Новость общества

В СПЧ заявили о выходе дискуссии о проблемах пыток в колониях на новый уровень

В СПЧ заявили о выходе дискуссии о проблемах пыток в колониях на новый уровень

Фото © «Московская газета»

14.10.2021 в 20:27:00
1972

В то же время, правозащитники опасаются, что нового отдельного закона будет недостаточно для борьбы с такого рода преступлениями в случае, если в целом система будет позволять виновным избегать наказания

Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова сообщила о подготовке законопроекта об отдельном наказании за пытки над заключенными в колониях. Документ разрабатывается совместно с Советом Федерации. 

Ранее проект Gulagu.net опубликовал ряд видеоматериалов с пытками заключенных в Областной туберкулезной больнице (ОТБ) №1 УФСИН по Саратовской области.

Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас, в свою очередь, заявил, что Совфед проконтролирует ход расследования данной ситуации. Сенатор считает, что должны быть применены самые жесткие меры. Сегодня ФСИН России запросила информацию и видеоархив у Gulagu.net, которые станут основой доказательной базы шести тяжких преступлений.

Член СПЧ при президенте РФ Ева Меркачёва считает, что дискуссия о проблемах пыток в колониях вышла на новый уровень:

«Это хорошо. Возможно, сейчас мы стоим перед принятием самых радикальных решений», — сказала эксперт «Московской газете».

По мнению Маркачёвой, отдельное наказание за пытки в колониях принесет пользу обществу.

«Отсутствие такого закона предполагает, что мы не признаем пытки как отдельный, особый вид превышения полномочий. Отдельная статья нужна для того, чтобы мы называли вещи своими именами, но любое ужесточение может не играть никакой роли, если отсутствует неотвратимость наказания. У нас пока этого нет. Из ста дел, дай Бог, одно доходит до суда и, при этом обвиняемый может получить условные сроки», — сказала Ева Меркачёва, добавив, что любые законы могут будут бесполезны, если у виновных будут возможности избежать наказания. 

Член СПЧ также сообщила, что на встрече с Минюстом она выступила с инициативой, чтобы такие дела расследовало специальное управление, специальный отдел при Следственном комитете РФ. 

По мнению правозащитницы, региональные СК не справляются и, зачастую, препятствуют работе правозащитников. 

Кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко считает, что после бурной реакции общественности на инцидент с пытками власти не могли не отреагировать, но в тоже время реакция выглядит как формальность – увольнения, депутатские дискуссии ужесточении ответственности. 

Скосаренко оценила перспективы создания отдельного закона о пытках менее оптимистично. Эксперт опасается, что это обернется «очередным бессмысленным законопроектом». 

«Наш Уголовный кодекс и так имеет все необходимое регулирование и санкции за пытки и бесчеловечное отношение, независимо от тех мест, где это производится», — сказала юрист. 

По мнению Екатерина Скосаренко, должны существовать механизмы предотвращения беззакония в исправительных учреждениях и бесконтрольности сотрудников тюрем, обеспечения надлежащего контроля со стороны общества и надзорных структур, чтобы такого не повторялось: «Скрывать информацию о пытках достаточно просто: сотрудники исправительных заведений не позволяют заключенным делиться информацией с внешнем миром, ссылаясь п. 3 ч. 1 ст. 16 закона «Об общественном контроле» и ч. 4 ст. 18.1 закона «О страже», которая позволяет охране ФСИН прерывать заключенных на темах, «не относящихся к обеспечению прав подозреваемых и обвиняемых. Сейчас ведь происходят абсурдные, вопиющие ситуации: надзиратели не позволяют обвиняемым в СИЗО рассказывать членам ОНК (Общественной наблюдательной комиссии) о пытках, а суды всех инстанций признают это допустимым и правомерным».

Юрист уверена: вопрос о пытках не правовой, а политический и сводится к проблемам того, как улучшить работу судов и следственных органов, какие именно сотрудники должны приниматься в правоохранительные органы, как отслеживать нарушения в таких делах, и, самое главное, как обеспечить на всех уровнях государственной системы безусловное выполнение принципа римского права «Dura lex sed lex» (закон суров, но он закон). 

Автор: Валерия Алексеева
ТеГИ
спч, заключенные, пытки
Поделиться
Похожие новости