Новость общества

В МГТУ им. Баумана рассказали, с какой целью были снесены исторические здания в Немецкой слободе

В МГТУ им. Баумана рассказали, с какой целью были снесены исторические здания в Немецкой слободе

Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова

24.03.2021 в 15:22:00
19974

По данным пресс-службы университета, МГТУ не хватает площадей

Как сообщили в Управлении информационной и молодежной политики МГТУ им. Н.Э. Баумана в ответ на редакционный запрос «Московской газеты», решение о строительстве второй очереди кампуса университета было принято в рамках развития МГТУ им. Н.Э. Баумана. В подготовке Стратегии развития МГТУ до 2030 года университету помогала команда Сбера и консалтинговая компания McKinsey. 

«Программа одобрена Министерством науки и высшего образования. Поставлена задача выхода университета в мировые лидеры и по направлению образования, и по научным достижениям, и академической репутации. Согласно исследованию, проведенному McKinsey, – главный сдерживающий фактор развития вуза – недостаток площадей», – отметили в университете.

По данным пресс-службы, строительные работы идут под руководством Департамента капитального строительства города Москвы, и после завершения строительства здания передадут университету. Вместе с тем стало известно, что проект кампуса разрабатывается под руководством главного архитектора города Москвы Сергея Кузнецова. 

«Важной архитектурной и градостроительной задачей является гармоничное включение современного академического квартала в инфраструктуру и социальную жизнь района», – сообщили в пресс-службе МГТУ им. Баумана. 

В Управлении информационной и молодежной политики университета также рассказали, какие объекты будут располагаться в Немецкой слободе.

«Новая территория позволит расширить научно-образовательное пространство вуза, создать условия для трансформации образовательного процесса под современные тенденции, создать лаборатории и центры мирового уровня для развития науки по приоритетным направлениям: цифровые технологии, квантовые вычисления, экология, новые материалы, биомедицинская техника и другие. Помимо образовательных и научных площадей, она предусматривает создание открытого, доступного, социально активного пространства для жителей Москвы и гостей города: новые площади, повышение пешей сообщенности района, «зеленые» парковые территории, кафе, музейно-выставочные комплексы, центр обучения «life-longlearning» для детей, студентов, взрослых, людей «серебряного возраста» и многое другое. По сути, создается московский квартал, который должен стать «инженерным сердцем» столицы», – сообщили в пресс-службе. 

В университете также заявили о планируемой реконструкции объектов культурного наследия, находящихся в Немецкой слободе. 

 «Согласно информации Департамента культурного наследия города Москвы, на территории строительства определены два памятника архитектуры: Фанагорийские казармы и здание бывшего химического факультета университета, построенного в 1898–1899 гг. по проекту Льва Кекушева. В настоящее время оба объекта находятся в заброшенном состоянии, требуют серьезного комплекса работ по возвращению функциональности зданиям, укрепления конструкций. Оба здания будут полностью реконструированы, после завершения реконструкций объекты культуры станут доступны для посещения, в том числе для экскурсионных маршрутов по г. Москве», – рассказали в пресс-службе МГТУ им. Баумана.

В рамках развития кампуса также запланировано новое строительство с современной архитектурой. В настоящий момент градостроители решают архитектурную задачу по сочетанию современных и исторических зданий. 

«Университет бережно относится к истории страны, мы содержим свой музей инженерной школы, в МГТУ есть волонтерское объединение студентов, проводящих экскурсии по Басманному району и Бауманскому университету и многое другое. Узнав о неоднозначной информации, опубликованной «Архнадзором», мы собрали историческую справку по указанному зданию. 

В 1879 году здание было куплено Дамским обществом попечительства о бедных для устройства в нем училища. Училище было небольшим и представляло собой начальную школу с проживанием 20-30 человек детей 7-10 лет. По существовавшим правилам того времени, во всех школах, было положено иметь домовой храм – небольшую комнату, приспособленную для молитв. После революции 1917 года училище закрыли. Таким образом, училище и его домовая церковь просуществовали в здании меньше сорока лет. В последующие сто лет здесь располагались учреждения, очень далекие от образования и духовной жизни: тюремная больница, тюрьма, а позже здание и вовсе было заброшено, и не эксплуатировалось.

В ходе истории сооружение подверглось многократной перестройке. Внутренняя структура здания состоит из операционных, палат, кабинетов. В статье активисты «Архнадзора» ссылаются на наличие храма или домовой церкви, однако по факту в указанных локациях здания сейчас находятся лестничные пролеты», – рассказали в Управлении информационной и молодежной политики МГТУ.

В пресс-службе отметили, что администрация университета провела ряд консультационных встреч с представителями РПЦ, которые сообщили, что ветхие храмы разбирались и ранее и что это не противоречит традиции. Университет при этом планирует «увековечить место некогда располагавшейся здесь домового церкви памятным знаком в честь благоверного князя Александра Невского». 

В беседе с корреспондентом «Московской газеты» сооснователь общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин прокомментировал проект строительства кампуса университета. 

«Насколько я понимаю, МГТУ подтверждает, что работы ведет правительство Москвы в лице Департамента капитального строительства. Ведь здания будут переданы университету только после завершения строительства. Таким образом, главную ответственность за сносы в Немецкой слободе, прошедшие в марте 2021 года, несет правительство Москвы. «Замечательная» также информация о том, что проект университетского кампуса разрабатывается под руководством главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. То есть, когда на месте училища принца Петра Ольденбургского заранее нарисованы новые здания в нескольких вариантах, когда на месте цейхгауза Фанагорийских казарм заранее нарисованы новые здания в нескольких вариантах, ответственность за это разделяет и главный архитектор Москвы. 

Все они должны бы знать, что территория, на которой ведется проектирование, защищается объединенной охранной зоной памятников, где строительная деятельность запрещена, за исключением специальных мер по регенерации утраченных элементов исторической среды (подчеркну – утраченных, а не снесенных своими руками только что). 

Я считаю, что все это проектирование ведется вне правового поля. В частности, за два дня до сноса цейхгауза Фанагорийских казарм эти казармы были выведены за территорию памятника. Но цейхгауз автоматически оказывался в границах охранной зоны, которую никто не менял. То есть территория памятника – это первый режим. Когда он снимается, автоматически начинает действовать второй режим охранной зоны, которая накрывает всю эту огромную территорию в районе Бауманских улиц. В любом проекте должен быть раздел, обеспечивающий сохранение памятников соседних. Если цейхгауз выведен за территорию памятника, то он начинает граничить с территорией памятника. Следовательно, в разделе проекта, по которому цейхгауз снесен, должны быть специально оговорены меры по сохранению Фанагорийских казарм, поскольку у них общая граница», – поделился с изданием градозащитник. 

По словам Рустама Рахматуллина, проект строительства должен учитывать акт историко-культурной экспертизы. 

«Цейхгауз вывели за территорию памятника второго марта, а снесли четвертого. За это время ничего нельзя было сделать, одно только общественное обсуждение историко-культурной экспертизы на сайте правительства Москвы должно длиться несколько недель. То же самое касается экспертизы археологических работ в охранной зоне и целого ряда других процедур, которые не были соблюдены, – рассказал координатор «Архнадзора». – Что касается так называемой «реконструкции» памятников, то это не синоним слова «реставрация»; это термин градостроительного кодекса, не применяемый в законе о наследии. Реконструкция подразумевает изменение параметров, которое невозможно в отношении памятников. Когда кто-либо употребляет термин «реконструкция» в отношении памятников, это означает, что он вообще ничего не понимает в охранном деле, и само появление этого термина всегда является признаком опасности». 

Градозащитник отметил, что в охранных зонах строительная, хозяйственная и иная деятельность запрещена, за исключением специальных мер по регенерации утраченных элементов исторической среды. 

«Мало того, что они снесли два элемента исторической среды, что никак не является регенерацией ранее утраченного, потому что они их сами утратили на наших глазах, так они еще и проектируют на этих местах совершенно другую архитектуру, в частности совершенно другой этажности и габаритов», – пояснил Рахматуллин. 

Координатор «Архнадзора» также прокомментировал снос домовой церкви Александра Невского: «В этих стенах располагалась церковь Александра Невского, на ресурсах правительства Москвы были опубликованы планы этой церкви, и спорить сейчас, после ее сноса, о том, что именно занимает помещение бывшей церкви, бессмысленно. А намерение поставить на месте собственноручного сноса памятный знак, является, прежде всего, подтверждением того, что церковь здесь была, а во-вторых, является, на мой взгляд, верхом цинизма. Также я считаю, что пределом цинизма является то, что они будут пытаться как-то гармонично сочетать исторические и современные здания. Снесенное прекрасно гармонировало с оставшимся: цейхгауз Фанагорийские казарм прекрасно гармонировал с главным зданием Фанагорийских казарм и с тем зданием, которое намечено к сносу, а училище принца Ольденбургского прекрасно гармонировало с ними со всеми». 

4 марта 2021 года «Московская газета» также направляла редакционный запрос в Объединение административно-технических инспекций города Москвы по поводу выдачи ордера на снос исторических зданий в Немецкой слободе. По состоянию на 24 марта 2021 г. ответ не получен. 

Ранее стало известно, что кампус общей площадью 169 тысяч кв. метров появится между Бауманскими улицами. Ректор МГТУ им. Баумана Анатолий Александров сообщил, что реализация проекта начнется в 2021-м и завершится в 2023 году. Финансирование строительства будет смешанным – частично из федерального бюджета, а частично из городского.

По словам главного архитектора города Москвы Сергея Кузнецова, новые здания будут 5-6 этажей.

«Нас не смущает исторический контекст. Там, где есть пустые участки, мы будем планировать современную архитектуру, которая будет контрастировать с исторической», – заявил чиновник. 

UPD (26.03.2021 12:16:31 (МСК)): 

После публикации материала в редакцию «Московской газеты» поступили дополнения от начальника управления информационной и молодежной политики МГТУ им. Н. Э. Баумана. В университете сообщили, что вместо реконструкции объектов культурного наследия (Фанагорийских казарм и здания бывшего химического факультета университета, построенного в 1898–1899 гг. по проекту Льва Кекушева), о которой изначально говорилось в ответе МГТУ на редакционный запрос, будет проведена реставрация указанных зданий. 

Автор: Алёна Лобанова
ТеГИ
МГТУ им. Баумана, Немецкая слобода, историческое здание
Поделиться
Похожие новости