Новость общества

В Китае тоже есть «вечные студенты»

В Китае тоже есть «вечные студенты»

Фото © «Московская газета»

20.08.2024 в 13:44:00
1384

Эксперты рассказали «Московской газете» об уязвимых местах экономики Китая. Из-за особенностей уклада страны у молодёжи в Поднебесной не очень хорошо с работой. Но всё это лишь «болезни роста»?

Порция последних статистических данных из Китая подтвердила, что рост экономики остается достаточно хрупким и уязвимым, хотя есть и отдельные улучшения, рассказала «Московской газете» руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая:

«Рост промпроизводства в Китае в июле замедлился немного сильнее, чем ожидал рынок – до 5,1% после 5,3% в июне при консенсус-прогнозе 5,2%. Возможно, это связано с неожиданным замедлением роста экспорта – в июле он составил 7% г/г после 8,6% в июне, в то время как рынок ожидал ускорения роста до 9,7%. Рост розничных продаж оттолкнулся от июньского «дна» в 2,0% (что стало худшим результатом с декабря 2022 г) и ускорился до 2,7% (консенсус-прогноз 2,6%), но это все еще весьма слабые цифры. На потребление оказывает давление, во-первых, изменение модели поведения домохозяйств после пандемии (они стали больше сберегать), во-вторых, продолжающийся кризис на рынке жилья – на вложения в жилье приходится в среднем 70% активов домохозяйств. Цены на новое жилье упали на 4,9% г/г – это худший спад с 2015 г., причем снижение цен продолжается уже более года. Продажи жилья за 7М24 сократились на 18,6%, инвестиции сократились более чем на 10%. Ситуация в строительном секторе сказывается, в том числе, и на снижении спроса на продукцию черной металлургии».

По словам эксперта, некоторое разочарование у аналитиков вызвали также данные по инвестициям в основные активы (7М24 +3,6% против 3,9% за 1П24 и ожиданий рынка в +3,9%), повышение безработицы с 5% в июне до 5,2% в июле (максимум за 4 месяца), слабый спрос на кредиты (объем нового банковского кредитования в национальной валюте в июле сократился до 260 млрд юаней ($36,28 млрд) по сравнению с 2,13 трлн юаней в предыдущем месяце, достигнув минимума с октября 2009 года), а объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику Китая в январе-июле сократился на 29,6% г/г.

«Из неплохих данных – неожиданное ускорение роста импорта в июле до 7,2% г/г, вдвое выше ожиданий рынка (3,5%) после июньского сокращения на 2,3%. Это может говорить о начавшемся оживлении внутреннего спроса, но для подкрепления этого вывода нужно больше данных», — заключила руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам».

В Китае действительно есть безработица и ряд других проблем, связанных с работой для молодёжи, рассказал «Московской газете» директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Маслов:

«Долгое время Китай специально измерял безработицу в спектре от 16 до 24 лет. Есть основная группа 25-59 лет, и есть подгруппы 25-29 и 30-59 лет. Последний раз эта разбивка по группам осуществлялась год назад. Когда был замечен рост безработицы практически на 19% в прошлом году, Китай перестал публиковать разбивку по группам. И возобновил только в декабре 2023. В июне 2024 безработица в КНР среди молодёжи составила 13,2%, в июле — 17,1%».

Это, по словам Алексея Маслова, настораживающие для китайской экономики факты являются «болезнью роста» и объясняются рядом причин.

«Многие китайские эксперты говорят том, что большинство китайской молодёжи не зарегистрировано на рынке труда и представляет собой блогеров, инфлюенсеров, лидеров мнений. Считается, что меньше 25% из них получают реальный доход, а остальные живут на деньги родителей, предлагают свои услуги бесплатно и надеются когда-то выйти на рынок. Много молодёжи находится вне производственного рынка, они не пополняют ряды заводов и фабрик. При этом сельское хозяйство в Китае не только не самоокупаемо, а и поддерживается людьми пожилого возраста старше 65 лет. Китайское население стало более здоровым и позже выходит на пенсию (хотя формально пенсионный возраст не увеличился, это по-прежнему 55 и 60 лет). Особенно это касается вузов и технических учебных заведений, а также некоторых производственных мощностей. И они закупоривают «бутылочное горлышко» для прихода на эти рабочие места молодёжи. Вообще, в Китае обсуждается непродуктивность подготовки в университетах людей к той реальности и тем профессиям, которые сейчас востребованы. Консерватизм образования таков, что университеты на 5-10 лет отстают от реальных потребностей рынка. Большую популярность приобретают разные бизнес-школы и краткосрочные колледжи, а также короткие сроки образования (3 года). Эта история характерна для многих стран, в том числе для России. Все эти три фактора создают большое давление на молодёжь. К тому же экономика Китая испытывает инфляционное давление: инфляция растёт, а зарплаты, особенно у молодёжи, довольно небольшие. И та рассчитывает на значительно более высокие стартовые позиции по зарплатам, чем те, которые ей предлагаются. Поэтому многие молодые люди в Китае предпочитают не работать, не строить себе карьеру, а ждать случая и заниматься блогерством», — рассказал директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Китай, студенты, экономика
Поделиться
Похожие новости