Новость общества

В Москве потребовали проверить законность использования советских мультфильмов для пропаганды «антиковидных» ограничений

В Москве потребовали проверить законность использования советских мультфильмов для пропаганды «антиковидных» ограничений

Фото: скриншот с видео/5-tv.ru

12.11.2020 в 16:59:00
2040

По мнению психолога, обилие противоречивой информации о COVID-19 может привести к невротическим и психотическим расстройствам

На портале общественных инициатив Change.org появилась петиция, автор которой рассказывает о странном, на его взгляд, использовании видеоряда из старых советских мультфильмов для социальной рекламы, рассказывающей о необходимости соблюдения антиковидных ограничений. Ролики, в частности, демонстрируются на мониторах в поездах московского метро.

Так, Винни-Пух в этих произведениях искусства лезет на дерево не за медом, а чтобы проверить, как пчелы соблюдают режим самоизоляции.

«К счастью, фантазия авторов не простерлась до того, чтобы «дорисовать» любимым с детства героям маски и перчатки», — пишет автор обращения.

Рассказывается и о творческой переработке мультфильма о Простоквашино. Мама Римма и папа Дима, отдохнув на морском берегу, приехали в деревню, где почтальон Печкин отказывается от дружеского поцелуя с матерью Дяди Федора, пока она не пройдет тестирование.

Ранее в интервью «Московской газеты» эксперты высказывали мнения о возможном влиянии подобных роликов. Так, по мнению политтехнолога Алёны Август, с помощью таких роликов их создатели могут «достучаться» до целевой аудитории; использование любимых с детства мультфильмов поможет снять негативный барьер по отношению к социальной рекламе, призывающей соблюдать установленные ограничения.

Иной точки зрения придерживается нейропсихолог, основатель академии психологии Trietta Валерий Ивановский. Он считает, что огромное количество разноречивой информации о новой коронавирусной инфекции, свалившееся в последние месяцы на россиян, и без того может в значительной степени повысить уровень тревожности населения. При отсутствии данных, которым доверяло бы большинство людей, эта информация только поляризует общество, порождая социальные конфликты там, где их быть не должно.

В таких условиях, по мнению психолога, наложение негатива (тезис об опасности коронавируса, сопряженный с требованиями соблюдать ограничения) на позитив (добрые и приятные воспоминания детства), не только не будет способствовать восприятию информации, но и, наоборот, может нанести вред психике людей. 

«Происходит двойной удар по психике человека: сначала в виде актуализации безусловного рефлекса самосохранения, а затем он связывается с воспоминаниями детства, которое, как известно, являются наиболее сенситивным периодом для формирования истоков различных дезадаптационных процессов. А это чревато огромным количеством различного рода невротических и психотических реакций. То есть, мы актуализируем уже имеющиеся тревожности и производим их индукцию», - считает Валерий Ивановский.

Автор петиции на Change.org, в свою очередь, предполагает, что производство и показ рассматриваемых роликов может нарушать законодательство об авторском праве и о рекламе, поэтому просит столичную прокуратуру и УФАС по городу Москве провести проверку.

Кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко допустила, что в данном случае может быть нарушено не только законодательство, но и этические нормы.

«Позвольте, я отвечу сначала не как юрист, а как мама четверых детей, каждый из которых поделился со мной пережитым потрясениям из-за «изувеченных», по их мнению, героев любимых мультфильмов в социальной рекламе. Для моих детей это недопустимое посягательство на их ценности, полученные с детства через образы старых мультипликационных героев, фактически разрушение волшебных образов», — говорит эксперт.

По мнению Екатерины Скосаренко, помимо обоснованных сомнений в том, что при переделке авторских произведений были соблюдены авторские права создателей мультфильмов, с этими роликами могут возникнуть и другие правовые проблемы.

«В ст. 5 закона «О рекламе» содержатся общие требования, которые заявлены к любой рекламной продукции, распространяемой на территории РФ. В частности, согласно п.4 указанной статьи, реклама не должна «формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц». Кроме того, согласно п. 5, в рекламе не допускается «указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий». В данном случае с помощью героев мультфильмов может формироваться негативное отношение к тем, кто не носит маски и перчатки, не соблюдает социальное дистанцирование и не делает тесты. При этом зрителей, вероятно, убеждают в эффективности данных мер для профилактики заражения. Следовательно, можно говорить об основаниях для пресечения распространения данного рекламного контента как неприемлемого и нарушающего ст. 5 закона «О рекламе», касающейся общих законодательных требований к такой продукции», — разъясняет Екатерина Скосаренко.

Также юрист упомянула письмо ФАС от 14.05.2012 № АК/19317/14, которое выразило мнение о том, что якобы социальная реклама не является разновидностью рекламы, а лишь видом информации, и поэтому на нее распространяются исключительно требования лишь ст. 10 ФЗ «О рекламе», регулирующей особенности социальной рекламы.

«Но, во-первых, данный акт ФАС не был опубликован, и значит, не может быть засчитан за официальную позицию ведомства. Во-вторых, эта позиция не соответствует нормам закона «О рекламе, который в сфере своего регулирования определяет в ч. 1 ст. 2 все, что касается отношений, связанных именно с рекламой, а не с любыми возможными видами информации. При этом социальная реклама прямо не исключена из сферы регулирования закона в ч. 2 ст. 2, как это сделано законом в отношении к политической рекламе или вывескам, указателям и т.д. Значит, производители и распространители социальной рекламы обязаны выполнять общие требования к рекламе, в том числе касательно ее достоверности и добросовестности. В социальной рекламе не менее важно уважать и соблюдать общечеловеческие ценности и учитывать национальные особенности, а не играть с ними при помощи героев детских мультфильмов», — подытожила Екатерина Скосаренко. 

Пресс-секретарь киностудии «Союзмультфильм» Марина Малыгина сообщила корреспонденту «Московской газеты», что ролики подготовлены «Союзмультфильмом» и предоставляются на законных основаниях.

«Социальные ролики были подготовлены «Союзмультфильмом» еще весной и распространялись по каналам Минздрава и др. В роликах задействованы не только герои «Простоквашино» и Винни Пух, а еще ряд персонажей. Видео активно распространялись в соцсетях и были также предоставлены для демонстрации Московскому метрополитену», — пояснили в пресс-службе «Союзмультфильма».

Автор: Алексей Нилов
ТеГИ
мультфильмы, самоизоляция, COVID-19, «Союзмультфильм»
Поделиться
Похожие новости