Новость общества

В Тверской области закрыли железнодорожные станции, представляющие историческую ценность

В Тверской области закрыли железнодорожные станции, представляющие историческую ценность

https://rusbestrailways.ru

18.08.2020 в 10:24:00
3509

Об этом сообщили в «Архнадзоре»

На Кувшиновской линии (Торжок — Соблаго), расположенной в Тверской области, всего в трехстах километрах от Москвы, продолжает действовать уникальная по нашим временам система управления движения поездов: для подачи сигналов поездами используются настоящие семафоры, а разрешением на отправление поезда служит металлический жезл, выдаваемый машинисту при помощи электромеханической системы.

Как сообщили в «Архнадзоре», Октябрьская железная дорога ещё в 2011 году признала эту исключительную ценность, что нашло отражение в приказе начальника дороги об обязательном их сохранении. Однако этой зимой появилась информация о закрытии двух станций на данной линии — Ранцево и Скакулино.

На их защиту встали историки, краеведы, туристические организации, поддерживаемые администрацией Тверской области, в которой понимали ценность и туристический потенциал этих станций.

«Архнадхор» приводит письмо РЖД, в котором говорится, что «закрытие станции Ранцево не планируется. Работа остановочного пункта Скакулино в режиме раздельного пункта с производством поездной работы по приёму и отправлению поездов с использованием семафорной и электрожезловой сигнализации будет восстановлена».

Однако, по словам общественников, в настоящий момент станция Ранцево, похоже, не работает, дежурства не ведутся, а единственный остававшийся сотрудник отправлен на пенсию; семафоры отмечены как недействующие, для этого на них навешены скрещённые планки, что на железнодорожном языке означает, что «семафор закрещен». О запустении говорит и то, что на ближайших участках уже якобы срезали и сдали на металл провода электрожезловой системы. То есть дорогу стало некому обслуживать и следить за порядком. То же и на станции Скакулино: станционное здание закрыто, стрелки зашиты в прямом направлении, отмечают активисты.

На ситуацию обратил внимание координатор движения «Архнадзор», историк железнодорожного транспорта Юрий Егоров, который рассказал «Московской газете», что линию можно было возродить для использования и в туристических целях, и в качестве пассажирских перевозок.

«Главная ценность этих станций в том, что, с точки зрения технологий, это до сих пор какие-то 50-е годы, а может даже и раньше. Это малочисленная линия и по ней нет большого потока поездов, но так получилось, что на ней сохранились семафоры, действующая железно-жезловая система регулировки движения. В общем, все эти штуки, которые, может, остались только в музеях, а не в реальной эксплуатации. Но в музеях это статика, а здесь возможность увидеть все это в работе. И в этом, собственно, и заключается ценность — это всё работало, и были люди, которые умели всё обслуживать, которые знали, как с этим обращаться. Сама по себе дорога, построенная в начале прошлого века, проходит по красивым местам, на которые ложится такой старинный антураж.

И буквально в 30 км находится станция Осташков, к которой из Бологого ходят экскурсионные паровозы.

И вот в феврале от непосредственных сотрудников РЖД до нас стали доходить слухи о том, что некоторые станции планируется закрыть, а людей сократить. Об экономической выгоде РЖД просто смешно говорить, потому что у них на каждой станции сидело по одному дежурному, и то они работали даже не на целую ставку. Соответственно, раз станции закрываются, значит, все инженерные системы оказываются просто брошенными. Ну, и в общем всё это приходит в упадок и музейная ценность линии пропадает.

Когда поднялся шум, то в Октябрьской железной дороге нас успокоили, что всё хорошо и ничего закрывать не будут. А буквально в июле я просто проезжал мимо и обнаружил закрытые станции, недействующие сигналы и отключенную жезловую систему. Из работников тоже никого на месте не было. После успокаивающего письма из РЖД это, конечно, подействовало шокирующе.

Потому что, даже если учитывать, что поток поездов на данной линии сократился и у РЖД нет необходимости в таких затратах, все равно можно найти множество возможностей, как использовать этот уникальный участок. Тот же экскурсионный паровой поезд, следующий из Бологого, можно закольцевать на Торжок. До Торжка идёт «Ласточка» от Твери, в оттуда можно куда угодно ехать — хоть в Москву, хоть в Питер. И все эти средства, которые РЖД тратили на зарплату сотрудникам, думаю, легко отобьются за счет туристов.

Еще один огромный потенциал у данной линии и станций — киносъемки. Это же готовые декорации к фильму, действия которого могут разворачиваться хоть в советские времена, хоть в царские.

Ну, и нельзя сбрасывать со счетов обычное пассажирское движение. Раньше по этой линии ходил поезд Москва — Осташков. Соответственно, у местных жителей была возможность доехать до столицы вообще без пересадок. Сейчас остается лишь пригородный состав, который, к слову, тоже на время отменили, но в 2014 году вернули, потому что для многих он единственная связь с цивилизацией. Там есть места, где нет дорог вообще никаких, то есть даже на машине туда просто не доехать. И для людей этот пригородный поезд — единственный вариант куда-то выбраться: на рынок, в больницу, еще куда-то.

Так что мы, конечно же, намерены не оставлять это дело. Вновь будем обращаться в РЖД. Думаю, на этот раз уже сразу к главе — Олегу Белозерову», — заключил Юрий Егоров.

О возможном отсутствии интереса в сохранении в аутентичном виде станций Ранцево и Скакулино, находящихся в историко-заповедной зоне Октябрьской железной дороги, косвенно говорит тот факт, что Кувшиновская линия выбрана в качестве пилотного участка для внедрения «системы дистанционного управления маневровыми локомотивами», когда машинист выполняет функции сразу всех станционных работников: сцепляет и расцепляет вагоны, переводит стрелки, а локомотив ездит по станции, как радиоуправляемая игрушка.

А это значит, что существующие ныне раритетные приборы, скорее всего, в ближайшее время будут переоборудованы.

Член Президиума Совета тверского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Павел Иванов также рассказал «Московской газете» об исторической ценности этой линии железной дороги.

«К сожалению, все зависит исключительно от доброй воли РЖД. Проблема в том, что даже если поставить станции «на охрану» (придать им охраняемый статус — прим. ред.), то это все равно будет просто заброшенные здания. Никакой пользы это не принесет. Поэтому линия, конечно, должна быть действующей. Это же одна из таких фишек Тверской области — рядом с Москвой иметь такой вот совершенно замечательный уголок исторической железной дороги. И ценность ее сложно переоценить. Ведь в годы войны эта линия была одной из главных, по которой снабжался весь Калининский фронт, внеся немалый вклад вообще в Победу. По ней возили раненых, возили боеприпасы под Ржев.  Ее постоянно бомбили. То есть это просто такая героическая линия. И её вот так бросать, потому что она уже не рентабельная — это будет очередное преступление против нашей истории и культуры.  

На том же участке Бологое — Куженкино, где сейчас ходит паровой поезд, уже современные пути на щебенке, бетонные шпалы. То есть аутентичность немного утрачена. Из исторического только сам поезд и два вокзала. А участок Ранцево — Скакулино, несмотря на бомбежки, еще много чего сохранил. Старинное полотно, песчаная подушка,  исторические вокзалы, семафоры, то есть та система, которая работала более полувека назад и продолжает работать.  

По этой же линии проходил знаменитый поезд Москва — Осташков. Да и сейчас было бы неплохо запустить вновь поезд из Москвы на Селигер по маршруту: Лихославль — Торжок — Кувшиново — Соблаго — Осташков. Несомненно он пользовался бы популярностью! Ведь Селигер — это замечательная территория, очень богатая и природными, и архитектурными памятниками. И вернуть туда поезд, который ходил бы напрямую из Москвы, пусть даже в летнее время, да хотя и зимой там много было бы туристов, — это был бы огромный плюс к развитию туризма в Тверской области и России вообще», — считает Павел Иванов.

Общественники также обращают внимание на то, что, несмотря на распоряжение вице-президента ОАО «РЖД» от 2011 года о составлении каждой железной дорогой списков объектов, которые должны быть сохранены, вошедшие в список вокзалы в Войсковицах (где, к слову, снимался фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2») и Вруде были снесены. На очереди также значащийся среди охраняемых вокзал в Токсово.

Искусствовед, штатный заместитель председателя Совета ТРО ВООПИиК Александра Смирнова рассказала «Московской газете», что станция Ранцево вместе со зданием вокзала и инженерным оборудованием уже является выявленным объектом культурного наследия, но для придания им охранного статуса еще нужна независимая экспертиза.

«Из перечня выявленных объектов культурного наследия, размещенного на сайте Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, мы знаем, что на основании приказа Главного Управления от 15.01.2018 № 2-нп выявленными объектами культурного наследия считаются следующие памятники архитектуры, расположенные по адресу — Тверская область, Кувшиновский район, Сокольническое сельское поселение, поселок Ранцево:

«Ансамбль железнодорожной станции Ранцево участка Кувшиново — Селижарово Кувшиновского подъездного пути Октябрьской железной дороги, 1913 — конец 1940-х г.г.» в составе указанных в пунктах 1-9 настоящего приказа объектов

1.«Здание пассажирское (вокзал) железнодорожной станции Ранцево»,

2.«Стрелочная будка в нечетной кувшиновской горловине»,

3.«Стрелочная будка в четной селижаровской горловине»,

4.«Ручная стрелка с флюгарками в нечетной кувшиновской горловине»,

5. «Ручная стрелка с флюгарками в четной селижаровской горловине»,

6.«Механические шлагбаумы (два) на железнодорожном переезде с лебедкой и системой гибких лаг»,

7.«Механический семафор, расположенный со стороны перегона от станции Кувшиново с системой гибких тяг, компенсатором и станком управления»,

8.«Механический семафор, расположенный со стороны перегона от станции Селижарово с системой гибких тяг, компенсатором и станком управления»,

9. «Пассажирская платформа с песчаным покрытием образца начала XX в. железнодорожной станции Ранцево».

Это означает, что все вышеперечисленные объекты находятся под защитой Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 №73-ФЗ в полной силе. И собственник обязан эту сохранность и безопасность обеспечивать в полной мере.

Какой охранный статус получат эти объекты, и будут ли они вообще оставлены в реестре объектов культурного наследия, зависит от результатов независимой государственной историко-культурной экспертизы. Последние годы в нашем регионе эту экспертизу в отношении объектов, связанных с железной дорогой, оплачивает, как ни странно, совсем не РЖД, а сама Тверская область из нашего с вами бюджета. Последние такие объекты — это Ансамбль железнодорожной станции Мста участка Бологое — Сонково Октябрьской (бывшей Рыбинско-Бологовской) железной дороги, 1868–1870 гг. В составе следующих объектов: здание вокзала, водонапорной башни, водоподъемного здания (расположенные по адресу: Тверская область, Удомельский район, Мстинское сельское поселение, станция Мста) и «Водонапорная башня на 86 км участка Ранцево — Селижарово Октябрьской железной дороги» (расположенная по адресу: Тверская область, Селижаровский район, Березутское сельское поселение, остановочный пункт (бывшая железнодорожная станция) Новоселки).

Станция Скакулино в данный момент никакими охранными статусами, к сожалению, не защищена», — резюмировала Александра Смирнова.

Кувшиновская линия строилась в несколько приемов. Первый участок Торжок — Кувшиново открылся в 1911 году, второй Кувшиново — Селижарово в 1917-м, и, наконец, в  1928-м году линия прошла до станции Соблаго, протянувшись от Торжка до Соблаго на 165 км.

В советское время по этой ветке ходили регулярные пассажирские поезда: Москва — Осташков, Осташков — Тверь, Осташков — Торжок, который впоследствии сократили только до Кувшиново. Сейчас по этой линии ходит только пригородный поезд Осташков — Кувшиново да редкий сборный грузовой.

По данным 2018 года погрузка всей Кувшиновской линии составляет в среднем 11,55 вагона в сутки, выгрузка — 17,7 вагона.

Автор: Денис Калугин
ТеГИ
Тверская область, Ранцево, Скакулино, Архнадзор vs РЖД
Поделиться
Похожие новости