сразу несколькими факторами: оттоком мигрантов, нехваткой кадров, повышением цен на услуги и растущими запросами клиентов. Уборка перестает быть низкоквалифицированным трудом».

По словам собеседницы издания, в основе популярности профессии уборщика лежат три ключевых фактора: экономическая нестабильность, изменения в самой индустрии и новые потребности общества.

«Россияне всё чаще ищут дополнительный или основной источник дохода. После пандемии и санкционного давления многие профессии оказались под угрозой, заработки в ряде сфер снизились, а рынок труда стал менее предсказуемым. В этой ситуации клининг предлагает стабильность – спрос на услуги не падает даже в кризис. Отток мигрантов, который ранее обеспечивал индустрию дешевой рабочей силой, создал вакуум: компании стали привлекать местных работников, улучшая условия труда. В крупных городах клинеры могут зарабатывать от 80 до 150 тыс. рублей в месяц, что сопоставимо с офисными профессиями. В отличие от многих других сфер клининг не требует специального образования, сложного обучения или больших временных затрат на освоение профессии. Человек может начать зарабатывать уже в первый день. Это особенно важно для женщин в декрете, пенсионеров, студентов, людей, оставшихся без работы. К тому же работа в уборке даёт гибкость: можно выбирать заказы, совмещать с другими занятиями, определять удобный график. Именно поэтому в клининг приходят люди из самых разных профессий – от бывших офисных сотрудников до врачей и учителей, которых не устраивают их текущие зарплаты», — отметила Мария Нагибова.

Всё больше людей предпочитают не тратить время на уборку, доверяя её профессионалам, добавила представитель отрасли.

«Работа уборщика больше не ограничивается бытовыми задачами. Современный клинер должен разбираться в химии, уметь работать с различными поверхностями, знать правила дезинфекции и экологической уборки. В индустрии усиливается тенденция к стандартизации: всё больше компаний проводят обучение, сертификацию, внедряют новые технологии. Если раньше уборка казалась низкоквалифицированной работой, то сегодня клинер – это специалист, знающий, как безопасно очистить дорогой камень, какой pH подходит для определенного покрытия, и какие средства не вызывают аллергии. Некоторые клининговые компании даже обучают своих сотрудников премиальному сервису – вежливости, соблюдению конфиденциальности, правильному общению с клиентами. Это особенно важно для работы в элитных домах и офисах. Сфера не стоит на месте – появляются новые технологии, автоматизированные системы, умные устройства, облегчающие труд клинеров. Роботы-пылесосы, паровые очистители, цифровые платформы для поиска заказов», — рассказала Мария Нагибова.

За последние годы, по словам эксперта, цены на услуги клининга выросли более чем на 20%:

«Ключевая причина — сокращение количества трудовых мигрантов. А те, которые остались, не готовы работать за небольшие деньги, потому что цены в РФ растут. Россияне тоже не готовы идти в клининг за малую зарплату. Иностранная химия подорожала из-за дефицита, отечественная — из-за иностранных компонентов. С «нуля» у нас мало что варится. Например, в Новосибирске есть производитель бытовой химии, но у него нет финансирования на маркетинг и нет развития. Услуга клининга дорожает».

У клининговых организаций существуют проблемы, а к их работе имеются нарекания со стороны клиентов, рассказала «Московской газете» председатель совета Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН) Лина Ткаченко:

«Одной из главных проблем клининговых компаний в настоящее время является проблема кадрового голода – нехватка линейного персонала, а именно самых обычных уборщиц и дворников. С этой проблемой столкнулись, живут и работают все компании сферы клининга, с которыми мне удалось пообщаться. Стоит отметить, что эта сложность была всегда, но в последние два года особенно обострилась. Я связываю это с бурным развитием онлайн-торговли и оттоком персонала на позиции курьеров и комплектовщиков заказов, где зарплаты выше, а работать зачастую можно в свободном графике. Кроме того, немаловажную роль сыграло повышенное внимание контрольно-надзорных органов к иностранной рабочей силе, многие мигранты покинули нашу страну, а им на замену пока не хотят идти наши граждане».

Другой актуальной проблемой компаний, оказывающих услуги клининга, стоит назвать резкий рост зарплат при том, что заказчики не хотят или не могут (если это договор с государственной компанией, заключенный по итогам тендера) повышать сумму договора, отметила Лина Ткаченко.

«С 2023 года по настоящее время зарплаты уборщиц выросли фактически в два раза – и доходят до 70 тыс. в месяц. Заключая договор на оказание услуг клининга, компании не закладывали в стоимость такой рост зарплат. Чтобы сохранить хоть какую-то рентабельность они сокращают количество персонала и время его работы, чем вызывают недовольство и претензии со стороны заказчиков. Мы как профильная ассоциация обратились в Госдуму с предложениями по решению проблемы кадрового голода в клининге», — заключила председатель Совета АКОН.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
клининг, цены, услуги
Поделиться
Похожие новости