Новость общества

В подмосковном Раменском говорят о переделе бизнеса в связи с уголовным делом против Олега Медведева

В подмосковном Раменском говорят о переделе бизнеса в связи с уголовным делом против Олега Медведева

Фото © ТАСС/Александр Щербаков

19.11.2020 в 15:35:00
5237

Сам Медведев заявил, что так и не понял, в чем его обвиняют

Юристы и правозащитники отмечают странности в уголовном деле, возбужденном в отношении предпринимателя из подмосковного Раменского Олега Медведева, которого подозревают в совершении преступлений по целому «букету» статей Уголовного кодекса РФ. Среди них – ст. 210.1 УК РФ («Занятие высшего положения в преступной иерархии») и ч. 2 ст. 105 УК РФ («Убийство»). Также ему инкриминируется вымогательство, уничтожение чужого имущества и ряд других предосудительных деяний.

Олег Медведев, до 1997 года носивший фамилию Шишканов, был задержан в июле 2019 года. До настоящего момента он находится под стражей, несмотря на многочисленные просьбы и ходатайства о смягчении меры пресечения. 14 ноября «Ъ» сообщил, что предпринимателю и другим фигурантам уголовного дела предъявлено обвинение.

Со всей обратной силы

Одной из главных странностей обвинения сам Медведев считает применение в отношении него статьи УК о занятии высшего положения в преступной иерархии: данная норма вступила в силу только 1 апреля 2019 года, но ему, по его словам, инкриминируют действия, совершенные до этого времени.

Выступая на заседании суда 24 июля 2019 года, Медведев заявил, что еще в конце зимы он во время спортивных занятий серьезно повредил спину и до задержания преимущественно находился дома, поэтому он физичски не мог за это время что-либо создать, возглавить, да и вообще преступить закон.

Кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко объяснила, может ли в данном случае быть применима эта статья.

«Статья 10 УК РФ говорит, что закон, устанавливающий преступность деяния, обратной силы не имеет. И вроде бы получается, что если обвиняемый занял лидирующее положение еще в 90-х годах, то новая статья Уголовного кодекса, которая действует с 12.04.2019 (дата вступления в силу поправок в УК), к нему формально не должна применяться. Но в уголовном законодательстве есть также такое понятие как длящиеся преступления. Если момент начала преступления имел место еще в 90-х годах, но на момент привлечения к ответственности по 210.1 УК РФ он все еще мог быть лидером ОПГ и продолжать занимать такую позицию, тогда статья все же применима. И здесь речь не идет об обратной силе закона, а о наказании за сохранение данного преступного статуса и поныне, когда уголовная ответственность уже была введена. В данном случае главное для следствия — квалифицированно доказать, что преступление имеет длящийся характер, и что момент его окончания либо так и не произошел, либо произошел уже после вступления в силу нового состава. И это не так просто, поскольку, строго говоря, доказательства из 90-х годов не означают, что и сейчас гражданин продолжает быть главарем», — сказала юрист.

Где ваши доказательства?

А вот с доказательствами, по мнению Олега Медведева и его адвоката Елены Сениной, как раз серьезные проблемы. Предприниматель считает, что прямых доказательств его участия в преступлениях не представлено, а утверждения следователей основаны на публикациях в масс-медиа и показаниях правоохранителей, которые следует расценивать только как частное мнение.

«С момента задержания меня 60 бойцами ОМОНа я так и не понял обвинения», — цитирует «Ъ» слова Медведева.

Агентство «Ежедневник Фарсёр» пишет, что, по мнению защитника предпринимателя, Почетного адвоката России Елены Сениной, следствие может намеренно затягивать процесс, «так как объективные доказательства вины по делу Медведева так до сих пор и не представлены как суду, так и стороне защиты». 8 октября на заседании суда по выбору меры пресечения защита настаивала на очных ставках обвиняемого со свидетелями и другими фигурантами дела, на присутствии представителей потерпевших – по мнению адвоката, это значимые моменты для принятия справедливого решения. Однако аргументы защиты не были приняты, и Медведеву продлили арест еще на три месяца.

В разговоре с корреспондентом «Московской газеты» Елена Сенина отказалась комментировать подробности дела, сославшись на обязательство о неразглашении. Однако отметила, что, по ее мнению, следствие, вероятно, ведется однобоко, с обвинительным уклоном. Действия следователей, как она считает, могут нарушать нормы УПК РФ; также адвокат усомнилась в том, что они направлены на установление истины по делу.

Другой защитник Олега Медведева, Сергей Рагозин, направил обращение в СПЧ при президенте РФ.

В дело вступит СПЧ

Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод рассказал, что в обращении говорится о возможных нарушениях норм Уголовно-процессуального кодекса РФ.

«Предполагается, что следствие без объяснения причин отводит вопросы защиты, речь идет о возможном затягивании следствия и о том, что постановление о проведении экспертиз не предоставлялись обвиняемому и защите. Также говорится, что допросы якобы проводятся без перерыва на обед и отдыха обвиняемого, что тоже является нарушением его прав. Мы не вдаемся в состав обвинения: на то есть следствие, чтобы собрать все необходимые материалы по указанным статьям, а дальше уже вердикт будет выносить суд. Мы исходим из того, что все граждане Российской Федерации равны перед законом, у каждого есть свои права, в том числе и право на безопасность, право на оказание медицинской помощи, право на отдых, право на справедливое отношение со стороны государственных органов государства, в том числе и следствия. Поэтому со своей стороны я буду обращаться в несколько структур. Во-первых, это Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова, которая изучает подобные письма и со своей стороны направляет запросы в органы прокуратуры для проверки доводов. Обращусь к главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину, к генеральному прокурору, к руководству ФСИН, поскольку речь идет о проблемах содержания в изоляторе. Обращусь в Общественную наблюдательную комиссию Москвы, чтобы они посетили обвиняемого и проверили условия его содержания», — рассказал Александр Брод «Московской газете».

По его словам, подобные обращения к правозащитникам — не редкость.

«И в правозащитную организацию «Московское бюро по правам человека», и в СПЧ, и в другие правозащитные структуры поступает большое количество писем, связанных с произволом следственных органов, исключительно обвинительным настроем следствия, как будто бы вместо суда уже во всем разобрались и убеждены в вине человека, игнорируя презумпцию невиновности. Игнорируются доводы адвокатов, есть проблема с экспертизами, когда следствие обращается в ангажированные структуры и не воспринимает доводы альтернативных экспертных заведений. Также люди жалуются на содержание подследственных; такие жалобы связаны и с невниманием к плохому состоянию здоровья, и с «перенаселением» изоляторов. Все эти проблемы системные, они охватывают все субъекты Российской Федерации. На встречах членов СПЧ с главой государства данные вопросы поднимаются, говорится о совершенствовании следственных и правоохранительных органов, системы МВД, судебной системы. Периодически даются поручения президента, Совет передает предложения, но каких-то кардинальных изменений, к сожалению, не видим. Из таких позитивных примеров я могу назвать декриминализацию статьи относительно репостов в Интернете; это позволило выйти из заключения сотням людей, которые, на мой взгляд, были абсолютно необоснованно осуждены с лишением свободы, хоть, никакого умысла у них при этих репостах вовсе не было», — отмечает Александр Брод.

Ищи, кому выгодно

Пожалуй, самый главный вопрос, на который пока нет убедительного ответа: почему уголовное преследование в отношении Олега Медведева началось только сейчас, ведь, как утверждает следствие, «лидером ОПГ» он якобы стал более двух десятков лет назад? Есть информация, что ряд экспертиз, положенных в основу обвинения, могли быть проведены еще 6-8 лет назад. Они что, все это время лежали «в столе»?

Источники «Московской газеты», знакомые с ситуацией, предполагают, что причины этой темной истории следует поискать в иной плоскости: успешный бизнес Медведева, возможно, кому-то пришелся по душе. А что бизнес был успешным, сомневаться не приходится: предприниматель тратил колоссальные суммы на благотворительность, в частности обеспечивал футбольный клуб «Сатурн». И если это так, то вопрос о том, виновен Медведев или нет, уже не имеет никакого значения…

Автор: Алексей Нилов
ТеГИ
Олег Медведев, Раменское, следствие, УК РФ
Поделиться
Похожие новости